Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трианонский мирный договор 4 июня 1920 г.






Статья 36. Венгрия отказывается... в пользу Италии от вся­ких прав и правооснований, на которых она могла бы притязать на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, признанные входящими в состав Италии...

Статья 104. Общее число военных сил в венгерской армии не должно будет превышать 35 000 человек, включая сюда офицеров и нестроевые части...

Статья 181. Общая стоимость содержания всех Союзных и Объединившихся армий в оккупированных территориях Венгрии в том виде, как ее границы определены в настоящем Договоре, бу­дет... лежать с момента подписания перемирия от 3 ноября 1918 г. на Венгрии.

Статья 275. Объявляется международным: Дунай от Ульма, вместе со всякой судоходной частью этой речной системы, от приро­ды служащей доступом к морю более чем для одного государства... (23. С.262)

6. Севрский договор 10 августа 1920 г.

Часть II. Границы Турции

Ст. 27.1. В Европе: Черное море от входа в Босфор на запад до пункта западнее Подимы; с Грецией от указанного пункта на юго-запад, а затем на юго-восток западнее Чаталджи, с выходом к Мраморному морю непосредственно к западу от Каликратии; Мраморное море.

В Азии: На западе и юге — Мраморное море, Дарданелльский пролив, восточная часть Средиземного моря, острова Мра­морного моря и острова в трех милях от берега — все это от вхо­да в Босфор на Мраморное море до пункта в восточной части Средиземного моря на юго-западной оконечности Александреттского залива около Караташа; с Сирией — от указанного выше пункта у Караташа по реке Дайхун-Ирмаке и оттуда прямая линия на восток несколько к северу от 37 градусов широты до пункта к юго-востоку от Джезире-ибн-Омара, который остается за Сирией; с Месопотамией — от Джезире-ибн-Омара линия, идущая в об­щем направлении с севера на восток и проходящая по северной границе Моссульского вилайета, оставляя, однако, Амадию за Турцией; на востоке и северо-востоке — довоенная граница с Персией и бывшая граница с Россией…

ЧастьIII. О т д е л II. Проливы

Ст. 37. Судоходство в проливах, включающих Дарданеллы, Мраморное море и Босфор, будет впредь открыто в мирное и в военное время для всех торговых или военных судов и для воен­ных и торговых воздушных судов, без различия флага.

Эти воды не будут подвергаться блокаде, никакое право войны не может осуществляться в них и никакие враждебные акты не могут совершаться в них, кроме как в случаях исполнения реше­ния Совета Лиги Нации…

Ст. 39. Власть комиссии («Комиссии Проливов» - Ю.К.) будет распространяться на все воды между входом в Дарданеллы со стороны Средиземного моря и входом в Босфор со стороны Черного моря и на расстоянии трех миль в море от каждого из этих входов.

Эта власть может осуществляться на побережье, поскольку то бу­дет необходимо для выполнения постановлений настоящего отдела.

Ст. 40. Состав комиссии: по одному представителю от Соеди­ненных Штатов Америки (когда они того пожелают), Великобрита­нии, Франции, Италии, Японии и России (когда она станет членом Лиги Наций), имеющих каждый по 2 голоса, и по 1 представителю от Греции, Румынии, Болгарии и Турции (когда два последних государ­ства станут членами Лиги Наций), имеющих каждый по 1 голосу…

Ст. 42. Комиссия будет осуществлять в полной независимости от местной власти те права, которые ей предоставлены настоящим договором. Она будет иметь отдельный флаг, отдельный бюджет и свою собственную организацию…

Ст. 44. В том случае, если комиссия признает, что свобода прохода через Проливы нарушена, она уведомит о том представи­телей союзных держав в Константинополе…

Ст. 48. Комиссия будет иметь право организовать... корпус осо­бой полиции... по мере возможности из туземных жителей зоны Проливов... под командованием иностранных полицейских офи­церов, назначаемых комиссией…

Ст. 50. Офицеры или состав экипажа всякого торгового ко­рабля..., которые будут арестованы на суше за преступление, пра­вонарушение или проступок, совершенные на суше или на море в пределах... юрисдикции комиссии будут заботами полиции ко­миссии передаваться компетентной судебной власти...

Ст. 57. I. Запрещение военным судам воюющих пополнять в зоне Проливов свое снабжение свыше меры, строго необходимой для перехода судна до ближайшего порта, а равно пополнять во­енное снаряжение или состав своих команд. Запрещение произво­дить ремонт, увеличивающий боевую силу.

II. Проход таких судов через зону проливов должен осуществ­ляться в возможно краткий срок.

III. Пребывание военных судов, воюющих в портах зоны про­ливов, не будет превышать 24 часов, кроме случаев бедствия. Между отходом из вод проливов судов двух противников должно
проходить не менее 24 часов.

IV. Вся дальнейшая регламентация, касающаяся режима во время войны вод, подчиненных надзору комиссии, и относящаяся в частности к провозу военного снаряжения и контрабанды, пред­назначенных для противников Турции, или продовольствия, или сна­ряжения припасами, или производства починок в названных водах, будет установлена Лигой Наций… (26. С. 38-41)

7. Трактат между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией и Японией касательно их островных владений и островных территорий в Тихом океане. («Договор четырех держав») Вашингтон. 13 декабря 1921 г.

I. Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана...

II. Если указанные выше права подвергаются опасности в силу наступательных действий какой-либо другой державы, Высокие Договаривающиеся Стороны войдут во взаимный, полный и от­кровенный обмен мнениями для того, чтобы достигнуть соглаше­ния о наиболее действительных мерах, долженствующих быть принятыми, каждой в отдельности или всеми совместно, в связи с требованиями создавшегося положения.

III. Настоящий трактат останется в силе в течение десяти лет со дня вступления его в силу, и после истечения указанного периода он будет продолжать оставаться в силе, причем, однако, за каждой из Высоких Договаривающихся Сторон останется право прекратить его действие с предуведомлением за двенадцать месяцев вперед. (23. С.263-264)

8. Трактат между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией об ограничении морских вооружений («Договор пяти держав»)

Вашингтон. 6 февраля 1922 г.

Глава I. Общие положения об ограничении вооружений на море

Ст. 1. Договаривающие державы соглашаются ограничить свои вооружения на море, в соответствии с тем, что установлено внастоящем договоре…

Ст. 4. Общий тоннаж линейных судов, который может под­лежать замене, не будет превышать: для Соединенных Штатов 525 000 тонн...; для Британской империи 525 000 тонн...; для Франции 175 000 тонн...; для Италии 175 000; для Японии 315 000 тонн...

Ст. 5. Ни одна из договаривающих держав не будет приобретать или стро­ить, поручать строить и допускать в пределах своей территории постройку линейных судов, имеющих более 35 000 тонн... водо­измещения…

Ст. 14. Соединенные Штаты, Британская империя и Япония соглас­ны, что status quo к моменту подписания договора, в отношении укреплений и морских баз, будет сохранен на их нижепоименован­ных владениях и территориях:

1.Основные владения, которые Соединенные Штаты ныне имеют или в будущем приобретут в Тихом океане, за исключением: а) ост­ровных владений, прилегающих к побережью Соединеных Штатов, к Аляске и к зоне Панамского канала, исключая Алеутские острова, и в) Гавайских островов.

2. Гонконг и островные владения, которые Британская импе­рия ныне имеет или в будущем приобретает в Тихом океане, к вос­току от меридиана 110 восточной долготы, за исключением: а) ост­ровных владений, прилегающих к побережью Канады, в) Австра­лии и ее территорий и с) Новой Зеландии.

3. Следующие островные территории и владения Японии в Тихом океане: Курильские острова, острова Бонин, Амама-Осима, Лушу, Формоза и Пескадоры, а равно островные территории и владения в Тихом океане, которые Япония в будущем приобретет.

Под сохранением status quo в указанных выше постановлениях подразумевается, что в перечисленных выше территориях и владе­ниях не будут устанавливаться новые укрепления и морские базы, что не будут приниматься меры к увеличению существующих во­енно-морских возможностей по ремонту и поддержанию морских сил и что в вышеперечисленных территориях и владениях берего­вая охрана не будет усиливаться.

Это ограничение не исключает, однако, возможности таких ре­монтов и замен износившегося вооружения и оборудования, кото­рые обычно производятся в мирное время в морских и военных учреждениях…

Глава III. Общие постановления

Ст. 21. Если в течение действия настоящего договора одна из договаривающихся держав сочтет, что необходимые условия государственной безопасности в отношении морской обороны затронуты по суще­ству изменившимися обстоятельствами, договаривающиеся державы, по просьбе этой державы, соберутся на конференцию в целях пересмотра положений договора и изменения его по взаимному соглашению.

Ввиду возможности технических и научных усовершенствова­ний, Соединенные Штаты, по соглашению с другими договаривающимися державами, со­берут конференцию всех договаривающихся держав, которая откроется в возмож­но короткий срок со дня истечения 8 лет после вступления настоя­щего договора в силу, для рассмотрения тех изменений, если они потребуются, которые должны быть внесены в договор в связи с этими усовершенствованиями.

Ст. 22. Если она из договаривающихся держав окажется в состоянии войны, которая, по ее мнению затрагивает морскую оборону ее государст­венной безопасности, то эта держава может после извещения дру­гих договаривающихся держав, приостановить на время военных действий свои обязательства, вытекающие из настоящего договора... под тем, однако, условием, что эта держава известит другие договаривающиеся державы о том, что размер опасности требует подобной приостановки…

По прекращении военных действий договаривающиеся державы совместно обсудят, какие изменения... должны быть сделаны в настоящем договоре.

Ст. 23. Настоящий договор останется в силе до 31 декабря 1936 г., в случае же, если ни одна из договаривающихся держав за 2 года до этого числа не заявит о своем намерении прекратить действие до­говора, он будет продолжать оставаться в силе впредь до истече­ния 2 лет со дня, в который уведомление о прекращении действия будет сделано одной из договаривающихся держав, после чего договор потеряет силу для всех договаривающихся держав...

В течение 1 года со дня, когда получит силу заявление о пре­кращении действия со стороны одной из держав, все договаривающиеся держа­вы соберутся на конференцию... (26. С. 68-70)

 

9. Договор между Соединенными Штатами Америки, Бельгией, Великобританией, Китаем, Францией, Италией, Японией, Нидерландами и Португалией о принципах политики в отношении Китая («Договор девяти держав») Вашингтон. 6 февраля 1922 г.

Ст. 1. Договаривающиеся державы, кроме Китая, согласны:

1.Уважать суверенитет, независимость и территориальную и административную неприкосновенность Китая;

2. Предоставить Китаю полнейшую и ничем не стесненную воз­можность развиваться и поддерживать у себя жизнеспособное и прочное правительство;

3. Использовать свое влияние в целях действительного уста­новления и поддержания принципа равенства режима для торговли и промышленности всех наций на всей территории Китая;

4. Воздерживаться от использования существующей ныне в Китае обстановки, чтобы добиваться специальных прав и преиму­ществ, могущих нанести ущерб правам подданных или граждан дружественных государств, или поддержания деятельности, враж­дебной безопасности таких государств.

Ст. 3. В целях более действительного применения принципа открытых дверей, т.е. равенства в Китае режима торговли и про­мышленности всех наций, договаривающиеся державы, кроме Китая согласились о том, что они не будут добиваться, а равно не будут поддержи­вать своих граждан, которые добивались бы: а) соглашений, со­действующих установлению в их пользу какого-либо общего пре­имущества прав в отношении торгового или экономического раз­вития в каком-либо определенном районе Китая; в) монополий или преимуществ, лишающих граждан какой-либо другой державы права заниматься в Китае законной торговлей или промыслом или возможности участвовать совместно с китайским правительством или какими-либо местными властями в общественных предприятиях всякого рода или в предприятиях, которые в силу своих задач, длительности или географического распространения были бы рас­считаны на парализование практической возможности применения принципа равенства режима.

Ст. 4. Договаривающиеся державы согласны не оказывать поддержки вза­имным соглашениям своих граждан в целях создания сфер влия­ния или взаимного предоставления исключительных возможностей преобладания в определенных частях китайской территории.

Ст. 5. Китай соглашается, что на всей сети железных дорог Китая он не будет осуществлять или допускать какой бы то ни было заведомой дискриминации. В частности, не будет иметь место прямая или косвенная дискриминация в отношении сборов или каких-либо преимуществ, основанная на национальности пас­сажиров или на том, из каких стран или в какую страну они следуют, или основанное на происхождении или принадлежности грузов или на том, из какой страны они следуют или в какую страну адресованы, или на основании национальности судна или другого средства доставки указанных выше пассажиров или гру­зов до или после их перевозки по китайским железным дорогам, а также на основании гражданства собственника судна или дру­гого средства доставки…

Ст. 6. Договаривающиеся державы, кроме Китая, согласны полностью ува­жать права Китая, как нейтрального государства, в случае войны, в которой Китай не участвует; Китай, со своей стороны, заявляет, что, в случае своей нейтральности, он будет исполнять обязанно­сти нейтралитета.

Ст. 8. Державы, не подписавшие настоящий договор, имею­щие правительства, признанные подписавшими державами, а рав­но имеющие с Китаем договорные отношения, будут приглашены присоединиться к настоящему договору... (26. С. 70-71)

II. Германия в 1918-1929 гг.

1. Воззвание общегерманской конференции немецких левых

Октябрь 1918 г.

Мы вступили в последний период войны. …Результат войны не только усилил во всех странах мира объективные предпосылки революции, но и приблизил момент непосредственного начала революции.

Для Германии к этому присоединяется одно особое обстоя­тельство. …Герман­ский империализм потерпел уничтожающее политическое и военное поражение…

Ввиду такого положения вещей вообще и в Германии, в частности перед германским пролетариатом, возникают сле­дующие задачи:

I. После того как солдаты на фронте при таких тяжелых условиях — под давлением годов войны — начали револю­ционную борьбу, долг масс в тылу не только не нанести своим братьям на фронте удара в спину, но всеми силами поддержать их борьбу и повести ее дальше…

Не считаясь с законами и распоряжениями командую­щих генералов, пролетариат должен всеми средствами доби­ваться:

1.Немедленного освобождения всех тех, кто томится за дело пролетариата в тюрьмах и на каторге, в предварительном заключении или отбывая наказание; освобождения всех солдат, осужденных за военные и политические преступления; освобождения от военной службы всех солдат, призванных в армию или задерживаемых в «ей по политическим соображе­ниям; отмены всех ограничений, установленных для солдат по политическим соображениям.

2. Немедленной отмены осадного положения.

3. Немедленной отмены закона о вспомогательной службе.
Кроме этого, пролетариат должен требовать:

1.Аннулирования всех военных займов без всякого воз­награждения.

2. Экспроприации всего байкового капитала, всех шахт и копей, значительного сокращения рабочего дня и установле­ния минимума заработной платы.

3. Экспроприациявсех крупных и средних земельных вла­дений, передача руководства производством депутатам сель­ских рабочих и мелких крестьян.

4. Коренного преобразования военной службы, а именно:

а) предоставления солдатам права союзов и собраний в области как служебных, так и внеслужебных дел;

б) отмены права начальников на дисциплинарные взыска­ния, дисциплина будет поддерживаться солдатскими депута­тами;

в) упразднения военных судов;

г) удаления начальников по постановлению большинства подчиненных.

5. Передачи дела распределения продуктов в руки упол­номоченных от рабочих.

6. Упразднения отдельных немецких государств и дина­стий.

Пролетарии, достижение этой цели не есть еще достиже­ние вашей цели; это только пробный камень, который пока­жет, насколько действительна та демократизация, которой морочат вас господствующие классы и их агенты. Борьба за подлинную демократизацию не есть борьба за парламент, из­бирательное право или ответственное министерство и прочий обман. Она направлена против реальных основ господства всех врагов народа: против собственности на землю, капи­тала, власти над вооруженной силой и юстицией.

Старое здание капиталистического господства прогнило… (36. Т 1. С.379-383)

2. Призыв «Спартака» к углублению революции 10 ноября 1918 г.

…Отречение от престола Гогенцоллернов само по себе еще ничего не значит. Еще меньшее значение имеет тот факт, что несколько социали­стов, входящих в правительство, заняли в нем руководящие посты…

Цель же ваша — это немедленное устано­вление пролетарского социалистического мира, направлен­ного против всемирного империализма, и создание социали­стического общества.

Для достижения этих целей, прежде всего, необходимо, чтобы берлинский пролетариат в рабочих блузах и солдат­ских шинелях заявил о своем намерении со всей решимостью и непреклонной волей к победе добиваться следующих тре­бований:

1) Разоружение всей полиции, а также всех без исключе­ния офицеров и солдат, не поддерживающих новый строй; вооружение народа; все солдаты и пролетарии, имеющие оружие, не выпускайте его из рук.

2) Передача всей военной и гражданской власти, а также командных постов в руки доверенных представителей рабочих и солдатских Советов.

3) Передача всех запасов оружия и боеприпасов, а также военных предприятий в ведение рабочих и солдатских Со­ветов.

4) Контроль над транспортом со стороны рабочих и сол­датских Советов.

5) Упразднение военного судопроизводства; замена сле­пого солдатского повиновения сознательной дисциплиной солдат с установлением контроля рабочих и солдатских Со­ветов.

6) Ликвидация рейхстага и всех парламентов, а также существующего общегерманского правительства.

7) Выборы по всей Германии рабочих и солдатских Сове­тов, в руках которых должна быть сосредоточена вся законо­дательная и исполнительная власть.

В выборах в рабочие и солдатские Советы принимает уча­стие все взрослое население городов и сел без различия пола.

8) Упразднение всех династий и отдельных государств внутри Германии; наш девиз гласит: единая социалистическая Германская республика.

9) Немедленное установление связи со всеми существую­щими в Германии рабочими и солдатскими Советами, а также с братскими социалистическими партиями других государств.

10) Немедленное направление русскому посольству при­глашения возвратиться в Берлин.

В правительстве не должно быть больше шейдемановцев; ни один подлинный социалист не должен войти в состав пра­вительства, пока в нем еще продолжают оставаться шейде­мановцы… (36. Т 1. С. 284-285)

3. Указ о попечении безработных 13 ноября 1918 г.

1.Империя предоставит средства общинам и союзам общин, чтобы содействовать им в оказании помощи безработным.

2.Общины обязаны оказать попечение безработным, кото­рые не имеют права на помощь попечительства для бедных.

4. Расходы общины или союза общин на попечительство о безработных возмещаются империей в размере 6/12 и Соответст­вующим союзным государством в размере 4/12...

7.Лица женского пола получают помощь, только если они живут производительным трудом...

8.Безработные обязаны принимать любую предлагаемую им работу, также и не соответствующую их прежней профессии и вне их места жительства... даже и с сокращенным временем ра­боты, поскольку предлагаемая работа оплачивается соответствен­но обычному в данном месте заработку, не вредна для здоровья... не препятствует женатым заботиться о своей семье. Бесплатный проезд в место работы оплачивается общиной, по месту житель­ства, за счет средств попечения о безработных.

9.Установление способа и размера пособия... передается на усмотрение общины или союза общин.

...Вместо денежного пособия может быть предоставлена по­мощь натурой (предметы питания, квартира)...

10. Общины и союзы общин могут обусловливать попечение и другими предпосылками, особенно для молодежи (посещение общеобразовательных заведений, профессиональное образова­ние, посещение мастерских и учебных курсов и т.п.).

Они могут устанавливать основания для прекращения попе­чения...

11. Небольшое имущество (жилье, сбережения на черный день) не принимается во внимание при определении степени нуждаемости...

(37. С. 441)

4. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета об аннулировании Брест-Литовского договора Москва. 13 ноября 1918 г.

Всем народам России, населению всех оккупированных облас­тей и земель.

Всероссийский ЦИК Советов сим торжественно заявляет, что условия мира с Германией, подписанные в Бресте 3марта 1918 г., лишились силы и значения. Брест-Литовский договор (равно и дополнительное соглашение, подписанное в Берлине 27 августа и ратифицированное ВЦИК 6 сентября 1918 г.) в целом и во всех пунктах объявляется уничтоженным. Все включенные в Брест-Ли­товский договор обязательства, касающиеся уплаты контрибуции или уступки территории и областей, объявляются недействительными. (26. С. 24)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал