Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликтные парадигмы
Работа К. Маркса " Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852 г.) развивает ранее высказанные положения в трудах " Классовая борьба во Франции" и " Манифест коммунистической партии". Исходный ее тезис состоит в том, что вся история человечества является историей борьбы классов как следствие антагонистическогохарактераихвзаимоотношений, противоположности интересов. Вместе с тем, Маркс более обстоятельно анализирует социальную структуру буржуазного общества Франции середины XIX века, показывая, что в целом в мелкобуржуазной стране противостоят не в " чистом" виде буржуа и пролетарии, в революционных событиях 1848-1951 г.г. принимают активное участие крестьянство, мелкая буржуазия, люмпен-пролетариат. Реакционность мелкого, " парцеллярного" крестьянства, по мнению Маркса, определила поражение пролетариата и приход к власти сначала в виде президента, затем императора авантюриста Луи Бонапарта - племянника.
Первая часть работыМаркса, представленнаяв хрестоматии, посвящена анализу классовых взаимоотношений во Франции после Великой французской революции 1789-1795 гг., а в центре анализа находятся события Февральской революции 1848 г. Здесь Маркс дает сравнительный анализ двух типов революций - буржуазной и пролетарской, показывая слабости, незрелость пролетариата в данной революции, позорное предательство буржуазной демократии. Главная идея Маркса заключается в том, что в мелкобуржуазной стране выступление пролетариата как революционного класса было обречено и что " ад буржуазной монархией Луи-Филиппа может следовать только буржуазная республика, т.е. если, прикрываясь именем короля, господствовала небольшая часть буржуазии, то отныне будет господствовать, прикрываясь именем народа, вся буржуазия в целом".
В работе Ф. Энгельса " Анти-Дюринг", изданной в 1878 г., систематически ицелостноизложены основы материалистического понимания истории, т.е. фундаментальные положения марксистской социологической парадигмы.В хрестоматии полностью воспроизведен тот раздел - " Очерки теории", в котором автор специально ставит данную проблему. Разумеется, Энгельс хорошо знает и опирается на известные работы К. Маркса, в частности " К критике политической экономии (Предисловие)", но здесь он ставит задачу дать общую картинуисторической необходимости и неизбежности социализма, обоснованную материалистически, детерминированную социально-экономическими императивами.
Характерно, что в данном фрагменте Энгельс не просто провозглашает истины, общие положения, но дает их развернутый анализ, подчеркивая, что классовый конфликт формируется на базе конфликта между производительными тми и способом производства. Энгельс подробно и предметно анализирует сущность, происхождение и развитие данного конфликта в буржуазном обществе. Он приходит к выводу, что " противоречие между общественным производством и капиталистическимприсвоениемвыступаетнаружукак антагонизм между пролетариатом и буржуазией". С другой стороны, данное противоречие как глобальное общественное противоречие воспроизводится как противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всём обществе.
Энгельс, как и Маркс, отвергает идею автоматического краха буржуазного общества вследствие " работы" данных конфликтов, антагонизмов, экономических кризисов и т.д. Он с материалистических позиций объясняет формирование рабочего класса, его классовую борьбу и историческую миссию. При этом автор делает вывод о том, что исторические процессы неизбежно ведут к социализму, заявляя в конце изложения, что сама идея социализма является " теоретическим выражением пролетарского движения.
М. О. Мнацаканян
|