![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт взаимодействия экспертов с российским рынком PR-услуг
В конце анкеты экспертам предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся их личного опыта взаимодействия с различными структурами, предлагающими услуги в сфере PR, а также перечислить источники информации, откуда эксперты получают сведения о состоянии российского рынка PR в целом и о конкретных агентствах, действующих на нем. 89 экспертов (87% опрошенных) ответили на вопросы этой части анкеты. Поскольку ответы значительно дифференцированы в зависимости от сферы деятельности эксперта, приводящиеся ниже распределения даются также и отдельно по разным сферам деятельности. В Таблице 7 приведено распределение ответов экспертов на следующий вопрос: " Как часто Вы (Ваша организация, компания) пользовались услугами специалистов о области PR в 2001/02 году? ". Таблица 7. Распределение экспертов по частоте пользования PR-услугами (в % к численности каждой группы экспертов)
Приведенные в Таблице 7 данные говорят о том, что большинство экспертов так или иначе имели дело с рынком PR-услуг в 2001/02 году. Наиболее вовлечены в этот рынок эксперты, представляющие государственные и коммерческие структуры (здесь доля постоянно или регулярно пользовавшихся услугами PR составляет более 75%). Наименее вовлечены в этот рынок эксперты, представляющие общественные организации. Однако общение с экспертами в ходе проведения опроса позволяет утверждать, что именно представители общественных организаций наиболее часто имеют дело с рынком PR-услуг не как клиенты, а как партнеры (например, в нашем рейтинге как эксперты от общественных организаций выступают специалисты в области теории PR, разработчики методик и программ в этой области). Далее эксперты должны были ответить на вопрос о том, какого рода PR-услугами пользовались они лично либо их компания, организация в 2001/02 году. Отвечая на это вопрос, эксперты могли отмечать несколько вариантов ответов. Распределение ответов приведено в Таблице 8. Следует отметить, что в Таблице 8 в отдельную категорию выделена PR поддержка государственной политики, различных государственных институтов, организаций и учреждений. В принципе, этот вид PR-услуг можно рассматривать как частный случай политического консультирования, но оказалось, что для многих экспертов именно такая формулировка наилучшим образом позволяет идентифицировать услуги, которыми они пользовались. Возможно, это связано с тем, что политическое консультирование в большей степени ассоциируется именно с PR поддержкой электоральных компаний, с выборными технологиями. Таблица 8. Распределение экспертов по пользованию различными видами PR-услуг (в % к численности каждой категории экспертов; возможны несколько вариантов ответа и сумма может превышать 100%)
В Таблице 9 приведено распределение ответов экспертов на вопрос о том, к услугам каких специалистов в области PR обычно обращаются они или их организация, компания (возможны несколько вариантов ответов). Для большинства экспертов (и соответственно - для тех структур и организаций, которые они представляют), характерно использование нескольких сочетающихся форм сотрудничества со специалистами в области PR. Наиболее часто встречающаяся форма такого сотрудничества - это налаживание длительных контактов с каким-нибудь одним PR-агентством. Она часто сочетается с присутствием собственных специалистов в организации (или с наличием собственного PR подразделения). Очевидно, что такая форма организации работы позволяет достигнуть оптимальных результатов. Таблица 9. Распределение экспертов по обращению к разным типам специалистов в области PR (в % к численности каждой категории экспертов; возможны несколько вариантов ответа и сумма может превышать 100%)
Последний вопрос, который был задан экспертам, был сформулирован следующим образом: " Из каких источников Вы получаете информацию о рынке PR-услуг в России? " Распределение ответов приведено в Таблице 10 (возможны несколько ответов). Таблица 10. Распределение ответов экспертов на вопрос о том, из каких источников они получают информацию о рынке PR-услуг в России (в % к численности каждой категории экспертов; возможны несколько вариантов ответа и сумма может превышать 100%)
Самым популярным источником информации среди всех категорий экспертов является личное общение со специалистами в области PR. Вообще, подавляющее большинство экспертов пользуется несколькими источниками информации: каждый пятый эксперт (20% ответивших на этот вопрос) пользуется всеми перечисленными источниками; 26% используют 4 различных источника информации; 29% пользуются 3 источниками; 17% - 2 источниками информации; единственный источник информации используют только 8% экспертов, ответивших на этот вопрос. Среднее количество источников информации о российском рынке PR-услуг - 3, 3 для одного эксперта. По сферам деятельности экспертов этот показатель варьируется незначительно: 3, 5 для экспертов, представляющих коммерческие структуры и государственные организации; 3, 0 для экспертов, представляющих общественные организации.
|