![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отношения ребенка с самим собой
Содержание нашего курса «Введение в школьную жизнь» не исчерпывается тем, что дети примеривают новые отношения со взрослым и сверстниками, узнают «этикет» ожидания всех своих партнеров по предстоящему учебному труду. Отношения ребенка с самим собой, линия самооценки также должны получить новое, школьное наполнение и новые, более взрослые средства. Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения следующим образом: а) предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения; б) возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования. В этом случае удручающий вопрос: «Что я сегодня делаю плохо?» — звучит в гораздо более конструктивной формулировке: «В какой помощи я сегодня нуждаюсь? Кто или что мне поможет?» Доступна ли такая форма самооценки для ребенка 6-7 лет? Да, потому что дети этого возраста уже начинают различать «Я реальное» и «Я идеальное». Нет, потому что в самооценке первоклассника еще смешиваются оцениваемые качества, например, «Я плохо считаю» звучит как «Я — плохой». Кроме того, спонтанная самооценка ребенка 6-7 лет еще очень плохо градуирована; она тяготеет к черно-белой полярности, при которой «Я боюсь соседской овчарки» (но не боюсь спать без света, переходить улицу, прыгать с трамплина...) означает почти то же самое, что и «Я — трус». Иными словами, для первоклассника «еще слабо дифференцированы и количественные, и качественные стороны самооценки. Но детскую самооценку можно существенно развить, если дать ребенку четкие средства дифференцирования и градуирования любого оцениваемого качества. Мы учили детей оценивать их работы с помощью «волшебных линеечек», которые измеряют все, что пожелаешь: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность того, кто ее выполняет, и многое другое. Выполнив какое-то задание, ученик рисовал 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирал, за что будет оцениваться его работа, и отдельными буквами озаглавливал линеечки: «К» — красиво, «П» — правильно, «И» — интересно, «Т» — трудно, «С» — я старался, «X» — хочу научиться этому, «Д» — мы работали дружно, «3» —завтра хочу снова это сделать и т. п. Озаглавив ли-иеечку, ребенок ставил на ней крестик, оценивая свою работу. Крестик ставился на самом верху, если ребенок считал, что сделал работу «аб-оолютно правильно» или что работа «самая интересная». Крестик ставился внизу, если ребенок считал, что работа «очень некрасивая» или «самая скучная». Собрав тетради, учитель ставил свои плюсики на линеечках «красиво» и «правильно». Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означало: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать!» В случае завышенной (а тем более заниженной) самооценки учи-тиль еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил И следующий раз быть к себе добрее или строже: «Посмотри, вчера твои буквы качались в разные стороны, а сегодня уже почти выпрямились. Можно сегодня поставить крестик выше, чем вчера? Пожалуйста, похвали свои пальчики: они стали более ловкими. Сегодня последи за тем, чтобы буквы стояли на строчке». Кроме работы с индивидуальными самооценками, учитель проводил работу по объективизации для детей их субъективных переживаний на уроке. Он рисовал большую общеклассную линеечку, на которую I выносил все суждения детей о том, понравилась ли им работа (или о Том, было ли трудно, хочется ли еще потренироваться). На следующий день такой «градусник» эмоционального состояния класса обсуждался с детьми. Учитель отмечал разницу мнений как знак доверия, Искренности, показывал, как детские оценки урока помогают ему планировать следующее занятие. Выясняя, почему букву А или слово МАМА все должны писать одинаково, а трудность или увлекательность этой работы все оценивают по-разному, учитель помогал детям различить ситуации объективного и субъективного оценивания. Кратко сформулируем принципы применявшихся нами приемов обучения детей оцениванию. 1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка. 2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий, дифференцировать оценку. 3. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взросло-голишьтам, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.). 4.Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства. Подведем итог разговора об основных задачах, которые решались в экспериментальном курсе «Введение в школьную жизнь», задуманном нами как приглашение ребенка в новую учебную систему отношений и своеобразный тренинг «учебного общения». Сутью этого приглашения был разыгранный в живом общении с детьми «рассказ» учителя о том, чего он ждет от своих учеников на «настоящих» уроках математики, родного языка, чтения и т. п. Словесное резюме этой драматизации учительских ожиданий звучит примерно так: «Я знаю, что вы все способны думать, чувствовать и действовать разумно и самостоятельно. Я знаю, что вы еще не всё умеете и не всё знаете. Я убеждена, что вы уже достаточно взрослые, чтобы всему научиться. В трудном деле учения вы никогда не будете одиноки. Вам всегда помогут ваши учителя и одноклассники. Вы научились обращаться за помощью по-школьному: вы уже не маленькие, чтобы пищать, когда чего-то хочется, или плакать, когда что-то не получается. Вы умеете помогать другим. В такой надежной компании ничего не страшно». Прежде чем перейти к описанию конкретных занятий, вернемся к основным задачам обучения, которые мы сформулировали в самом начале нашего разговора. О том, как мы планируем решать задачи формирования у детей умений учиться и сотрудничать с другими людьми, у читателя, вероятно, уже сложились общие представления. А как будет решаться главная задача — сохранения (и даже восстановления) душевного здоровья и эмоционального благополучия ребенка? Два мощных средства мы уже назвали: 1. Принятие чувств ребенка (подчеркнем: принятие не означает разделение. Конечно, вы не разделяете с ребенком его чувство злооти, останавливая драчуна словами: «Ты злишься, когда кто-то безспроса берет твою вещь», — но при этом вы понимаете, что такое начпло объяснения быстрее приведет к миру между детьми и в душе ре-понка, чем отрицание его чувств: «Драться нехорошо!»). 2. Предоставление детям наибольших возможностей для личного выбора. Так, стоит сразу предложить каждому (заметим: каждомупо-своему, а не всем вместе!) самостоятельно решить: носить или неносить школьную форму, брать или не брать в школу игрушки, какимименем здесь называться — детским Тата, Алька или более взрос-mi.im — Тамара, Олег, т. е. вопрос о том, отказаться полностью от всегодомашнего и дошкольного или впустить в школу то, что по-прежнемудорого и нужно ребенку. Очень важным условием свободы выбора явмиется ваша убежденность в том, что нет одного-единственного пра- Еще одна сторона психического здоровья детей должна быть обдумана: это пресловутые отношения семьи и школы. В огромной сте-мони тревога ребенка по поводу школы связана с тем, как домашние иi носятся к его школьной жизни. Не решив этот неисчерпаемый вопрос во всей полноте, мы наметили пути к нормализации семейно-школьных отношений. Школьная тема дома: строительство коммуникативных кана-иов. В течение всего курса «Введение в школьную жизнь» ребенок" «едневно получает домашнее задание для всей семьи. Он долженпродиктовать взрослому короткий рассказ о каком-либо (по своемуиыбору) эпизоде прошедшего дня. Учитель (воспитатель) на родитель- Оком собрании подробно обсуждает с родителями смысл этих дополнительных хлопот и способы помощи ребенку при выполнении имПервых домашних заданий. Взрослый должен быть не цензором и критиком детских сочинений, а благодарным и заинтересованным слушателем, аккуратным писцом и (если невмоготу) деликатнымиодактором. Соавторство родителей допускается, но не в изложении чувств и мыслей ребенка. Взрослые могут дополнить детский рассказi пойми размышлениями, связанными с взрослением ребенка. Еслиродители напишут о своей гордости и восхищении сыном, о своихпредложениях и просьбах учителю и одноклассникам ребенка, то этоПоможет наладить свободный диалог между школой и семьями детей, преодолеть типичный коммуникативный барьер типа: «Как дела в школе?»— «Все нормально...» Домашняя тема в школе; строительство коммуникативных каналов. Чтение домашних сочинений и свободный разговор о том, что заслуживающее внимания случилось в последнее время (необязательно в школе), лучше проводить в конце дня, в неформальной обстановке, например, расположившись с детьми кружком на ковре. Это время, когда не только допускаются, но и поощряются любые рассказы о событиях (не только школьных) последних дней. Во многих западных странах с подобного разговора (он проводится, разумеется, не за партами) начинается школьный день. Установлено, что, поделившись чем-то значимым, личным, дети потом не испытывают потребности затевать во время урока разговор «не на тему»: для таких разговоров они располагают определенным временем и местом. Итак, цель нашего курса «Введение в школьную жизнь» — создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
|