Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Палитра человеческих отношений






В литературе и обыденной жизни часто встречается выражение взаимоотношения. Это не синоним межличностных отношений. Правда, между этими понятиями больше общего, чем различий. И в том, и в другом случае речь идет об отношении человека к человеку. Но термин «взаимоотношения» указывает на взаимность, двусторонность отношений - имеется в виду, что не только А относится к Б, но и Б относится к А, т.е. подчеркивается двусторонний характер связей. А термин «межличностные отношения» охватывает любые формы отношений между людьми, в том числе и односторонние. Следовательно, со всех точек зрения самым широким термином является выражение «межличностные отношения», которое охватывает и односторонние, и двусторонние отношения.

Под межличностными отношения обычно понимают только эмоциональные связи между людьми: любовь-ненависть, симпатию-антипатию и т.д. Антиподом отношения выступает безразличие. Но психологические связи между людьми более разнообразны. Так, можно говорить о когнитивных (познавательных, рациональных, интеллектуальных) связях. Это – «холодные», более «спокойные», как бы отстраненные связи, в которые субъект психологически вовлечен в минимальной степени. Есть и волевые связи, выступающие как стремление регулировать действия другой личности, изменить их определенным образом. Межличностными мы здесь называем лишь эмоциональные связи между людьми - имея в виду, что они вырастают из эмоциональной основы, из переживаний.

Межличностные эмоциональные связи относятся к категории ценностных отношений. Как и любое другое ценностное отношение, они проявляются не только в эмоциональной, но и когнитивной формах - облекаются в форму образа (представления) и понятия. Дело в том, что чувства закрепляются в сознании - у нас есть эмоциональная память. Следы пережитых чувств не только воспроизводятся в воображении в виде образов, но и осмысливаются. Как отмечал еще Л.С. Выготский, одна из важных отличительных черт человека состоит в том, что у него есть способность к идеации. Он хорошо запоминает, т.е. удерживает в своем сознании те впечатления, которые он получает через органы чувств, а главное он способен абстрагировать, оперировать образами памяти, воображать, мыслить. Это в полной мере относится к переживаемым чувствам - часто мы их хорошо представляем даже тогда, когда они остались в далеком прошлом. Но образы - это лишь первая ступень процесса идеации. Вторая ступень - это понятия, выраженные в слове. Они вырастают на основе обобщения конкретных однородных образов. Благодаря образам и понятиям мы можем выразить свое отношение к людям, не испытывая к ним никаких чувств в данный момент. Следовательно, межличностные отношения репрезентируются в сознании на трех уровнях - эмоциональном, образном и понятийном. Образы и понятия - это уже продукты идеации, когнитивные (познавательные) образования. Когнитивная форма выражения отношений, основанная на образах и понятиях, выступает прежде всего как оценка.

Отсюда следует, что межличностные отношения проявляются в эмоциональной форме не всегда. Они существуют в нашем сознании и в форме рациональной оценки. Разумеется, ее питательной почвой служат переживания. Оценка, оторванная от переживаний, становится неточной, а то и ложной. К сожалению, люди не всегда четко осознают свои реальные чувства к окружающим и ошибаются в своих оценках, что ведет к нежелательным, а порой и к трагическим последствиям. Это особенно рельефно проявляется в сфере межполовых отношений: сколько семей потерпели крах из-за неверной оценки силы своей любви к партнеру.

В свете сказанного трактовка межличностных отношений как эмоциональных связей между людьми не кажется безупречной. С нашей точки зрения, более корректно называть их эмоционально-оценочными отношениями (см. наше определение).

К окружающим людям мы питаем самые различные чувства. По своему эмоциональному тону многие из них настолько близки друг к другу, что невозможно провести четкие разграничительные линии между ними. Такая размытость границ сильно затрудняет проблему их дифференциации, что нашло отражение и в языке. Народы, относящиеся к разным культурам, группируют чувства по разному и дают им разные названия. В результате возникает разная таксономия эмоций, неодинаковые знаковые системы, обозначающие человеческие переживания. Это затрудняет трансляцию смысла слов с одного языка на другой. Так, на испанском языке нет слова, эквивалентного английкому слову «embarrassment» (по-русски - смущение, замешательство, затруднение). Оттенки эмоциональных значений этого слова разобраны иными словами. Это характерно и для других языков.

