Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология: Учение о материн и формах






... история естественных явлений складывается из пяти взаи­мосвязанных частей. Первая из них — это история небесных яв­лений, которая охватывает только сами эти явления как таковые и совершенно не связана с теорией. Вторая часть — это история метеоров (включая кометы) и того, что называют атмосферой, однако пока невозможно найти сколько-нибудь серьезное и цен­ное исследование природы комет, огненных метеоров, ветров, дождей, бурь и т.п. Третья часть — это история земли и моря (насколько они являются едиными частями Вселенной), гор, рек, приливов и отливов, песков, лесов, островов, наконец, самих очертаний континентов и их протяженности; но во всех этих яв­лениях важно прежде всего наблюдать и исследовать их приро­ду, а не ограничиваться их простым описанием. Четвертая часть посвящена истории общих масс материи (massae materiae


communes), которые мы называем большими собраниями (collegia maiora) и которые обычно именуют элементами: ведь не суще­ствует описания огня, воздуха, воды, земли, их природы, харак­тера движения, действия, влияния на окружающее, которые бы могли составить их подлинную историю. Пятая, и последняя, часть посвящена истории особенных собраний материи (collectiones materiae exquisitae), которые мы называем меньшими собрания­ми (collegia minora) и которые обычно именуют видами (species): Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. I. M., 1971. С.1Й?... природа и внешняя сторона Вселенной открыты и доступ­ны для взора, судьбы же индивидуумов скрыты и неожиданны... Сама мастерская природы в своем лоне и в своих недрах произво­дит все явления, большие и малые, в свое время и по опре­деленному закону.

... уже давно укрепилось твердое мнение, что никакие чело­веческие усилия не в состоянии раскрыть сущностные формы вещей или их истинные отличительные признаки. А между тем это мнение подтверждает наше убеждение, что нахождение форм является наиболее достойной исследования областью во всей на­уке.... если мы внимательно, серьезно и искренне обратимся к действию и практике, то без большого труда сможем в результа­те исследований достичь того, что собой представляют те фор­мы, познание которых могло бы удивительным образом обога­тить и облагодетельствовать человечество.

Там же. С. 237.

Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или дви­жения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если толь­ко не называть формами эти законы действия.

Там же. Т. 2. М., 1972. С. 23.

Неверно мнение, что формы или истинные отличия вещей, которые в действительности суть законы чистого действия, от­крыть невозможно, и что они лежат за пределами человеческо­го...

Дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать форму данной природы, или истинное отличие, или производя­щую природу, или источник происхождения, ибо таковы имею­щиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели.


... хотя в природе не существует ничего действительного, по­мимо единичных тел, осуществляющих сообразно с законом от­дельные чистые действия, однако в науках этот же самый закон и его разыскания, открытия и объяснения служат основанием как знанию, так и деятельности. И этот же самый закон и его разде­лы мы разумеем под названием форм...

.... материя в свою очередь (поскольку уничтожение или под­линная гибель материи может совершиться только всемогущим грсподом), претерпевает удивительные превращения, принимает различные образы, переходя от одного изменения к другому, до тех пор, пока не совершит весь круговорот и не возвратится в прежнее состояние.

... почти все древние мыслители — Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимен, Гераклит и Демокрит — хотя и расходились между собой во многих других пунктах, касающихся первой материи, тем не менее сходились в том, что все они определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как заключающую в себе принцип движения. Да и никто не может мыслить иначе, если он не желает совершенно покинуть почву опыта, поэтому все указанные мыслители подчинили свой разум природе вещей, между тем как Платон подчинил мир мыслям, а Аристотель под­чинил эти мысли словам...

Там же. С. 40, 83, 84, 258, 306.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал