Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис и революция в образовании.






Нам хорошо знакомы понятия " социальная революция", " научная и техническая революции", но малоизвестно понятие " революция в образовании". Такая неосведомленность имеет корни в определенном консерватизме системы образования, особенно государственной. Образование всегда отстает от переднего края науки лет на 3О-4О, тиражируя готовое устойчивое знание, в котором практически нет творческих проблем и не может быть " революционных переворотов". Сосредоточиваясь в образовательном процессе на обучении учащихся, передаче готового опыта, учителя больше видят эволюционную, непрерывную сторону развития опыта познания и образования. Правда, в периоды социальных, политических революций, когда происходят глубокие преобразования не только в способе производства, но и в сфере культуры, термином “революция” обозначаются изменения во всех областях жизни, в том числе и в образовании. Так было в 2О-х, 3О-х годах в нашей стране. Но такие революции являются " внешними" по отношению к образованию, они вызваны не его внутренним развитием, а отражением в нем социально-экономических, классовых переворотов и затрагивают идеологическую, социальную, мировоззренческую стороны образования, формы организации и управления и, в меньшей степени, изменяют сущность образовательного процесса, обучения.

Временные рамки социальных, научных, образовательных революций не совпадают, а их характер, содержание существенно различается. Но не следует забывать об их глубокой взаимосвязи, взаимовлиянии. Революции в способе производства, социально-политической организации общества, культуре детерминируют революции и кризисы в системах образования, которые, в свою очередь, обусловливают и подготавливают социальные революции.

Что же такое " революция в образовании"? Это закономерный процесс коренного преобразования исторически определенной системы, формы образования, включающий в себя: развитие и утверждение новой системы образования в борьбе со старой; глубокое изменение структуры, содержания, методологии обучения и воспитания, а также существенную перестройку сознания и мышления всех субъектов образования. Отметим некоторые особенности " революции в образовании". Во-первых, они являются необходимой стороной социальных, производственных, научных, культурных революций в обществе. Но развиваются позднее этих форм революций и на их основе. Во-вторых, такие революции протекают более мирно, длительно и плавно по сравнению с политическими, научными революциями. До XYIII века революции в образовании вообще не замечались в обществе, а последующие осознавались ретроспективно, " post faktum". Осуществляются они через ряд государственных реформ и аккумуляцию пионерского опыта педагогов-новаторов, реализацию новых идей, учений философов. В-третьих, революции в образовании осознаются обществом частично, односторонне в форме кризиса каких-либо сторон старой системы образования; яркой борьбы альтернативных течений в педагогике, " новаторов" и " консерваторов" в обучении и воспитании учащихся в школе. В-четвертых, такие революции никогда не терпят поражений, хотя отдельные реформы могут оказаться неудачными, а многие предагоги-новаторы могут быть " съедены" старой инертной системой. Революции в образовании аккумулируют в себе зрелый потенциал других указанных революций в обществе и завершают их созданием новой системы освоения и передачи более сложной культуры. Они не гибнут, а закономерно “изживают" свой потенциал развития в новой системе образования, порождая на другом этапе истории предпосылки для новой революции. В-пятых, революции в образовании происходят на основе глубокой перестройки философских, мировоззренческих основ образования, развития новой " философии образования". В-шестых, все исторические революции в образовании в единстве являются " узловыми пунктами” общего прогрессивного противоречивого развития культуры образования от низшего уровня к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от одностороннего к всестороннему, гуманистическому целостному воспроизводству человека в единстве с миром.

Исторические ступени (революции)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал