Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скорочтение. Шаманство над книгой
Быстрое чтение многим кажется мистическим явлением. Так пошаманим же над книгой.
Первоклассник читает по буквам. Постепенно он приобретает навык чтения и начинает читать словами. От школьника требуется, чтобы он прочитал все, что написано в учебнике. В высших учебных заведениях студента учат пользоваться специальной литературой, справочниками, находить нужную информацию в бездонном море книг и библиотечных каталогов. Студент приобретает навык читать не все, а только то, что необходимо. Он знает, как найти то, что нужно. Основные предпосылки быстрого чтения можно перечислить в 4 пунктах. 1. Иметь широкое поле зрения. Выделять в тексте только самое важное. 2. Подавлять проговаривание текста. 3. Иметь психологическую установку, направленную на мгновенное схватывание смысла. 4. Читать с применением эффективных стратегий запоминания информации.
Вполне возможно, что требования к скорочитающему могут показаться жестокими, однако каждый человек имеет значительно большие возможности, чем он подозревает. Поэтому в требованиях к читающему нет ничего невозможного. Увеличить скорость чтения можно, не только приобретя прогрессивные стратегии чтения, но также избавившись от снижающих скорость факторов. Выделяют следующие факторы снижения скорости чтения: v Рассеянность внимания v Неспособность отличить нужную информацию от ненужной v Отсутствие ясной цели чтения v Медленные стратегии чтения, которые предполагают чтение и восприятие слов, а не смысла.
В процессе быстрого чтения человек привыкает к сознательному сжатию текста, к оперативному извлечению из него сути, содержащихся в опорных словах. Человек улавливает основную мысль в тексте, составляющую основу знаний, для того, чтобы, используя мышление, закладывать основы нового знания. Такое чтение нагружает глаза слабее, чем обычное медленное чтение.
Ключевые слова и скорочтение Вот как определяет словарь слово «смысл»: «Смысл – это информация, которая должна быть обязательно понята». Если текст очистить, как капусту от листьев, снимая слои словесных штампов, отбрасывая эмоциональную сторону текста, выкинув вступительную и заключительную части, то останется компактная словесная форма, четко отражающая свое содержание – главный смысл. Смысл содержится в том, что можно выразить несколькими словами.
Предугадывание содержания текста Достоинство стандартного оформления и структурирования материала в том, что читатель уже ориентируется в пространстве материала, еще даже не начав читать его! Привыкнув к данной структуре, читатель пользуется этой априорной организационной информацией, но совершенно не нуждается в ее повторном освоении. Читатель, знающий форму, мгновенно постигает содержание. Регулярное чтение материалов одинакового жанра требует освоение формы только при прочтении первых произведений, а при чтении следующих произведений форма превращается в информационную избыточность. Итак, стандартная форма не препятствует скорочтению, а способствует ему. Вот такая диалектика: форма содержательна, а содержание оформлено. Информационная избыточность содержится в форме, в структуре и в тех словах, которые ее объясняют. Предугадывание текста помогает определенный порядок построения текста: S Заголовок; S Вступление; S Главная часть; S Заключение.
Во вступлении кратко освещаются проблемы, рассматриваемые далее в тексте. Может быть приведена история рассматриваемой проблемы. В главной части излагается основная информация. Она делится на части, главы, разделы. Здесь излагается фактографический материал, суть исследований, экспериментов. В заключении подводятся итоги, делаются выводы и обобщения. Разные тексты имеют разную структуру. Например, учебная литература, как правило, будет иметь в конце главы учебные задания или конкретные вопросы по теме главы.
