Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация детских антропогенных синдромов






Особенности отношения взрослого Антропогении
Несостоятельность позиции «родитель», безродностьпережинается как одинокость,
Несостоятельность позиции «умелец». эффект выученной беспомощности, соци- альная зависимость, конформизм практическая ограниченность, неумелость, нерсализовашюстьпереживается как лефицитарность процесса формирования специальных способностей
Несостоятельность позиции «учитель», дефицитарность дефицитарность процесса обучения всеобщим способам деятельности
Несостоятельность позиции «мудрец»,  
  процесса выращивания атомизированность, разобщенность жизнеспособного человека счеловеческим сообществом
   

 

 

некомпетентность

опустошенность переживается как

лефицитарность процесса воспитания обезличенность, экзистенциальный вакуум,

«всечеловеческого» в человеке нравственный релятивизм

Внутренняя оппозиция как гипертрофированная, психическая травма, психогения

извращенная форма отношения значимого взрослого

к самобытности ребенка

К первому типу относятся со-бытийная депривация, со-бытийная оккупация, со-бытийная лабильность, ко второму — внутренняя оппозиция и внешняя оппозиция. Ситуации дисфункций первого типа трансформируются в биографические кризисы — переживания ребенком безродности, нереализованности, бесперспективности и опустошенности индивидуальной жизни. Дисфункции второго типа приводят к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения ребенка, таким как психогенные дизонтогении, бытовой экстремизм, сектантство (табл. 4).

Корреляция способов отношения значимого взрослого и детских антропогенных синдромов — это своеобразная система координат, которая отражает общие тенденции в сфере нарушений психологического здоровья детей. Антропогении имеют очевидно выраженную возрастную специфику. Поэтому детальная, фактологическая расшифровка клиники антропогений нам представляется возможной в контексте онтогенетической локализации, на основании общих представлений об этапах и ступенях нормального развития субъективной реальности. Это направление может составить самостоятельный класс исследовательских задач. Мы считаем, что понятие «антропогения» может стать наиболее конструктивным для решения задач защиты и реабилитации именно психологического здоровья детей.

В психологии есть понятие «энергетической цены» (Б.Г.Ананьев, Р.А.Ахмеров и другие) за отклонения в жизнедеятельности организма: в мягкой форме они могут переживаться как усталость, в крайней форме — как потеря здоровья. Есть серьезные основания полагать, что антропогенные переживания становятся предпосылкой возникновения психических, психосоматических, наркологических заболеваний. Последствия антропогений для здоровья человека могут быть внешне неочевидны и отсрочены во времени. Мы считаем возможным рассматривать обусловленные антропогенией нарушения здоровья как энергетическую цену вынужденного переживания ребенком психологических дисфункций детско-взрослой общности.

Теоретическая модель дисфункций детско-взрослой общности (при всех ее ограничениях в пространстве реальных жизненных проблем) позволяет ориентироваться в структуре ситуаций, несущих угрозу детскому здоровью или обусловленных выраженным нездоровьем, понимать природу переживаний ребенка. Она может быть использована практическими психологами образования в качестве средства проектирования своей профессиональной деятельности, направленной на защиту психологического здоровья детей.

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. канд. дис. М., 1994.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

3. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67–91.

4. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М.: Флинта, 2000.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.

6. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-Пресс, 1996.

7. Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев: Наукова думка, 1977.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.

9. Леонтьев А.Н. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997.

12. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14–23.

13. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. докт. дис. М., 1994.

14. Слободчиков В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В.И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.

16. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 1996. № 5. С. 38–50.

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психол. 1998. № 6. С. 3–17.

18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.

19. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2 т. Т. 2. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

20. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

21. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

22. Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые и другие люди // Семья и школа. 1989. № 11. С. 18–20; № 12. С. 19–21; 1990. № 1. С. 26–28, 52; № 2. С. 33–36.

23. Шувалов А.В. Презумпция человечности // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В.И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. С. 66–68.

24. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М., 2000.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал