Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как прогнозировать конфликт






Возможно ли прогнозировать конфликт? И если возможно, то как?

Прежде чем ответить на эти два взаимосвязанных опроса, следует обратиться к выведенной нами формуле конфликт=проблема+-конфликтная ситуация+-участники конфликта+-инцидент. Очевидно, для того чтобы прогнозировать конфликт, необходимо знать и уметь определять:

1- Имеется ли проблема?

2. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?

3. Кто потенциальные участники возможного конфликта и способны ли они его спровоцировать?

4. Какова вероятность возникновения инцидента?

Отметим, что конфликт может возникнуть только при наличии всех четырех компонентов, его составляющих. Поэтому самые элементарные действия по прогнозированию конфликта должны включать в себя анализ каждого из выделенных нами компонентов и их системное рассмотрение с тем, чтобы увидеть, т. е. прогнозировать, в каком направлении будет происходить развитие событий в целом.

Итак, рассмотрим последовательно каждый компонент системы элементов, их функционирование и направление развития, в котором вероятность конфликта нарастает и может достичь критической точки.

1. Имеется ли проблема?

Ранее уже отмечалось, что проблема есть там и тогда, где есть противоречие, где есть рассогласование чего-то с чем-то. Например, у родителей систематически возникают проблемы по поводу воспитания сына-старшклассника. Эти проблемы являются следствием рассогласования требований, которые предъявляют к сыну отдельно отец и мать. Очень часто то, что разрешает мать, отец запрещает, или наоборот. Итак, налицо рассогласование требований в отношении к сыну и, как следствие, систематические противоречия и проблемы.

2. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация?

Конфликтная ситуация — это еще не конфликт. Отношения между потенциально конфликтующими сторонами могут то ухудшаться, то восстанавливаться. Жизнь часто делает свое дело. Люди входят в деловое и даже неформальное общение, но между ними возникает непонимание, отчужденность и даже настороженно-враждебные отношения, хотя объяснить или понять первопричину этого порой бывает нелегко. Конфликтная ситуация назревает постепенно. Для прогноза конфликта очень важно понять и увидеть не только то, что она, т. е. конфликтная ситуация налицо, но и в каком направлении она развивается: по нисходящей или, наоборот, по восходящей, т. е, в направлении нарастания противоречия и противоборства.

В ситуации воспитания сына-старшеклассника конфликтная ситуация является результатом многих обстоятельств. Это и то, как складываются взаимоотношения между мужем и женой, и то, каково их взаимопонимание каждого в отдельности с сыном. Но в любом случае для прогнозирования конфликта важно учесть общую тенденцию развития их взаимоотношений.

3. Кто участники конфликта и способны ли они его спровоцировать?

Анализируя психологические особенности участников потенциально возможного конфликта, требуется прежде всего обратить внимание на их мотивы, ценностные ориентации, отличительные особенности характера и манеры поведения.

Допустим, вы — сын, и ваша задача постоянно учитывать индивидуальные особенности матери и отца, с точки зрения того, что каждый из них ценит в жизни, в людях, каковы их пристрастия и интересы, особенности характера, темперамента, манеры поведения.

Если, например, ваша мать более эмоциональна, более импу-льсивна и чаще, чем отец вступает в спор с вами, то вероятность провоцирования конфликта с ее стороны достаточно велика. Но это еще не значит, что именно она будет источником конфликта. Все зависит еще и от особенностей инцидента.

4. Инцидент. Каков он? В чем его особенности? Будет ли он детонатором конфликта?

Допустим, сын получил за четверть «тройку» по английскому языку. И отец и мать знали, что их сын неплохо успевает по этому предмету. Все предыдущие годы по английскому у него было, как правило, «пять», и вдруг — «тройка»!

Нетрудно предположить, что если родители уверовали в то, что их сын отлично занимается по английскому и вдруг является в конце четверти с «тройкой», то конфликт в семье неизбежен. Отец и мать, вероятно, не только будут требовать объяснений у сына, но и будут предъявлять взаимные претензии: кто из них виноват, кто вовремя не проконтролировал, не обратил внимание на то, что их сын далеко не тот, и не так усердно занимался английским, как раньше.

Мы умышленно привели сверхпростой пример, который показывает, что прогнозирование конфликта требует анализа и осмысления всех четырех компонентов: 1) проблемы, 2) конфликтной ситуации, 3) участников конфликта, 4) самого инцидента, непосредственно провоцирующего конфликт.

Эвристическая игра «искусство разрешения конфликта»

Предлагаемая далее игра рассчитана на 2—3 часа. В рамках этой игры искусственно создается конфликтная ситуация, разрешение которой направляется и регулируется ведущим, который, кроме того, направляет общий ход игры.

Цель игры. Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта.

Суть конфликтной ситуации. Представим себе больницу, которая специализируется по пересадке донорского сердца. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди по его пересадке находятся пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа его близка к завершению; шестнадцатилетняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников; врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, только что похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая. Каждому из них осталось жить не больше месяца. Проблема: кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца. Этапы эвристической игры.

Первый этап. Ведущий делит участников игры на три-четыре малые группы и дает возможность каждой предложить и отстоять во что бы то ни стало свою версию, свое предложение: кому пересадить донорское сердце. Кроме того, формируется небольшая группа экспертов. В обязанности экспертов входит задача дать анализ и оценку:

а) кто в каждой из малых групп был лидером и почему?

б) какая из малых групп нашла более весомый довод, наиболее правильный подход к решению проблемы пересадки донорского сердца?

в) какая из малых групп победила в конфликтной ситуации и почему?

Второй этап — этап самой эвристической игры. В рамках этого этапа каждая из групп для генерирования новых оригинальных идей широко использует эвристические методы (мозговой штурм, эмпатию, методы случайных ассоциаций, ключевых вопросов и др.). Практически 30—40 минут отводится каждой группе для наработки идей и выработки стратегии и тактики ведения переговоров с каждой из трех групп. В начале каждая из четырех групп встречается с другой, на что отводится по 15 минут.

Третий этап. Проводится заседание всех четырех групп и начинаются переговоры по разрешению конфликта. Очень важно, чтобы ведущий не доминировал над участниками эвристической игры, а лишь периодически направлял ее ход в нужное русло. Четвертый этап — подведение итогов. На этом этапе группа экспертов (как правило, из трех человек) дает независимые друг от друга характеристики и оценку по установленным ранее критериям каждой группе в отдельности, как ходу, так и результатам разрешения конфликта.

И в заключение ведущий игры может сделать сенсационное заявление о том, что в клиниках по пересадке сердца чаще всего, чтобы не было конфликтов по проблеме, кто на очереди по пересадке сердца, используют единственный критерий — очередность поступления пациентов в клинику, которая строго документально фиксируется.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал