![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический анализ урока (методическая разработка). Гаврилова Т.А. состоит в организации познавательных процессов, а также в управлении усвоением
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА. состоит в организации познавательных процессов, а также в управлении усвоением представлений, понятий, формированием умственных действий и решением мыслительных задач. Направления данного этапа анализа: 1. Восприятие. 2. Мышление. 3. Формирование понятий. 4. Формирование умений и навыков. 5. Память. Теоретическая справка. (1) Восприятие - это целостное наглядно-образное отображение действительности, то " живое созерцание", с которого начинается любой процесс познания. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить правильное восприятие учебного материала всеми учениками. Восприятие организуется так, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел, что требуется, не только слушал, но и услышал. Наиболее важным показателем является его осмысленность. Если восприятие учащихся на уроке не организованно, то процесс осмысления происходит стихийно. В этом случае одни и те же предметы и факты действительности в сознании учащихся отражаются неодинаково, вызывают разные образы. Чтобы избежать этого, учитель может разъяснить, что, с какой целью и как должны ученики воспринимать (см. Приемы организации восприятия). В этом ему помогают и наглядные средства. Надо помнить, что неправильно составленное или подобранное наглядное средство может ухудшить восприятие и понимание учениками сути излагаемого материала. При составлении наглядности и ее предъявлении следует учитывать следующие психологические закономерности: - фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.д.) в восприятии объединяются и группируются; - близко расположенные фигуры воспринимаются лучше; - из контрастных цветов наибольшее значение имеет сочетание черного и белого и черного с желтым; - главный материал должен располагаться в центре; - лучше всего воспринимаются условные знаки, контур которых образован прямыми линиями, то есть надписи печатными буквами воспринимаются легче прописными; - восприятие улучшается при " редкой развеске" наглядности (отдельные стенды, плакаты, картины должны быть разделены пустым пространством); - количество основных изображений на плакате, схеме, слайде должно быть в пределе пяти-семи, что соответствует нормальному объему восприятия; - количество предъявлений наглядности (слайдов, схем и т.д.) не должно превышать четырех-десяти в течении урока, а длительность предъявления не должна быть более 15-45 сек; - оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма на уроке - не более 10 минут, а общее время использования ТСО на уроке - 20-25 мин; - динамическая наглядность полезнее статистической, так как первая позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемого явления; - длительный показ статистической наглядности снижает иноязычную активность учеников, так как позволяет им в этот период воспользоваться родной речью.
|