![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многообразие и многоуровневость связей и отношений в трудовом коллективе.
В соответствии с системным подходом, трудовой коллектив необходимо рассматривать как систему, т. е. как определенное множество элементов, связанных между собой и образующих целостность. Поэтому задача социально-психологического исследования — выявить множественность (или многообразие) связей и отношений как внутри коллектива, так и вне его. Элементами трудового коллектива как системы обычно выступают его члены. Последние имеют возможность объединяться в микрогруппы, которые выделяются в результате специального социально-психологического анализа и могут рассматриваться в качестве подсистем. В последнее время роль таких микрогрупп постоянно возрастает. Связано это, прежде всего с тем, что в условиях современного производства увеличивается активность так называемых неформальных (неофициальных) образований. Было выполнено специальное исследование совокупности связей и отношений, в которые реально вступают члены трудовых коллективов. Установлено, что основными являются пространственно-временные, технологические, функциональные, экономические (прежде всего распределительные), организационно-управленческие и социально-психологические. Существуют также и другие связи: например, вещественные, т. е. обусловленные общими средствами труда (оборудованием, инструментом и т. п.), или основанные на социально-демографических характеристиках людей (возраст, пол, квалификация и т. д.) и др. Их совокупность обеспечивает как структурную целостность коллективного субъекта, так и процессуальную, т. е. совместную трудовую деятельность. Системный подход требует не рядоположного рассмотрения различных связей и отношений как равнозначных, а выделения разных их уровней, определения ведущего системообразующего фактора. Реализация принципа многоуровневости (иерархичности) неизбежно приводит к необходимости соотнесения друг с другом выделенных выше связей. Результаты исследования показали, что формирование целостного коллектива как субъекта совместной трудовой деятельности может происходить на основе разных видов доминирующих в нем связей. Это позволило сформулировать и обосновать понятие «тип совместной деятельности» (по сути своей тип связей между участниками). Таким образом, это понятие рассматривается как более емкая характеристика по сравнению с формами организации совместной деятельности, так как включает в себя не только пространственно-временные и технологические (операциональные) связи, но и экономические, функциональные, организационно-управленческие и социально-психологические. Различные типы совместной деятельности составляют разную основу формирования целостности трудового коллектива.
|