Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалогическая составляющая образовательного события
Способность понимать другого человека или культурный текст и способность вступать в отношения диалога и сотрудничества на основе этого понимания – важнейшая гуманитарная способность человека. Без нее невозможны нормальные межчеловеческие отношения, невозможно полноценное развитие социума и культуры. Формирование способности вслушиваться в другого человека или культурный текст, развитие стремления к диалогу и сотрудничеству с другим человеком или культурным текстом происходит, если сам учитель предъявляет детям свое искусство слышать и понимать, если он сам демонстрирует стремление к диалогу и сотрудничеству. Ведет некий процесс движения от непонимания к пониманию, формирует опыт того, что понимание возможно, что оно возникает в процессе работы диалога, в процессе совместных усилий. Точно так же диалог и сотрудничество формируются в результате совместных усилий. Примерные вопросы для наблюдения и обсуждения образовательного события по данному параметру: · В какой мере присутствует в процессе занятия движение от непонимания к пониманию? Пытается ли взрослый специально организовать деятельность понимания или требует от ребенка простого запоминания и воспроизведения учебной информации? · Насколько учитель и ученики готовы совершать работу понимания друг друга в процессе обсуждения спорных вопросов? Взаимны ли эти усилия или односторонни? · Присутствует ли стремление учеников к сотрудничеству между собой? · Растет ли динамика включенности в учебный процесс? · Насколько проявлена речевая активность детей? Есть ли у ребенка страх неправильного высказывания? · Задают ли дети учителю вопросы, связанные с тем, что они чего-то не поняли? Пытаются ли объяснить, что именно? · Является ли детское непонимание ценностью для учителя? Готов ли педагог содержательно реагировать на него? Вслушивается ли он в реплики ребенка? Задает ли уточняющие вопросы? · Готов ли учитель демонстрировать детям, как совершается его собственная работа понимания? Дает он учебный материал в готовом виде или же переосмысливает его? Предпринимает ли усилия по прояснению своей позиции? · Следуя за непониманием ребенка, стремится ли учитель сделать свои высказывания более понятными? · Присутствуют ли на уроке какие-то специальные формы работы с детским пониманием и непониманием? Начинает ли учитель в процессе урока лучше понимать учебный материал, лучше слышать и понимать своих учеников? · Как реагирует учитель на то, что ребенок выпадает из урока? Обвиняет в этом ребенка или воспринимает как сигнал для себя?
|