Работа над текстом Работая над сложным текстом, каждый читатель вырабатывает свои приемы переработки текста. Вот некоторые рекомендации, которые имеют универсальный характер и пригодны для всех. Прочтите заглавие и первый абзац. После этого решите, есть ли у вас достаточная база, то есть предварительное упрощенное знание, для того чтобы продолжить чтение и овладеть более сложным знанием. Посмотрите, как организован материал. Если вы нуждаетесь в дополнительной подготовке, обратитесь к другому источнику. Ознакомьтесь с основными идеями. Просмотрите заголовки и подзаголовки. Используйте рисунки, схемы и диаграммы для активации своего образного мышления. Найдите слова, необходимые для освоения материала, значения которых вы не можете понять из контекста. Проверьте свое восприятие. Периодически останавливайтесь и спрашивайте себя: «Что я выучил?» Увяжите это с тем, что вы уже знаете. Перечитайте. Если вы не восприняли идею, вернитесь к прочитанному и перечитайте его вновь. Выразите смысл сложных идей своими словами. Дочитайте до конца. Не расхолаживайтесь и не прекращайте чтения. Идеи могут стать понятнее в процессе дальнейшего чтения. Когда закончите чтение, просмотрите прочитанное и вернитесь к идеям, которые не усвоили. Записывайте в процессе чтения. Подчеркивайте, конспектируйте или записывайте выводы, это поможет вам сосредоточиться на чтении и усвоить материал.
Заметки на полях книги На свободном от текста листе книги делайте краткие записи со ссылкой на страницу книги. Когда через несколько лет вам придется вновь обратиться к этой книге, пометки окажут вам неоценимую услугу: просмотр книги вы замените просмотром записей. Учитывая, что менталитет человека с годами меняется незначительно, вы мгновенно восстановите мысли, записанные «вашим кодом» и находящиеся в вашем интеллектуально-эмоциональном пространстве. Естественно, этим записям должны внутри самой книги соответствовать определенные «пометки». Опытные читатели изобретают систему обозначений, которая отражает эмоциональное отношение, связь данного абзаца с другими, модальность идеи или мысли, смысловое отношение.
Чтение без проговаривания слов Если вы читаете молча, не бубните, не шевелите губами и не двигаете языком во время чтения, то это вовсе не означает, что вы читаете, не используя центр мозга, отвечающий за разговорную речь. Слова все равно превращаются сначала в звуковые образы, а потом в незвуковые формы. Большинство людей воспринимают текстовую информацию сначала в качестве звуковых образов, а лишь затем перекодируют информацию в визуальные или чувственные смысловые образы. Эффект проговаривания читаемых слов состоит из двух процессов: внутреннего – когда читатель проговаривает слова про себя, а вернее – когда они ему «слышатся»; речевого – когда проговаривание сопровождается механическими движениями органов речи.
Физиология мозга и чтение У человека за произнесение слов и за их осмысление отвечают разные зоны мозга (зона Брока и зона Вернике). Во время чтения вслух задействованы обе зоны. Во время чтения молча зона, ответственная за произнесение слов, работает тоже, мешая при этом скоростному восприятию текста. Зона Вернике находится в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли. Эта часть мозга не получает акустическую информацию. Кроме того, она связана с корковыми областями зрительного анализатора, хотя непосредственного от глаз она информацию не получает. Зона Вернике ответственна за интерпретацию чужой речи и формирование основного смысла высказываний самого человека. Ее поражение приводит к нарушению понимания устной речи. Зона Брока расположена в третьей лобной извилине. В этой части мозга представлены моторные образы слов. Нарушение работы зоны Брока приводит к тому, что человек, понимая, что ему говорят, не в состоянии сам что-либо произнести. При отключении зоны Брока фонематический слух не страдает. При повторении слов они не искажаются, при письме не возникает грубых ошибок.
Эксперименты и наблюдения в области подавления проговаривания слов при чтении
1. Американскими учеными проводился следующий эксперимент: испытываемым давали читать текст и просили произносить фразы, не имеющие отношения к тексту. Сначала испытываемые не могли нормально воспринимать текст, однако в результате тренировок способность воспринимать текст вернулась. 2. Оказалось, что если у полиглотов или людей, владеющих несколькими языками, повреждены речевые центры, то восстановление речи после полученных травм обычно проходит следующие четыре стадии: понимание речи на родном языке, способность им пользоваться, понимание речи на чужом языке, способность им пользоваться. 3. При помощи специальной аппаратуры была проанализирована интенсивность внутреннего проговаривания во время чтения. Исследования выявили следующие факты. При чтении текстов на родном языке мускульное напряжение языка и губ было минимально. При чтении иностранных слов в тексте из русского языка интенсивность проговаривания резко возрастала. Механическая фиксация губ, языка является неэффективным методом и позволяет затормозить только периферическую часть речедвигательного анализатора. Графическую символику знакомых слов может воспринимать наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами и образами. 4. У детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Если в 6-7 месячном возрасте с ребенком проводить специальные упражнения, то он значительно раньше начнет выговаривать сложные слова. 5. Было замечено, что при поражении зоны Брока, отвечающий за представления моторных образов слов, не только страдает самостоятельная речь, но и нарушаются другие двигательные реакции, в первую очередь те, с помощью которых мы передаем друг другу информацию. Нарушается жестикуляция, особенно сопровождающая нашу речь. Испытываемый не способен с помощью знаков передать своему партнеру даже самую несложную инструкцию. Сам, без подсказки, он не сможет вспомнить, каким жестом можно подозвать к себе партнера, как попрощаться с ним, бывшие военнослужащие не в состоянии воспроизвести жест воинского приветствия. Мало того, испытываемый и сам не понимает адресованных ему жестов, не отличает приветственного жеста от жеста угрозы.
Упражнение на расширение поля зрения Выполните последовательно следующие действия. Выберите какой-либо предмет и сосредоточьте внимание на нем. Боковым зрением старайтесь увидеть все, что окружает выбранный вами предмет. Сосредоточьте вновь все внимание на центре выбранного вами предмета. Во время выполнения данного упражнения анализируйте свои ощущения. Что происходит с вашими глазами? Изменяется ли «резкость» предмета, находящегося в центре внимания? Тускнут ли предметы вокруг? Вы можете расширить угол зрения при помощи компьютерной программы. Программа реализует показ порции цифр на короткий промежуток времени.
Таблица Шульте и расширение угла зрения При движении взгляда наибольшая острота зрения возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит считывание информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте. Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредотачивать в центре квадрата и боковым зрением пытаться найти все числа от 1 до 25. Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать несколько таблиц, на которых числа расположены по-разному. Работа с таблицей Шульте развивает объемное внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Главное - не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблице видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры. При регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и позволяет повысить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима распознавания печатных символов. Цель при работе с таблицами Шульте – одним взглядом охватывать все числа, как в верхней, так и в нижней строчке. Перечисление чисел предназначено для тренировки сканирующего режима работы внимания при одновременном параллельном режиме работы внимания.
Пример таблицы Шульте Советы по чтению учебной литературы
Запланируйте время чтения. Каждый тип текста имеет свою норму чтения. Например, скорость чтения увлекательного рассказа выше, чем текста по биологии. Тексты отличаются и тем, насколько «гладко» они написаны, следовательно, некоторые из них придется читать медленнее. Отметьте, сколько страниц в час вы можете прочитать. Имея точную оценку скорости чтения, вы сможете лучше планировать свое учебное время. Сначала просмотрите главу. Определите разделы, которым автор выделил больше места. Если вы ограничены во времени, пропустите короткие разделы. Перед чтением просмотрите заглавие, заголовки и подзаголовки, подписи к рисункам, схемам, графикам и картам, вводный и заключительный абзацы, выводы. Во время чтения перефразируйте заглавие, заголовки и подзаголовки в вопросы. Спрашивайте себя: «Что я читал на эту тему?» Первое предложение каждого параграфа читайте более внимательно, чем конец параграфа. Законспектируйте оглавление и первые предложения каждого параграфа прежде, чем читать текст целиком. Затем закройте книгу и спросите себя, что вы знаете о предмете. В каждом предложении сосредоточьте внимание на предметах, действиях и основных утверждениях. Прежде чем перечитывать текст, запишите на бумаге запомнившиеся вам важные фрагменты текста. После прочтения параграфа повторите его своими словами. Конспектируйте текст, но своими словами.
Повторение – мать учения
|