![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство уважения.
Часто к учителю предъявляется требование, что он «должен любить» детей. Однако очевидно – любовь, при всех ее несомненных достоинствах, не может быть вменена в обязанность, тем более учитель не может испытывать ее в отношении всех детей. Часто проблема заключается в том, чтобы отнестись по-человечески, поддержать, помочь развиваться и тем, кто учителю не нравится, не вызывает любви или хотя бы симпатии. Ведь учитель призван помогать всем, а не только нравящимся ему. Иначе, учитель может и не любить ученика, но уважать его обязан. Способность (искусство) уважения связана с ценностными установками преподавателя, определяющими его общие взгляды на то, что есть сущность человека, каковы возможности его развития и т.п. – все это, в конечном итоге, и предопределяет его отношение к другим людям и, в частности, к детям (ученикам). Уважение – это признание другого человека (ребенка) ценностью, принятие его таким, каков он есть (а не таким, каким «должен» быть, и тем более – каким я хочу, чтобы он был), вера в его возможности (пусть и скрытые, потенциальные). Уважение – это также и готовность признать свободу другого человека, его права – и в этом смысле признать его потенциальную равноценность себе и равноправие. Вступить в равноправные отношения с ребенком очень непросто, но именно такого рода отношения направлены на защиту и поддержку «человеческого в человеке» – и поэтому они должны быть в центре внимания ГЭО. Для операционализации понятия равноправия можно использовать конструкт коммуникативные права личности (КПЛ), с помощью которого может быть описана система психолого-правовых оснований общения, определяющих границы свободы собеседников таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия. Среди основных, базовых КПЛ следует назвать, прежде всего · право на свою систему ценностей, свою веру; · право быть ответственным за свое развитие и свою судьбу; · право на достоинство и его уважение; · право на индивидуальность и отличие от других; · право на независимость и суверенитет; · право на свободную, ничем не регламентируемую мысль; · право на отстаивание своих прав; Перечисленные КПЛ - основа, непременное условие межличностного диалога. Можно выделить также группу более частных, но не менее важных КПЛ: · право на позицию, свою точку зрения; · право на свободное изъявление своей позиции (право голоса); · право на отстаивание и защиту своей позиции; · право на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности); · право на понимание собеседника, на прояснение для себя его позиции, точки зрения; · право на вопрос к собеседнику; · право на сомнение в отношении любых суждений; · право на несогласие с позицией, точкой зрения собеседника; · право на высказывание своего сомнения или несогласия; · право на изменение, развитие своей позиции, точки зрения; · право на поиск, на искреннее заблуждение и ошибку; · право на чувства и переживания и открытое их выражение в отношении личностно значимых проблем; · право на сокровенное, на непубличную сферу в собственном внутреннем мире (коммуникативное прайвеси); · право строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника; · право на завершение общения. Эта группа КПЛ носит более «технологичный» характер, но имеет большое значение для осуществления базовых КПЛ и диалога в целом. Например, ограничение такого, на первый взгляд несущественного элемента КПЛ как «право задавать вопросы» дает серьезнейшие преимущества той стороне в общении, которая защищена от вопросов, так как перед ней открываются широчайшие возможности манипулирования. Данный перечень коммуникативных прав может (и должен) быть конкретизирован и дополнен. Реализуя свои КПЛ, необходимо одновременно уважать такие же права собеседника. Их нарушение – т.е. отказ от коммуникативной ответственности личности -–препятствие для осуществления диалога и проявление агрессивных или более «мягких» (например, манипулятивных), но по существу насильственных, антидиалогических форм взаимодействия. В реальном общении достижение равноправия зачастую представляет собой очень непростую проблему. Один из реформаторов системы отношений в американских школах, классик мировой психологии К.Роджерс неоднократно подчеркивал, что возможность реализации гуманистического подхода в обучении и воспитании во многом зависит от готовности взрослого «поделиться своей властью». КПЛ и ответственность в диалоге и призваны зафиксировать границы моей свободы, вывести другого из сферы моей власти (равно как и меня – из сферы его власти) и перейти, таким образом, к невластным отношениям. Это и значит – перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту, признать его субъектность, отнестись к нему как к личности. Я не могу ничего навязать тебе, но я могу обратиться к тебе и быть услышанным – однако обратиться так, чтобы не были нарушены твои права. Таким образом, во взаимодействии взрослого и ребенка коммуникативные права и коммуникативная ответственность являются ключевыми личностно развивающими факторами и, соответственно, должны быть среди наиболее значимых критериев ГЭО.
|