![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Класс– первое полугодие 4 класса (7–10лет)– этап формирования коллективного субъекта учебной деятельности.
Данный этап образования в целом соответствует тем задачам, которые решаются в рамках системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова для начальной школы. Есть необходимость сделать два замечания: Первое – на сегодняшний день для данного этапа остро стоит проблема технологизации образовательного процесса. Есть мнение ряда специалистов развивающего обучения о том, что в большинстве классов РО не формируется субъекта учебной деятельности. На наш взгляд, одна из причин связана именно с тем, что педагоги не освоили той технологии формирования учебной деятельности у учащихся, которая смогла бы дать определенные результаты. И эта проблема связана с тем, что сама учебная деятельность является тем универсальным методом, которым одновременно овладевают и учитель, и ученик. А это достаточно сложно для педагога, потому что у него нет готовых «инструментов» в отличии от советской дидактики, с помощью которых можно было бы быстро передать, транслировать необходимые сведения, знания учащимся. Остается один путь – осваивать учебную деятельность как метод обучения (учения) в коллективно-распределенной деятельности с детьми. Второе – на наш взгляд, не все педагоги развивающего обучения правильно понимают коллективный субъект учебной деятельности. В большей мере коллективный субъект рассматривается в рамках групповой работы учащихся. Когда ведется разговор о коллективно-распределенной деятельности, то напрашивается вопрос: между кем она распределена? Конечно же, идет речь о распределении «ролей» между учителем и классом, отдельным учеником. Действительно, а как меняется внутреннее наполнение коллективного субъекта? В чем заключается индивидуальное действие каждого ребенка? И здесь мы долго недооценивали формирование индивидуальных учебных действий у учащихся на этапе начальной школе, вернее, в практике этому нет места. Все внимание учителя и учащихся обращено к предметному содержанию (имеются ввиду учебные предметы). Фактически в современных программах все до одного часа отведены решению только предметных задач. А как быть с такими учебными действиями как, например, контроль и оценка, которые, по словам Д.Б.Эльконина, к концу начальной школы должны быть сформированы как индивидуальные способности. В настоящее время интересен красноярский опыт по формированию индивидуального действия у ребенка в начальной школе, который реализуется под руководством Б.Д.Эльконина. Таким образом, основные проблемы на данном этапе школьного обучения возникают у учителя по освоению технологии развивающего обучения; а у учителя и учащихся по формированию индивидуального учебного действия у ребенка.
|