Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предыстория информационного консалтинга в политических кампаниях
Мы никогда точно не узнаем, кто был первым политическим консультантом. Возможно, им стал тот самый человек, который в 1758 г. предложил одному из кандидатов в колониальную Ассамблею Вирджинии приобрести прохладительные напитки для своих избирателей. Именно этот кандидат создал прецедент псевдособытия, купив своим сторонникам 160 галлонов питья стоимостью 39 фунтов, дабы тем было чем отметить его избрание. Выборы он выиграл. Имя его было Джордж Вашингтон. И хотя имени первого консультанта мы никогда знать не будем, можно предположить, что это был кто-то из друзей или родственников кандидата, предлагавший ему свои советы, время и силы и работавший уже на первых выборах. Рождение политических кампаний новое государство увидело вскоре после Войны за независимость. Подъему политического консультирования в молодой Америке способствовал ряд факторов. Первым был очевидный факт наличия в обществе различных интересов и группировок. Хотя различие интересов существовало и до войны, оно во многом игнорировалось или временно приглушалось, дабы не расшатывать единство нации и не отвлекать ее от ратных дел. По окончании военных действий проявлению разногласий уже не мешало ничто. С момента окончания войны и вплоть до 1787 г. во всех штатах государства постепенно сложились две фракции. Городская фракция, сосредоточенная в городах восточного побережья, состояла из относительно богатых бизнесменов и представителей либеральных профессий, имевших широкий взгляд на национальную политику и выступавших за сильное центральное или федеральное правительство, которое бы защищало собственников и способствовало развитию торговли, промышленности и бизнеса. На юге многие крупные плантаторы, чьи экономические интересы были близки интересам городских предпринимателей, разделяли подобные взгляды. Сельская фракция, сосредоточенная в малонаселенных и удаленных от побережья общинах, состояла главным образом из мелких фермеров и отличалась местечковыми настроениями. Эта фракция выступала за более слабое центральное правительство, которое ставило бы местные сельскохозяйственные интересы выше торговли и бизнеса. Между фракциями возникали также разногласия по поводу тарифов, использования бумажных денег и пр. Многие из этих проблем были вынесены на обсуждение летом 1787 г., когда собрался конституционный конвент с целью учреждения нового центрального правительства. Борьба за ратификацию новой писаной Конституции была первой, подлинно национальной политической кампанией. Борьба за ратификацию Конституции и против нее потребовала координации усилий, которые перешагнули границы штатов. Аргументы, оказавшиеся действенными в одном штате, быстро передавались в ратификационные конвенты других штатов. При этом голосование в некоторых штатах либо откладывалось, либо проводилось раньше намеченного времени — в зависимости от того, какое это оказывало воздействие на другие штаты. Газетные статьи и другие печатные материалы, появлявшиеся в одном штате, перепечатывались и использовались в других. Сторонники ратификации в тех штатах, где она уже состоялась, становились консультантами тех, кто только еще за нее боролся. В декабре 1787 г. после напряженных трехнедельных дискуссий Пенсильвания стала вторым штатом, который должен был ратифицировать Конституцию. Антифедералистам в Пенсильвании не удалось предотвратить ратификацию, однако они выпустили манифест под названием «Несогласие меньшинства» {Dissent of the Minority), который оказал большее влияние на новое правительство, чем какой-либо другой материал, подготовленный для этих дискуссий. Пенсильванское «Несогласие меньшинства» содержало антифедералистские возражения, суть которых сводилась к тому, что в предложенной Конституции не гарантировались индивидуальные права граждан. И хотя федералисты доказывали, что эти права, специально в новой Конституции не рассматривавшиеся, сохраняли свою