Видимо, расплывчатость переживаемых чувств и трудность субъективной фиксации их качественного своеобразия дало основание Спинозе назвать чувства «смутным знанием». Конечно, все это затрудняет проблему категориального анализа эмоционально-оценочных отношений.

Как известно, в самой общей форме мы выражаем свои отношения к людям словами «люблю - не люблю». Эти же слова используются для выражения отношения ко всем другим объектам (к природе, к продуктам питания, художественным произведениям и т.д.). Думается, употребляя слово люблю, мы, даже задумываясь об этом, сваливаем в одну «кучу» все позитивные чувства к человеку - начиная от симпатии кончая уважением и преклонением. В одном из наших исследований старшеклассникам предлагалось подчеркнуть те слова (в предложенном перечне из 15 слов), которые наиболее точно выражают их отношение к самому любимому учителю. Причем, в этом перечне имелось и слово «любовь». Школьники, тем не менее, предпочли выразить свое отношение к любимому учителю прежде всего словом уважение (71 %). Далее идут доверие (52 %), симпатия (51 %), благодарность (45 %), почтение (38 %), теплота (23 %) и т.д. Слово «любовь» оказалось лишь на последнем, пятнадцатом месте (21 %). Среди слагаемых любви к педагогу оказались и чувства дружбы, любования, восхищения, сочувствия и др. Примечательно, что аналогичное исследование, проведенное среди учителей, дало иные результаты. Говоря о самом любимом ученике, они в 7, 5 раз чаще, чем школьники, употребили слово любовь (15 %), в 4 раза чаще слово нежность, почти в 3 раза чаще любование. А вот слово почтение у педагогов встречается почти в 5 раз реже, чем у старшеклассников (8 % против 38 %), благодарность - реже почти в 2 раза (26% и 45 %). Думается, эти различия объясняются прежде всего возрастным фактором: чувства взрослых к детям более интимны, в них больше теплоты и сочувствия. Почтение же более характерно для отношений младших к старшим. Но в целом и учительская любовь, как и любовь учащихся к своему наставнику, оказалась «смесью» из трех главных слагаемых - уважения (68 %), симпатии (61 %), доверия (51 %). Далее с большим отрывом следуют благодарность, восхищение, теплота (25-26 %).

Отсюда следуют два вывода. Слово любовь имеет очень широкое семантическое пространство, обозначает много различных чувств. Важнейшие ее компоненты - уважение, доверие и симпатия (по крайней мере - у участников педагогического взаимодействия). Возраст накладывает заметный отпечаток на эмоциональную структуру любви. Можно также предположить, что эмоциональный спектр любви зависит не только от возраста, но и характера позиционно-ролевых связей педагогов и учащихся. Если бы взрослые были родителями учеников, в их любви к детям, скорее всего, преобладали бы не уважение, доверие и симпатия, а более интимные чувства - теплота, нежность и др.

Очевидно, мало кто осознает, из каких элементов слагается его любовь. Впрочем, не только любовь, но и другие сложные чувства трудно разложить на элементы. Так, кто может уверенно сказать, из чего состоит уважение?

Вопрос усложняется и тем, что переживаемые чувства часто накладываются друг на друга, создавая эмоциональный «коктейль». Симпатия может смешаться в разных соотношениях с тревогой, страхом, ненавистью, недоверием и т.д. Ясно осознать эти примеси и обозначить их суммарный эффект каким-то одним словом едва ли возможно.

Таким образом, любовь является к нам в самых пестрых нарядах - как, впрочем, и отвращение или вражда. Как известно, есть и другая разновидность любви - половая любовь. Ее эмоциональный состав не столь широк, как у любви в широком смысле. Но и она не простое чувство, а представляет сплав из разных компонентов. Следовательно, полисемия характерна и для понятия половая любовь.

Употребляя слова люблю - не люблю, мы классифицируем межличностные отношения лишь по одному признаку - в какой мере они способствуют взаимному притяжению людей. Любовь - это конъюнктивное (сплачивающее) чувство, а ее антипод (отвращение) - чувство дизъюнктивное, разобщающее. Но межличностные отношения можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от особенностей окраски эмоционально-оценочного компонента можно выделить такие виды отношений, как интимно-эмоциональные (нежность, привязанность, любовь, чувство родства и близости и др.), оценочные (доверие, уважение, преклонение - недоверие, пренебрежение, презрение), отношения милосердия (сочувствие, сопереживание, жалость), соперничества (зависть, ревность, опасение, злоба, злорадство, торжество, снисходительность), эмоционально-волевые (стремление, ожидание, требование и др.), эстетические (любование и восхищение, неприязнь, брезгливость), познавательные (интерес - безразличие).

Отношения можно классифицировать и по степени их устойчивости. По этому критерию выделяются ситуативные (реактивные) отношения, выражающиеся в сравнительно быстротечных эмоциональных редакциях (радость, раздражение, гнев), и устойчивые (любовь, привязанность, ненависть). Эмоциональные реакции, особенно - сильные и часто повторяющиеся, кладут начало формированию устойчивых отношений. Так, гнев со временем может перерасти в ненависть, а те люди, которые часто радуют, могут стать привлекательными личностями, пользующимися расположением и симпатией окружающих лиц.

Отношения классифицируются и по степени пластичности, под которой мы понимаем их свойство сохранять свою качественную определенность (позитивный или негативный знак) под влиянием меняющихся внутренних и внешних условий (настроения, при несоответствии поведения партнерам ожиданиям данной личности, ее нормам и стандартам, и т.д.). Есть люди, у которых жесткие, ломкие отношения. Они утрачивают свое расположение к другим при малейшем отклонении их действий от ожидаемых образцов. Им трудно угодить. Обычно пластичны материнские чувства: мамы обычно прощают очень многое своим детям и продолжают их любить и тогда, когда их поведение далеко небезупречно. А при общении с человеком, который долго сердится из-за пустяков, люди чувствуют себя так, как будто идут по раскачивающемуся веревочному мосту, перекинутому через пропасть: после каждого шага мост шатается и грозит оборваться в любую секунду. Общаясь с таким типом, мы постоянно испытываем внутреннее напряжение, т.к. каждое неосторожное слово или действие может оборвать нормальное общение. Такие типы не могут быть хорошими педагогами или руководителями. А в семье они превращаются в настоящих тиранов, отравляющих всем жизнь из-за мелочей. Дело в том, что отношения не являются прямой проекцией потребности на удовлетворяющий ее предмет. Между потребностью и отношением существует опосредующее звено - определенный психологический механизм, обеспечивающий трансформацию потребности в отношения. Механизм этой трансформации поливариативен, т.к. разнокачественны сами источники отношений - потребности, разнообразны влияющие на процесс удовлетворения потребности ситуационные переменные - состояния удовлетворения самой потребности, прежний опыт их удовлетворения, состояние и условия удовлетворения других конкурирующих потребностей, актуализирующихся в данной ситуации и т.д. Необходимо учесть еще следующий важный момент. Отношение ко многим ценностям определяется их значением в удовлетворении не одной, а многих потребностей субъекта (например, деньги). Более того, даже отношение к специфическим ценностям, удовлетворяющим только одну потребность, формируется на вариативной основе. Так, продукты питания и различные блюда оцениваются и по вкусовым качествам, и с точки зрения здоровья, имеющего для нас универсальное значение, и с точки зрения влияния на физическую привлекательность (полноту фигуры, цвет лица, сексуальную потенцию и т.д.) и даже на качество сна. Все это приводит к тому, что психологические механизмы, преобразующие потребности в эмоционально-оценочные отношения, сильно усложняются. Но тем не менее их необходимо изучать, какими бы сложными они ни были. Если не сконцентрировать внимание на их исследовании, рассуждения о потребностной природе межличностных отношений останутся пустой декларацией, не проливающей свет на тайны происхождение этих отношений.

Общие механизмы формирования межличностных отношений

Говоря о психологических механизмах, мы имеем в виду динамическую систему психологических элементов - эмоциональных отношений, состояний, ожиданий, устремлений, установок, образов, представлений, понятий и т.д., взаимодействие которых вызывает определенное эмоционально-оценочное отношение к другому индивиду. В каждом отдельном механизме присутствует определенное число элементов, взаимодействие которых дает тот или иной эмоциональный эффект. Но непременным элементом каждого механизма выступает какая-то активная тенденция - состояние дефицита, ожидание, установка, влечение, стремление и др. Следовательно, исходным элементом психологического механизма формирования отношений к другому человеку является какая-то активная детерминирующая тенденция, выступающая источником различных чувств, эмоций.

Чтобы понять природу этих чувств, мы обратимся к новому теоретическому конструкту - к понятию барьер, занимающему центральное место в развиваемом нами новом направлении психологической науки - психологии преодоления. Отправной ее идеей является трактовка психики как инструмента для преодоления препятствий, мешающих удовлетворению потребностей субъекта. Согласно этой теории, формирование иразвитие психологических структур, в том числе отношений, происходит в процессе и в результате преодоления различных барьеров - ценностных и операционных. Ценностным является барьер, который выражается в отсутствии или нехватке предмета потребности. Это вызывает у человека определенное внутреннее состояние - состояние депривации (дефицита). Чаще всего депривация переживается как эмоциональный дискомфорт, страдание, но это бывает не всегда: нередко она не проявляет себя субъективно и не осознается. И явная, и скрытая форма депривации обнаруживается также при успешном преодолении ценностного барьера, что переживается как чувство комфорта, приятного ощущения, удовольствия и т.д. Чем длительнее и острее был дефицит, тем сильнее переживается процесс его устранения, тем приятнее кажется снимающая дефицит ценность. Чувства, сопровождающие процесс снятия дефицита, назовем первичными. Они специфичны для каждой потребности (пищевой, сексуальной, аффилиативной и др.). Специфичен и предмет потребности - как и способ взаимодействия индивида с потребляемым предметом, устраняющим депривацию.

Когда непосредственной причиной переживаемого чувства выступает другой человек, он превращается в объект определенного отношения со стороны субъекта, испытывающего данное чувство. Последнее бывает двух типов - негативное (при депривации) и позитивное (при снятии депривации). Если говорить физиологическим языком, депривация означает нарушение внутреннего равновесия организма, а ее устранение - восстановление равновесия. Здесь речь идет о механизме уравновешивания организма со средой, состоящего из двух звеньев - депривации и удовлетворения (позитивного подкрепления).

Следовательно, вторым «действующим лицом» формирования межличностных отношений является ценностный барьер, появление или устранение которого вызывает эмоциональный эффект. Динамическое взаимодействие потребности и ценностного барьера приводит в движение один из механизмов формирования межличностных отношений - уравновешивание. Как отмечалось, кроме ценностных (первичных), есть еще вторичные, операционные барьеры, блокирующие человеческие устремления - наиболее активные, эмоционально-волевые формы проявления потребностей: влечения, желания, стремления, страсти, установки и т.д. Они возникают на основе специфических (первичных) эмоций и служат источником богатой гаммы вторичных чувств, при появлении или устранении операционных барьеров - препятствий. Когда появляется какое-то препятствие, мешающее удовлетворению желаний и стремлений, мы огорчаемся, гневаемся, обижаемся, а иногда впадаем в отчаяние. Частые непреодолимые препятствия могут вызвать даже состояние депрессии, утрату вкуса к жизни. И, напротив, успешная деятельность, проявляющаяся в преодолении барьеров, вызывает чувства удовлетворения, радости, ликования, гордости, восторга, когда жизнь кажется светлой и прекрасной. Межличностные отношения возникают на основе и первичных, и вторичных переживаний. Дело в том, что окружающие люди выступают как носители ценностей, важных для удовлетворения наших потребностей. Они могут создать и ценностные и операционные барьеры, но они же могут их устранить, способствовать удовлетворению наших потребностей. В сущности, почти все наши потребности удовлетворяются с участием других людей, общества. Они регулируют доступ к ценностям для каждого из нас, устанавливают различные нормы, запреты, предъявляют требования к нашим действиям и поступкам, деятельности. Среди них есть такие барьеры, которые нельзя переступать, иначе мы лишимся каких-то ценностей. А другие социальные барьеры не только можно, но и нужно преодолевать. К ним прежде всего относятся задачи, составляющие содержание деятельности (трудовой, учебной, игровой, спортивной и др.), которую нам необходимо осуществить. Общество снимает ценностные барьеры лишь при условии, если мы достаточно успешно справляемся со своими задачами - операционными, вторичными барьерами.

Вот почему люди являются для нас основным источником переживаний. Здесь необходимо подчеркнуть следующее. При взаимодействии с другим человеком рождаются не только общие, вторичные чувства (радость - огорчение), но и чувства специфические. В частности у людей существует особая потребность - потребность в духовно-эмоциональном единстве с окружающими людьми, в их любви, уважении, признании и др. В зарубежной психологии ее называют аффилиативной потребностью. Как мы увидим далее, очень важные механизмы формирования межличностных отношений связаны с удовлетворением именно этой потребности. Люди могут служить непосредственным источником удовлетворения и многих других потребностей (снятия депривации).

Взаимодействие устремлений и операционных барьеров есть не что иное, как регулирование процесса удовлетворения человеческих устремлений - торможение этого процесса или его фасилитация (облегчение). Этот двухзвенный механизм назовем регулированием.

Третьим механизмом формирования является вовлечение. Многократное удовлетворение каких-то потребностей и устремлений ведет к усилению страстей, направленных на определенные ценности. Последние превращаются как-бы в сверхценности - к ним мы стремимся всей душой. Сверхценностью может стать и другой человек (объект сильной любви или ненависти). Механизм эмоционального вовлечения достаточно сложен. Эмоциональные объекты усиливают свое воздействие, вызывая соответствующую перестройку и психических, и психофизиологических процессов. Вовлечение - целостная реакция всего организма, затрагивающая разноуровневые структуры. На когнитивном уровне процесс вовлечения проявляется в том, что человек все чаще думает о любимом или ненавистном субъекте. Его образ, зафиксированный в сознании, вызывает соответствующие навязчивые, все более глубокие переживания.

Эмоциональное опосредование. Переживаемые в данный момент чувства, настроения определяют эмоциональные реакции человека на действия и поступки другой личности, определяют отношение к ней. Известно, что когда у нас бодрое, радостное настроение, все вокруг кажется милым, приятным, светлым - и природа и люди. Но межличностное восприятие резко меняется, когда у человека «дурное» настроение. В состоянии фрустрации и депрессии легко возникают неприязнь к людям, враждебные, агрессивные чувства. Раздражают даже близкие, которых мы любим. Это состояние хорошо описал Ф.М.Достоевский в «Преступлении и наказании». Когда хорошее настроение, человек легче сходится с людьми, становится добрее, альтруистичней. И, напротив, плохое настроение провоцирует часто агрессивность.

Стабилизация. Повторяющиеся чувства имеют тенденцию переходить в устойчивые отношения. Тот, кто нас часто радует, окрашивается в «приятный цвет», становится более привлекательным. А люди, доставляющие нам боль и огорчения, унижающие и оскорбляющие нас, кажутся неприятными и даже отвратительными. Переход ситуативных отношений в устойчивые основан на механизме, ассоциации по одновременности: между видом (образом) человека и вызываемыми им переживаниями возникает условнорефлекторная, ассоциативная связь, стабилизирующая отношения.

Сравнение. Как известно, все познается в сравнении. Субъективная оценка ценности любого объекта зависит от сравнения его с другими аналогичными объектами. «Лучшее - враг хорошего». Отдельный человек сам по себе может выглядеть довольно привлекательным. Но он сразу же тускнеет, если находится рядом с более привлекательными людьми.

Перенос. Если другой человек похож на того, кого мы любим, то его облик тоже вызывает приятные чувства. Здесь проявляется действие механизма ассоциация по сходству.

Эмоциональная адаптация. Чувства, испытываемые к другой личности, постепенно теряют свою остроту, как-бы «уходят вглубь». Это касается и позитивных, и негативных чувств. Но если черты человека, вызывающие неприятные переживания, слишком резки, эмоциональная адаптация не возникает. Напротив, в такой ситуации они становятся все более неприятными и невыносимыми, т.е. происходит вовлечение.

Как показали наши исследования, потребности - не единственная основа, из которой вырастают эмоциональные отношения. В человеческом организме изначально заложены генетически запрограммированные объективные тенденции, порождающие разнообразные эмоциональные состояния и отношения. Их логично назвать эмоциогенными тенденциями. Можно выделить, по крайней мере, три такие фундаментальные тенденции: стабилизации, динамизации иоптимизации. В результате действия первой тенденции в процессе функционирования психики возникают такие устойчивые новообразования, которые стабилизируют поведение субъекта, адаптируют его к статичным элементом природной и социальной среды. К ним относятся различные стереотипы - образы, концепты, установки, убеждения, черты характера и т.д., придающие поведению устойчивость и адаптирующие личность к определенным условиям.

Стабильное функционирование этих структур сопровождается эмоциональным комфортом, чувством уверенности, легкости, а их разрушение или угроза их целостности вызывает неприятные переживания. Все наши вкусы, ценностные ориентации, склонности, предпочтения - все они являются проявлениями стабилизирующей тенденции, как и все устойчивые чувства к людям. Устойчивость отношений гарантирует стабильность взаимодействия с людьми.

Но наряду с тенденцией к стабильности, существует и противоположная ей тенденция - динамизирующая, в которой находит отражение объективная динамика окружающего мира, ее изменчивость, разнообразие. Субъективно реализация этой тенденции проявляется в интересе, в развитой форме - в нашем стремлении к разнообразию, к изменениям. Монотония, в чем бы она ни выражалась: в предметах потребления, в мышечно-двигательной статике, неподвижной позе, в содержании и способах деятельности, в общении с человеком, в однообразии быта и вообще во всех внешних впечатлениях - невыносима для нас, вызывает скуку, тоску и даже отвращение. Если тенденция к стабилизации проявляется в любви к привычному, тяготении к стереотипу, к рутине, то тенденция к динамике «питает» извечное стремление человека к новизне, неизведанному, к изменениям, творчеству. Эти тенденции проявляются даже на генном уровне: с одной стороны, гены таят в себе стабилизирующее начало, обеспечивающее воспроизведение вида, а с другой - начало динамизирующее (мутация генов). Это характерно для всех систем организма.

Что касается третьей тенденции, то она выступает как «стремление» организма к оптимальному уровню функционирования. Существенное отклонение от оптимального режима вызывает различные формы эмоционального дискомфорта, страдания, дистресса, а возвращение к норме - положительные эмоции, удовольствие, наслаждение. На уровне потребности тенденция к оптимизации проявляется во влечении к лучшему, к изменению существующего положения в благоприятную сторону, полнее удовлетворяющую наши потребности, а также в стремлении к рациональной трате сил, энергии, ресурсов.

Эмоциогенные тенденции порождают и первичные чувства, и основанные на них устремления, подготавливающие почву для генезиса вторичных чувств.

С функционированием психических структур, возникающих в процессе удовлетворения потребностей, устремлений и эмоциональных тенденций, связано происхождение третичных чувств - художественно-эстетических, нравственных, познавательных, имеющих наиболее сложную природу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал