Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Активность общения
На протяжении дошкольного возраста резко изменя- ются содержание и фор.мы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его -отношении к само- му себе.
Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, и в результате перестроились отношения воспитателя с воспитанником..
У детей преддошкольното возраста складывается потребительское отношение к взрослым, в особенности близким людям. Мать, воспитательница для них преж^ де всего, источник удовлетворения своих насущных по- требностей. Хотя у дошкольника это отношение частич- но еще сохраняется (в младших группах), однако оно играет все меньшую роль в определении интереса ре- бенка к взрослому. Теперь дети многое могут сделать сами и не нуждаются в постоянной опеке взрослых.
Основным мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение со взрослыми, является содержательность этого общения. Ребенок к 3—4 годам открыл, что взрос- лые много знают, что они все умеют, могут все пока- зать, научить. Они, всегда разберутся в том, кто пра- вильно поступил, а кто ошибся. Взрослые запрещают и разрешают, сердятся и ласкают, требуют и хвалят. Взрослый становится авторитетом для ребенка. До- школьники все чаще присматриваются к тому, как дей- ствуют взрослые, и подражают им. Это подражание происходит уже на более высоком уровне, чем у малы- ша, оно имеет произвольный характер. Подражание взрослому, его действиям, а затем и взаимоотношениям с другими людьми ярче всего обнаруживается в роле- вых играх дошкольников...
Исследования показали, что в играх детей отража- ется трудовая деятельность людей, их быт и взаимоот- ношения. К концу дошкольного возраста образы неко- торых людей-профессионалов принимают обобщенный характер, а конкретный взрослый приобретает автори- тет (отец, мать, воспитательница).
Изменяются и взаимоотношения дошкольника со сверстниками. Для дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется желание играть с другими детьми, а старший дошколь- ник вообще не может играть один: он стремится рас- сказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним тру- довые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детыми: товарище- ство и зачатки' друж'бы... Дети заботятся друг о друге, скучают без друзей, стараются помочь товарищу, вни- мательны к малышам. Накопленный каждым ребенком практический опыт жизни и совместной с другими деть- ми деятельности создает возможности для формирова- ния первых маленьких'коллективов.
Если воспитатель " эти возможности систематически
использует, он может достичь значительных успехов в формировании новых взаимоотношений детей друг с другом.
Организуя совместную деятельность детей, группи- руя их по двое и трое, в соответствии с их подготовлен- ностью и индивидуальными особенностями, определяя обязанности такой рабочей группы, а затем оценивая результаты работы, воспитатель вызывает у детей по- требность обсудить действия каждого' ребенка как то- варища, как члена коллектива, т. е. всей группы...
Активность ребенка в общении, так же как и позна- вательная активность, приобретает у детей дошкольно- го возраста управляемый, произвольный характер. Вос- питатель с помощью правил регулирует поведение ре- бенка.... включение в жизнь ребенка тщательно разра- ботанной программы требований, которые регламенти- руют поведение детей (за столом и в спальне, в разде- вальной и на занятиях), в значительной мере определя- ет действия детей в конкретных условиях их жизни. Но, что очень важно, правила становятся основой и для оценки ребенком своих действий и качеств, действий и качеств других детей, а также своих взаимоотношений в коллективе.
Если ребенок 2—3 лет подчиняется единичным тре- бованиям «надо» и «нельзя», действует в конкретной ситуации, то отличительной особенностью поведения детей пяти-, семилетнего возраста является переход к обобщенному восприятию правил. Правило приобрета- ет к концу дошкольного периода характер обобщенной нормы поведения...
Накапливая социальный опыт, опыт общения с деть- ми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реаль- ным и вымышленным.
На этой основе оформляются нравственные отноше- ния детей к 0'кружающим...
|