силу, пенсильванские антифедералисты требовали последовательного перечисления гражданских прав и свобод. В ходе обсуждений, длившихся еще в течение десяти месяцев, пенсильванское «Несогласие меньшинства» получило широкую известность и повлияло на результаты ратификации в других штатах. Приняв эстафету пенсильванских антифедералистов, оппоненты новой Конституции продолжали подвергать ее критике из-за отсутствия билля о правах. На многих из последовавших ратификационных конвентах, в том числе в штатах Массачусетс, Нью-Йорк и Вирджиния, федералисты одержали верх над колеблющимися делегатами, только пообещав, что первый же конгресс дополнит Конституцию биллем о правах. Некоторые штаты пошли еще дальше, предложив поправки с биллями о правах непосредственно во время ратификации. Все эти предложения послужили основой первых десяти поправок к Конституции, известных как Билль о правах, который и был принят первым конгрессом США в 1789 г. Помимо того, что ратификация Конституции стала первой политической кампанией общенационального масштаба, возникшие тогда споры вызвали к жизни и одну из первых консалтинговых кампаний. В конце 1787 г. сторонник ратификации, федералист Теодор Седвик {Theodore Sedgwick) и его оппонент, антифедералист Джон Бэкон {John Bacon), претендовавшие на одно и то же место в массачусетском ратификационном конвенте, выступили в дискуссии о достоинствах новой Конституции. Так было положено начало первым в истории страны дебатам, организованным в рамках избирательной кампании. И хотя имена Седвика и Бэкона давно забыты, их инициатива была продолжена в других кампаниях. Наиболее известными в истории остались дебаты 1789 г. между двумя будущими президентами США — Джеймсом Мэдисоном {James Madison) и Джеймсом Монро {James Monroe), которые в ходе избирательной кампании оспаривали друг у друга место в первой палате представителей. Таким образом, к моменту первой политической кампании, приобретшей общенациональный размах — кампании по ратификации Конституции США, — консалтинг стал фактом американской политической жизни. Несмотря на то, что советники и помощники кандидатов того времени были в основном добровольцами, они часто выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в организации псевдособытий, подготовке выступлений и печатных агитационных материалов. По мере того как нация начинала жить по новой Конституции, кампании становились привычным делом. С увеличением числа кампаний увеличивалось и количество кандидатов, обращающихся к друзьям и политическим помощникам за содействием. Самым подготовленным и способным из первых политических «оперативников» США был Джон Бекли {John Beckley). Бекли имел опыт работы на самых разных политических должностях и очень хорошо проявил себя в качестве первого секретаря палаты представителей Соединенных Штатов. Но помнят его прежде всего как первого менеджера политических кампаний. Будучи доверенным лицом Томаса Джефферсона {Thomas Jefferson), Бекли постигал ремесло в 1796 г. в ходе избирательной кампании по выборам президента США, участие в которой принимал и Джефферсон. Бекли провел тогда первый в истории американских кампаний «медиа-блиц», наводнив Пенсильванию, которая рассматривалась им в качестве решающего штата, 30 тыс.. бюллетеней и тысячами рекламных листков, превозносящих достоинства Джефферсона. Размах его усилий можно оценить уже по тому факту, что в Пенсильвании насчитывалось всего 12 тыс. голосовавших избирателей. Дальше больше. Бекли создал прецедент того, что сегодня назвали бы «лидеры общественного мнения». Лидеры разъезжали по всей западной Пенсильвании и повторяли там выступления Джефферсона. Сам Бекли делал сжатые изложения речей Джефферсона и распространял их в тех уголках штата, где, как ожидалось, они будут восприняты наилучшим образом. Хотя в целом по стране Джеффер-сон проиграл в 1796 г. Джону Адамсу (John Adams), в Пенсильвании он все-таки стал победителем. На президентских выборах 1800 г. Бекли вновь усердно работал на Джефферсона, теперь уже расширив рамки своей деятельности и охватив не только Пенсильванию, но также частично штаты Нью-Йорк, Коннектикут и Мэриленд. Одним из существенных его вкладов в кампанию стало активное распространение биографии кандидата, в которой утверждалось, что Джефферсон — «человек чистых устремлений, истинного благочестия, искренней и подлинной добродетели, светлого ума и высшей мудрости, почитатель Господа Бога, патриот своей страны, друг и благодетель всего человечества». На этот раз Джефферсон победил. Если Бекли был прообразом современного политического консультанта, то кампания Эндрю Джексона {Andrew Jackson) 1828 г. стала прообразом современной, управляемой при помощи СМИ кампании. Избранием Джексона руководил сенатор от штата Нью-Йорк Мартин ван Бюрен {Martin van Buren), возложивший проведение общенациональной кампании на созданную им лично группу политических активистов. К поддержке, имевшейся у Джексона в штате Теннесси и на Западе, ван Верен добавил усилия своей собственной организации в штате. Нью-Йорк. Затем он склонил на свою сторону лидеров Джорджии и частично Вирджинии и Каролины. Работая по принципу «сверху вниз» и опираясь в первую очередь на лидеров штатов, таких как Томас Харт Бентон {Thomas Hart Benton) из Миссури, и городских руководителей типа Алана Кэмпбелла (Alan Campbell) из Луисвилля, он создал общенациональную политическую организацию в поддержку Джексона. Фактически ван Верен представлял в одном лице две современные профессии — консультанта по общим вопросам и полевого «консультанта-оперативника». Как только лидер города или штата принимал сторону Джексона, все члены его команды становились местными джексоновскими «фанатами». Работая в избирательных округах, они распространяли литературу, организовывали поездки и выступления и, самое важное, устраивали в деревнях и небольших городках вдень выборов первые национальные кампании под лозунгом «Отдай свой голос» (Get-out-the-vote). Кампания Джексона использовала тогдашнее средство массовой информации, т.е. печать, двумя способами. Во-первых, она вовсю опиралась на симпатизирующую кандидату прессу. Представители штаба самоотверженно трудились, чтобы обеспечить ее благостными рассказами о герое Нового Орлеана. Во-вторых, команда Джексона выпустила огромное количество памфлетов, рекламных листков, плакатов и прочих печатных материалов, распространявшихся по всей стране. Поездки Джексона обставлялись таким образом, чтобы вызывать энтузиазм публики. Дополнением к типовым политическим выступлениям служили угощение с выпивкой, пение хором и распространение агитационной литературы. Более того, вспомнив о давнишнем прозвище кандидата — «Крепкий орешек» (Old Hickory), полученном за стойкость, проявленную в 1812 г. во время войны с Великобританией, сторонники Джексона раздавали на каждом митинге с его участием веники, палочки и тросточки из орехового дерева. На городских улицах и деревенских площадях этими же командами воздвигались высокие столбы из ореха. Подобно нынешним значкам, наклейкам на бамперы и растяжкам, эти предметы и сооружения являлись зримым выражением поддержки кандидата. Традиционно, начиная от Джорджа Вашингтона и позже, сами кандидаты в президенты не были активными участниками кампаний. Считая, что недопустимо проводить шумные кампании за обладание высшим постом в государстве и что не человек должен искать должность, а должность человека, Вашингтон и те кандидаты, которые становились президентами после него, не произносили предвыборных речей в течение целых 50 лет. Но вот в 1840 г. кандидатом в президенты США от либеральной партии был номинирован 67-летний Уильям Генри Хэррисон (William Henry Harrison) — бывший борец с индейцами, а также губернатор Индианы, член палаты представителей и сенатор от этого же штата. И хотя Хэррисона выдвинули еще и по причине безупречной репутации, демократы принялись обвинять его в некомпетентности и даже старческом слабоумии. Молчаливость кандидата, казалось, усиливала подозрения, и демократы вскоре прозвали его «генерал-молчун» (General Mum). Однако 6 июня 1840 г. молчун заговорил. Нарушив традицию, Хэррисон обратился к толпе со ступенек Национального отеля в г. Коламбусе, штат Огайо. Это было первое из двадцати трех его выступлений за время кампании. Продолжавшиеся от одного до трех часов, эти выступления успешно опровергали обвинения в некомпетентности и слабоумии. Неизвестно, помогал ли кто-нибудь Хэррисону сочинять его речи. Ясно только, что их тексты готовились заранее, так как либералы разослали по всей стране суррогатных ораторов, воспроизводивших по этим текстам выступления кандидата. Используя название деревушки, в которой Хэррисон одержал самую важную победу над индейцами, некто Уильям Огден Найлс {William Oggden Niles) написал и опубликовал «Учебник Типпикэну» (Tippicanoe Text Book) объемом 95 страниц, дабы снабдить «заместителей» Хэррисона материалами для выступлений. Усовершенствования средств передвижения и коммуникационных технологий в период после Гражданской войны значительно повлияли на политические кампании конца XIX в. В 1896 г. Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan), которому было тогда всего тридцать шесть лет, проявил редкую для кандидатов в президенты активность: он проехал 18 тыс. миль по железной дороге, чтобы произнести более 600 речей в 27 штатах для аудитории общей численностью более 5 млн человек. Его соперник Уильям Мак-кинли (William McKinley) даже не пытался следовать подобному графику. Вместо этого он воспользовался организационными талантами своего менеджера Марка Ханны (Marc Hanna), который догадался открыть «бюро спикеров»; к концу кампании в бюро работали 1400 человек, ораторствовавших в поддержку Маккинли. Совершенно неиспользованное в гонке Маккинли — Брайан почтовое ведомство наладило в том же году бесплатную доставку корреспонденции в сельскую местность, охватив своими услугами самые отдаленные районы страны. С тех пор все большее значение стали приобретать кампании, использующие почту. В последние десятилетия по мере появления компьютерных списков доставки консультанты по прямой почтовой рассылке стали совершенно необходимыми участниками американских избирательных кампаний. Подобно тому, как в 1896 г. распространение почтовых услуг по территории всей страны было проигнорировано, столетие спустя — в кампаниях 1996 г., — когда вовсю доминировало телевидение, лишь немногими наблюдателями был отмечен факт, что 513 тыс. избранных должностных лиц Америки, равно как их соперники, истратили на прямую почтовую рассылку больше средств, чем на какую-либо другую коммуникационную технологию. Вероятнее всего, подлинным предшественником современных политических консультантов был племянник Зигмунда Фрейда Эдуард Бернейз (Edward Bernays). Один из первых рекламных агентов в стране, Бернейз был привлечен президентом Вудро Вильсоном (Woodrow Wilson) для мобилизации общественного мнения в поддержку американского участия в первой мировой войне. Бернейз попытался внести научные принципы в организацию «паблик рилейшнз». И все президенты страны от Кальвина Кулиджа (Calvin Coolidge) до Дуайта Эйзенхауэра {Dwight Eisenhover) обращались к немуза советами. Свои теории политического консалтинга Бернейз обобщил в книге «Наука достигать согласия» (The Engineering of Consent). Само название книги говорит о позиции автора, убежденного в том, что правительство и политические лидеры могут приходить к согласию, используя рациональные, научно обоснованные, точные методы действий. Еще в 1920-е гг. Бернейз активно выступал за проведение опросов общественного мнения, а также за применение других технологий, характеризующих современные политические кампании. Если Эдуард Бернейз предвосхищал будущее, то калифорнийской супружеской паре Клему Уайтекеру (Clem Whitaker) и Леоне Бакстер (Leone Baxter) выпало на долю организовать фирму, которая послужила моделью для современного консалтингового бизнеса. Уайтекер пришел в консалтинг после того, как поработал политическим репортером в Сакраменто, а затем руководил собственным информбюро по распространению материалов о калифорнийских политиках в 700 газетах штата. Предшествующий опыт убедил его в том, что самая простая, но часто повторяемая тема является ключом успешной кампании. Говоря языком современных консультантов, Уайтекер отстаивал принцип непрерывности «послания». Свою будущую жену и партнера по бизнесу Леону Бакстер, работавшую тогда менеджером Торговой палаты Калифорнии, он встретил во время совместной акции по проведению местного референдума. С 1934 по 1958 гг. Уайтекер и Бакстер провели в Калифорнии 75 кампаний, выиграв 70 из них. Среди их клиентов были губернаторы Фрэнк Мерриам (Frank Merriam), Эл Уоррен (Earl Warren) и Гудвин Найт (Goodwin Knight). Уайтекер и Бакстер тщательно изучали своего клиента и его соперников, а также проблематику кампаний. Затем, опираясь на одну, самую простую тему, они разрабатывали общую стратегию кампании, помогали своему кандидату готовить выступления и рекламные материалы в соответствии с избранной темой. Они составляли графики выступлений и размещали рекламу — сначала в газетах, потом на радио и телевидении — так, чтобы те калифорнийские избиратели, на которых они нацеливались, обязательно получили послание кандидата. В 1950-е гг., когда Уайтекер и Бакстер заканчивали свою карьеру, наступила эра новых медиа. Хотя телевидение было впервые использовано на выборах в сенат США в 1950 г., только начиная с президентской кампании 1952 г. это средство массовой информации стало играть решающую роль в электоральной политике. Именно тогда оба кандидата в президенты от двух основных партий привлекли консультантов с целью освоения новой медиа-технологии. Большое внимание было уделено содержанию и методике создания серии рекламных роликов «Эйзенхауэр говорит с Америкой», которые помогли республиканцу Дуайту Эйзенхауэру одержать победу над соперником от Демократической партии, губернатором Иллинойса Эдлаем Стивенсоном (Adlai Stevenson). Часто забывают, что в кампании 1952 г., как и в последующих кампаниях, широко использовавших телевидение, консультанты оказали своим клиентам еще одну ценную услугу — они выработали стратегию покупки телевизионного времени, состоящую в том, чтобы послание кандидата дошло до нужных ему избирателей. Начало современной эпохи политического консалтинга, когда основной упор делается на использование телевидения, часто датируется президентской кампанией 1960 г. Изучение предыстории информационного консалтинга показывает, что современные медиориентированные консультанты продолжают дело своих предшественников, живших в самый ранний период становления нашего государства. Демократия воздает должное тем, кто умеет хорошо убеждать. Демократия разрешает внутренние споры при помощи урн для голосования. Те мужчины и женщины, которые стремятся занять государственную должность в такой демократической стране, как США, должны прежде всего уметь убеждать. И нас не должно удивлять то, что владеющие технологиями политического убеждения люди (идет ли речь об использовании остроумного высказывания, успешно проведенном факельном шествии, создании «бюро спикеров» для организации массовых устных выступлений, распространении по почте хорошо составленных обращений к избирателям, производстве и размещении телевизионной рекламы, компьютерном дизайне, создании сайта в Интернете и эффективном управлении им) всегда будут стоять за спиной кандидатов, за которых мы голосуем.
Рекомендуемая литература Friedenberg R. V. Communication Consultants in Political Campaigns: Ballot Box Warriors. Westport, Conn.: Praeger, 1997. Jamieson K.H. Packaging the Presidency. New York: Oxford University Press, 1984. Mickelson S. From Whistle Stop to Sound Bite: Four Decades of Politics and Television. New York: Praeger, 1989. ThurberJ.A., Candice J.N. (eds.). Campaigns and Elections American Style. Boulder: Westview Press, 1995. Trent J.S., Friedenberg R.V. Political Campaign Communication: Principles and Practices. 3d ed. Westport, Conn.: Praeger, 1995.
|