Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. К вопросу о соотношении понятий






«РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИИ» И «РЕСУРСЫ ТУРИЗМА»

 

Различие между понятиями «ресурсы территории» и «ресурсы туризма» обусловлены разницей между двумя основными подходами, критериями в определении специфики туристической, туроператорской деятельности. Соответственно в зависимости от выбора операторских направлений и приоритетов в подходе к изучению ресурсов исследователей можно разделить на две группы - сторонников изучения: ресурсов территории или ресурсов туризма.

1. Ресурсы территории. Одна группа исследователей полагает, что главной задачей туризма является рекреация - организация отдыха и оздоровления людей, все остальное – дополнительные услуги по желанию туристов. Основу рекреации, рекреационного туризма составляют курорты, гостиничные комплексы и другие средства размещения. Этот подход – основа социально-культурного сервиса. Он необходим для разработки и реализации рекреационных проектов, формирования и развития санаторно-курортных зон, районов, центров; определения и обоснования деятельности территориальных подразделений туристской администрации на любом уровне управления, а также оптимальной стратегии менеджмента принимающих турфирм и предприятий размещения/гостеприимства. В любом из вышеизложенных случаев территория является главным, основополагающим фактором развития.

Территориальная администрация любого звена управления, планируя и организуя туристическую деятельность, ограничена в своих полномочиях исключительно данной территорией, и естественно заинтересована в максимально полном изучении и оценке ресурсов этой территории. Другие, даже рядом расположенные, территории интересуют ее только в том случае, если для эффективного использования своих ресурсов необходимо прибегнуть к контактам с соседями.

Предприятия гостеприимства (средства размещения) заинтересованы в увеличении у них сроков пребывания туристов, поэтому им необходимо предложить своим постояльцам максимально привлекательную и обширную программу обслуживания, для чего необходимо иметь полную информацию о турресурсах прилегающей территории. Ресурсы других территорий в этом случае фактор отрицательный, ограничивающий собственные возможности, поэтому изучение ресурсов территории вне зоны доступности бессмысленно и даже вредно с точки зрения распыления собственных ресурсов.

Существует весьма распространенное мнение, что есть три группы турфирм, которые в своей деятельности ориентированы непосредственно на ресурсы территорий: турфирмы специализирующиеся на местном туризме, турфирмы занимающиеся организацией круизных туров и железнодорожных транс-туров и рецептивные турфирмы. Рассмотрим особенности их деятельности в этом плане по порядку.

Турфирмы, специализирующиеся на местном туризме, действительно заинтересованы в комплексном изучении и использовании ресурсов территории. Эта задача обычно возникает в период перехода от стадии турагентства по продаже туров к стадии рецептивной турфирмы. В этот период деятельности турфирма, стремясь расширить и укрепить свое положение на рынке, как правило, старается принять и обеспечить обслуживание максимально большого количества прибывающих туристов. Но очень скоро возникает понимание, что высокое качество обслуживания может обеспечить только специализация на определенных видах туров, видах туристской деятельности. Кроме того, такие турфирмы, как правило, небольшие и им практически «не под силу» исследовать ресурсы крупных по размеру территорий. Специализация налагает определенные ограничения и, прежде всего, в сокращении количества видов изучаемых ресурсов, а значит сокращении количества предлагаемых туруслуг и туров. В тех случаях, когда интересы специализированной турфирмы выходят за рамки специализации, проще заключить контракты с другими турфирмами, выступая уже в качестве инициативной турфирмы.

Турфирмы, специализирующиеся на организации речных или морских круизов, а также железнодорожных транс-туров, заключают договоры с рецептивными турфирмами по трассе маршрута, т. к., несмотря на то, что это крупные фирмы, они не в состоянии подробно изучить все ресурсы тех территорий, по которым проходят туры. Но для контроля над ситуацией такой турфирме необходимо иметь общее представление о наборе турресурсов тех территорий, по которым проходит маршрут тура. С этой целью турфирмы проводят собственный общий анализ ресурсов территорий пограничных с линией маршрута. Но речь в этом случае уже идет не о полном комплексном исследовании ресурсов территории, а о выборочном изучении ресурсов в соответствии с тематикой тура.

Другое дело, фирмы специализирующиеся на стационарных турах в рекреационном, например пляжном и лечебно-оздоровительном туризме, а также некоторых видах спортивного туризма, работающие в сформировавшихся курортных зонах и туристских районах с соответствующей специализацией. Такие зоны и районы, как правило, невелики по площади, при этом все курорты и турцентры располагают примерно одинаковым, типичным набором ресурсов, поэтому изучение широко используемых ресурсов, являющихся основой специализации – давно пройденный этап, а изучение и ввод в эксплуатацию новых ресурсов осуществляется практически повсеместно и одновременно усилиями всех турфирм. В России в настоящее время существует несколько таких районов (курортных зон) – Большое Сочи, Анапский, Ейский, Кавказские Минеральные воды и др. Быстрыми темпами идет процесс создания еще нескольких туристско-рекреационных (и спортивных) районов: Красной Поляны, Листвянки, Белокурихи.

В ближайшие годы в разных районах России предусмотрено создание новых туристско-рекреационных зон: Новая Анапа, Бирюзовая Катунь, Алтайская долина, Куршская коса и др. Все эти территории располагают четырьмя основными компонентами, определяющими потенциал развития: мультиформатность (наличие потенциала для развития нескольких видов туризма), федеральное значение, соответствие стадии развития рынка и наличие базы для развития на следующих этапах. Но реализация любого из таких проектов потребует обязательного и по возможности полного обследования ресурсов территории.

Быстро развивающийся Байкальский регион под категорию рекреационного района не подходит, т. к. уровень развития материально-технической базы для оздоровительного туризма очень низок, а для пляжного туризма нет соответствующих природных ресурсов. Поэтому большая часть существующих турпродуктов – маршрутные туры, что порождает конкуренцию между основными производителями туруслуг и между учреждениями гостеприимства различных субъектов Российской федерации. Конкуренция заставляет превозносить собственные ресурсы в ущерб соседним территориям и конкурентам в борьбе за потребителя, туриста. Поэтому, хотя на территории Прибайкалья создаются туристско-рекреационные зоны, и планируется создание новых, но освоение ресурсов на данной территории, на наш взгляд, более целесообразно проводить по второму варианту – исследование ресурсов туризма.

2. Ресурсы туризма. Другая группа исследователей (к ней принадлежит и автор данной статьи) считает, что туризм – совокупность нескольких высокоспециализированных видов деятельности, а рекреационный туризм – лишь один из них. На первое место выходит понятие «ресурсы туризма», а территория в этом случае вторична. Каждый вид туризма в своем развитии опирается на определенный набор ресурсов, и «не привязан» к какой либо одной конкретной территории, региону. Местоположение ряда крупных однотипных ресурсных объектов определяет вид или схему маршрута планируемого тура.

Большая часть турфирм, занимающихся познавательным, спортивным и деловым туризмом, не заинтересована комплексном изучении ресурсов каких-либо определенных территорий. У крупных многопрофильных туроператоров и узкоспециализированных фирм нет необходимости и средств для таких изысканий. Обычно фирмы работают по многим регионам и соответственно любой из крупных туроператоров не в состоянии финансировать такой объем работ. Как правило, они прибегают к заключению договоров с рецептивными турфирмами на местах, но, опять-таки, для контроля над ситуацией туроператоры проводят свои собственные аналитические исследования по определенным компонентам (классам) и элементам (видам) ресурсов. Так, например, для турфирм специализирующихся на горнолыжном туризме необходимо иметь полное представление о величине и качестве соответствующих экономических и природных ресурсов разных горнолыжных районов, курортов нашей страны, в том числе об уровне материально-технического обеспечения, технологических и биоклиматических ресурсах, возможностях индустрии развлечения, досуга, оздоровления и пр. Другие, прочие ресурсы, имеющиеся на данной территории, такую фирму интересуют мало, хотя возможно их величина и привлекательность весьма значительны.

Другой пример, многопрофильный туроператор – турфирма, расположенная в крупном городе (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж и др.) и разрабатывающая географическое направление – Байкал, заинтересована в использовании ресурсов данной зоны в зависимости от выбранного ею вида туризма, вне зависимости от конкретного местоположения ресурсных объектов в Иркутской области или Бурятии. Но в большинстве случаев, при создании сквозного маршрута выясняется, что обращаться к помощи местных администраций, турфирм или учреждений размещения мало эффективно в силу конфликта интересов. Убедиться в существовании такого конфликта автор статьи смог на собственном опыте во время поездки на Байкал летом 2008 года. Целью поездки было максимально познакомиться с возможностями и достопримечательностями Байкальского региона. Попытка найти тур, который охватывал бы территорию Иркутской области и Бурятии по четырем-пяти из более, чем десяти сложившихся туристских центров не увенчался успехом. Турфирмы предлагали туры либо по Иркутской области, либо по Бурятии, причем цены в каждом из предложений включали проезд по трассе маршрута с возвратом в Иркутск или Улан-Удэ, без состыковки, и не оставляли возможности остановки, задержки в промежуточных пунктах. Из бесед с местными жителями – хозяевами небольших частных гостиниц выяснилось, что от такой ситуации страдают не только российские туристы, но и иностранные. Например, иностранные группы, приезжающие на Байкал из Европы организуют чешские и немецкие туроператоры, которые заключают договор с российскими турагентами - индивидуалами. Последние обеспечивают сквозной тур от Иркутска через Малое море и Ольхон, водным путем на Баргузин или Северо-Байкальск с окончанием маршрута в Улан-Удэ, т. е. то, что турфирмы делать отказываются, либо соглашаются, но цена в этом случае несоразмерна. Это один из ряда примеров негативных последствий применения исключительно территориального подхода. Вероятно, подобные проблемы возникают и в других регионах.

Исследование ресурсов туризма - это, в первую очередь, выявление функционального, производственного и технологического назначения каждого вида ресурсов и конкретного ресурсного объекта. Функциональный подход чрезвычайно полезен для дальнейшего развития и совершенствования технологии турбизнеса. Суть заключается в том, что турресурсы не используются непосредственно в индустрии туризма. Турресурсы – это исходное сырье для последующей переработки, для создания на их основе той или иной туристкой услуги. Именно услуги составляют турпакет или турпродукт, т. е. тур, который покупает на рынке потребитель. Производство туруслуг осуществляет инициативный или рецептивный туроператор или принимающее турагентство. Виды, количество и качество производимых туруслуг зависит от уровня квалификации работников турфирмы. Один и тот же ресурс может быть основой создания нескольких видов туруслуг. Например, театр как вид искусства может быть представлен рядом услуг: театральная экскурсия, посещение театрального спектакля или просмотр спектакля. В зависимости от вида туризма или содержания программы тура используют определенный вид туруслуги. Производство отдельных туруслуг или их наборов для продажи на туристском рынке – этот вид туристической деятельности и соответственно сегмент рынка в России практически пока не развит. Эта деятельность может дать мощный стимул в развитии технологии турбизнеса, удовлетворив потребности не только организованных, но альтернативных и самодеятельных туристов. Для этого необходимо систематически и целенаправленно заниматься изучением ресурсов туризма.

Итак, развитие и совершенствование индустрии туризма невозможно без тщательного и повсеместного изучения отдельных групп ресурсов в зависимости от их функционального назначения, т. е. ресурсов туризма в зависимости от направления и вида туристической деятельности. Для развития и совершенствования социально-культурного сервиса и местного туризма, в том числе индустрии гостеприимства, необходимо комплексное исследование ресурсов территории. Эти два направления ресурсоведения, дополняя друг друга, будут служить основой создания системы понятий, способствуя развитию обеих сфер деятельности: социально-культурного сервиса и туризма.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал