Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль кризиса в развитии системы.






Обратимся к понятию “кризис”. Греческое слово krisis означает " решительный исход, перелом, трудный, болезненный переходный период". Таким образом, кризис ¾ это переломный, переходный период развития какой-либо системы, закономерно порожденный ее противоречиями, острой борьбой противоположных, но взаимосвязанных сторон и тенденций системы, ведущей к отрицанию старого качества системы и рождению нового.

Главное в кризисе - сложная, “нелинейная" борьба нового и старого, прогрессивных и регрессивных тенденций развития, бытия и небытия, ведущих к переходу от низшего к высшему состоянию системы (или к гибели ее). Кризисы в общественных системах, затрагивают интересы людей, порождаются и разрешаются деятельностью людей, болезненно ими переживаются и, в конечном счете, изменяют самих участников борьбы.

В больших системах (формациях, цивилизациях, экономическом, политическом строе, научном, техническом производстве, образовании) кризисы являются сторонами их революционного преобразования. Хотя в общественных кризисах много болезненного, негативного, в целом, кризисы ¾ положительное явление развития.

Во-первых, кризис исчерпывает устаревшую, нежизнеспособную форму развития, продлевание жизни которой ведет к загниванию, и создает основные предпосылки, средства рождения новой формы, новой ступени развития, прихода новых сил, идей. Кризисное развитие всегда идет неравномерно, зигзагообразно.

Во-вторых, кризис помогает преодолевать инертность развития, пробуждая людей от " спячки", ломая привычные стереотипы деятельности, оценок; рождает новый взгляд на мир, новый образ мира, активизирует потенции, способности людей в преобразовании жизни, собственного дела.

В-третьих, кризис переводит сознание участников развития из состояния " внешнего", созерцательного отношения к миру, делу, самому себе во внутреннее, рефлексивное, критическое состояние. Тем самым активизируются творческие способности человека, углубляется самопознание, пробуждается альтернативное мышление и потребность выбора своей жизненной позиции в условиях борьбы старого и нового. Только в условиях свободного выбора, сомнений, мучительных раздумий творчества человек бывает действительно человеком и нравственным существом.

В-четвертых, общественный кризис стимулирует переоценку ценностей, подводит людей к осмыслению главных (философских) вопросов человеческой жизни. Что с нами происходит? Кто мы? Откуда мы и куда идем? Кто виноват? Что делать? С кем я? В чем смысл моей жизни? Кризис способствует концентрации общественных сил, знаний на главном направлении развития (прогресса), поиске путей выхода из кризиса.

Парадокс в том, что именно в революционные и кризисные периоды человек живет трудной, мучительной жизнью разлада с самим собой, но одновременно и истинной жизнью свободного, ищущего, сомневающегося творца своей жизни и истории (вместе с другими). Мера активного, творческого участия человека в рождении, утверждении прогрессивных форм жизни есть мера его свободы, смысла жизни.

Как соотносятся кризисы и революции в общественных системах? Кризис может предшествовать революции, ускорять ее развитие, так бывает в социальной, политической, экономической сферах. Но кризис может развиться на этапе самого революционного преобразования системы, как форма острого противоборства старого и нового в ней. В образовании, науке, технической базе общества кризисы развиваются на основе начавшейся революционной ломки старого. Источником развития кризиса, его преодоления служат его собственные противоречия.

Кризисы обычно возникают тогда, когда старое уже не может быть жизнеспособным без изменений, но способно еще сопротивляться переменам, а новое относительно быстро рождается, но корчась в " родовых муках", и часто новое содержание выступает в старой форме, не сразу бывает эффективным. Итак, мы пришли к выводу о необходимости осмысления кризиса в образовании в единстве с " революцией" в образовании. Только в такой " связке" можно всесторонне понять кризис и определить его действительные причины, направленность развития, а значит, и пути выхода из него.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал