Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парадигма социального действия
Парадигма социального действия относится к интерпретивным парадигмам, суть которых состоит в том, что они своими корнями уходят в так называемую герменевтическую социологическую традицию (герменевтика - учение и искусство толковании различных явлений, понимания чужой индивидуальности, включающее в себя правила, согласно которым должны строиться объяснения поведения людей).
Основоположником парадигмы социального действия явился М. Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, создавший " понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.
М. Вебер исходил из того, что социология в первую очередь призвана понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди им придают, посредством выявления связи между поставленной индивидами целью и доступными средствами ее достижения. Социолог был убежден, что по мере развития общества люди думают и действуют более рационально, поэтому вес большее количество социальных действий становятся понимаемыми, предсказуемыми, что в конечном счете приводит и к проникновению в суть, " расколдовыванию" человеческого бытия.
В хрестоматии представлены три работы социолога. В первой из них - " Основные социологические понятия" - обратим внимание на то, что Вебер радикально разграничивает естественные и социальные науки. Так, если естественные науки устанавливают универсальные законы развития мира, то задача социальных наук - дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей в их конкретных исторических контекстах, учитывая, что ценности, выражающие общие поведенческие ориентиры, всегда историчны и относительны. Тем не менее социология становится научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально по крайней мере значительную часть времени. И еще - социология является наукой благодаря тому, что она должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка, что, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, они не должны лишь вторгаться в научные разработки. Вместе с тем социология изучает действия людей с учетом детерминации общезначимых для конкретного исторического времени ценностей -истины, справедливости, красоты и т.д.
В работе " Протестантская этика и дух капитализма" социолог настаивает на необходимости выявлять связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. Связи эти, как правило, латентны, не лежат на поверхности явлений. От социолога требуются усилия, чтобы " заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так, в указанной работе " Протестантская этика и дух капитализма" Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития " духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером социальных действий - лишь одна часть исследования. Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить, как и почему протестантские Ценности, которые сами по себе, явно не были нацелены на определенные экономические результаты, скрыто, независимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению социолога, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными ценностями социальные действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам к обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране. И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми социальная реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.
Знакомство с работой " Политика как призвание и профессия" позволяет уяснить суть веберовских представлений о рациональной политике, основанной на профессиональном управлении, которая противостоит идеи " самоуправления народа". Интерес представляет и видение социологом способов минимизации коррупции в сфере власти.
С.А. Кравченко
|