Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полибий. Всеобщая история. Книга 6. Главы 3, 11 – 21. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
3. По отношению ко всем греческим государствам, которые неоднократно то возвышаются, то приходят в полный упадок, легко бывает и излагать предшествующую историю, и предсказывать будущее. Ибо легко передать, что знаешь, и нетрудно предсказать будущее на основании прошлого. Что касается Римского государства, то при всей сложности его устройства весьма нелегко изобразить теперешнее его состояние, а равно при незнании особенностей прежнего порядка общественной и частной жизни римлян трудно предсказать будущее. Поэтому-то требуется необыкновенное внимание и тщательность изыскания от того, кто захотел бы ясно представить себе отличительные черты Римского государства. Большинство писателей, которые желают научить нас подобным предметам, различают три формы государственного устройства, из которых одна именуется царством, другая аристократией, третья демократией. Мне кажется, всякий в полном праве спросить их, считают ли они эти формы вообще единственными, или же только наилучшими. Но и в том и в другом случае они, как я полагаю, заблуждаются, ибо, несомненно, совершеннейшей государственной формой надлежит признавать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше. 11. Итак, в государстве римлян были все три формы, поименованные мною выше, причем полномочия были распределены между отдельными властями и устроены столь равномерно и правильно, что никто, даже из местных жителей, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое. Да это и понятно. В самом деле: если мы сосредоточим внимание на власти консулов[p119] [p1], государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате - аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает Римское государство демократией. 12. Консулы, пока не выступают в поход с легионами[u120] [u2] и остаются в Риме, вершат все государственные дела; ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов[p121] [p3], находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и следят за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, подлежащие решению народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов[p122] [p4], производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги, сколько угодно, так как за ним следует квестор[p123] [p5], готовый исполнить каждое их требование. Поэтому всякий, кто обратит свой взор только на эту власть, вправе будет назвать Римское государство истинной монархией или царством. Высказанное здесь мнение сохранило, пожалуй, свою силу и тогда, если в том, что мы сказали или скажем ниже, наступит какая-либо перемена. 13. Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всяким приходом, равно как и всяким расходом. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры[p124] [p6] каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия. Таким образом, государство представляется совершенно аристократическим, если кто явится в Рим в отсутствии консула. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела римлян решаются сенатом. 14. По этой причине не без основания можно спросить, какая же доля участия в государственном управлении остается народу, да и остается ли какая-нибудь, если сенату принадлежит решение всех перечисленных нами дел, если — и это самое важное — сенат ведает всеми доходами и расходами, если, с другой стороны, консулы имеют неограниченные полномочия в деле военных приготовлений и в военных походах. При всем этом остается место и для участия народа, даже для участия весьма влиятельного. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать, между тем только наградами и наказаниями держатся царства и свободные государства, говоря вообще, все человеческое существование. В самом деле, там, где или не сознается разница между наградою и наказанием, или хотя сознается, но они распределяются неправильно, никакое предприятие не может быть ведено правильно. Да и мыслимо ли это, если люди порочные оцениваются наравне с честными? Часто народ решает и такие дела, которые влекут за собою денежный штраф, если штраф за преступление бывает значительным, особенно если обвиняемыми бывают высшие должностные лица; а смертные приговоры постановляет только народ. В этом отношении у римлян существует порядок, достойный похвалы и упоминания, именно: осуждаемым на смерть в то время, как народное собрание выносит приговор, они дозволяют согласно обычаю самим осудить себя на добровольное изгнание, хотя бы одна только треть из участвующих в голосовании не подала еще своего голоса. Местами убежища для изгнанников служат города: Неаполь, Пренест, Тибур и все прочие, состоящие в клятвенном союзе с римлянами. Народ же дарует почести достойным гражданам[p125] [p7], а это — лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его, и — что самое важное — решает вопросы о войне и мире[p126] [p8]. Потом, народ утверждает или отвергает заключение союза, мира, международные договоры. Судя по этому всякий вправе сказать, что в Римском государстве народу принадлежит важнейшая доля в управлении; и что оно — демократия. 15. Итак, мы показали, каким образом государственное управление у римлян распределяется между отдельными властями. Теперь мы скажем, каким образом отдельные власти могут при желании или мешать одна другой, или оказывать взаимную поддержку и содействие. Так, когда консул получает упомянутую выше власть и выступает в поход с полномочиями, он хотя и делается неограниченным исполнителем предстоящего дела, но не может обойтись без народа и сената: независимо от них он не в силах довести свое предприятие до конца. Ибо, очевидно, легионы нуждаются в непрерывной доставке припасов; между тем без сенатского разрешения не может быть доставлено легионам ни хлеба, ни одежды, ни жалованья; вследствие этого, если бы сенат пожелал вредить и препятствовать, начинания полководцев остались бы невыполненными. Кроме того, от сената зависит, осуществятся или нет планы и расчеты военачальников, и потому еще, что сенат имеет власть послать на войну нового консула по истечении годичного срока или продлить службу действующего[u127] [u9]. Далее, во власти сената превознести и возвеличить успехи полководцев, равно как отнять у них блеск и умалить их; ибо без согласия сената и без денег, им отпускаемых, военачальники или совсем не могут устраивать так называемые у римлян триумфы[p128] [p10], или не могут устроить их с подобающей торжественностью. К тому же они обязаны, как бы далеко от родины ни находились, добиваться благосклонности народа, ибо, как сказано мною выше, народ утверждает или отвергает заключение мира и договоры. Важнее всего то, что консулы обязаны при сложении должности отдавать отчет в своих действиях перед народом. Таким образом, для консулов весьма небезопасно пренебрегать благоволением как сената, так равно и народа. 16. С другой стороны, сенат при всей своей власти обязан в государственных делах прежде всего сообразоваться с народом и пользоваться его благоволением, а важнейшие и серьезнейшие следствия и наказания за преступления против государства, наказуемые смертью, сенат не может производить, если предварительное постановление его о том не будет утверждено народом. Точно то же в делах, подлежащих ведению сената, именно: если кто-нибудь войдет с предложением закона, который посягает в чем-либо на власть сената, принадлежащую ему в силу обычая, или отнимает у сенаторов председательство и почести, или даже угрожает ущербом их имуществу, все это и подобное народ властен принять и отвергнуть. Но еще важнее следующее: хотя бы один из народных трибунов высказался против, сенат не только не в силах привести в исполнение свои постановления, он не может устраивать совещания и даже собираться, а трибуны обязаны действовать всегда в угоду народу и прежде всего сообразоваться с его волей. Таким образом, сенат по всем этим причинам боится народа и со вниманием относится к нему. 17. В равной мере и народ находится в зависимости от сената и обязан сообразоваться с ним в делах государства и частных лиц… Во многих случаях сенат имеет возможность причинить вред или пособить людям, имеющим отношение к общественному достоянию, ибо по всем делам, связанным с управлением государственными имуществами, нужно обращаться к сенату. Потом - что самое важное - из среды сенаторов избираются судьи в многочисленнейших тяжбах как государственных, так и частных, если только тяжбы возбуждаются по важному обвинению. Вот почему все граждане, находясь в зависимости от сената и опасаясь неверного исхода тяжбы, заботливо воздерживаются от возражений против сенатских определений и от противодействия сенату. Точно так же они не имеют охоты противодействовать намерениям консулов, ибо каждый гражданин в отдельности и все вместе подчинены власти консулов во время войны. 18. Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было бы указать лучшего государственного устройства. В самом деле, когда какая-либо угрожающая извне общая опасность побуждает их к единодушию и взаимопомощи, государство обыкновенно оказывается столь могущественным и деятельным, что никакие нужды не остаются без удовлетворения. Если что-нибудь случится, всегда все римляне соревнуются друг с другом в совместном обсуждении, исполнение принятого решения не запаздывает, каждый отдельно и все в совокупности содействуют осуществлению начинаний. Вот почему это государство благодаря своеобразности строя оказывается неодолимым и осуществляет все свои планы. Когда, с другой стороны, римляне по освобождении их от внешних опасностей живут в счастии и богатстве, приобретенном победами, наслаждаются благосостоянием и, легкомысленно поддаваясь льстецам, становятся необузданными и высокомерными, как бывает обыкновенно при таких обстоятельствах, особенно тогда можно видеть, как это государство в самом себе почерпает исцеление. Ибо если какая-либо власть возомнит о себе не в меру, станет притязательной и присвоит себе неподобающее значение, между тем как, согласно только что сказанному, ни одна из властей не преобладает над другими, и каждая из них имеет возможность мешать и противодействовать замыслам других, то чрезмерное усиление одной из властей и превознесение над прочими окажется совершенно невозможным. Действительно, все остается на своем месте, так как порывы к переменам сдерживаются частью внешними мерами, частью исконным опасением противодействия с какой бы то ни было стороны.
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
Таблица V. 8б. Пусть не переманивает на свой участок чужого урожая. 24. (Плиний, Естественная история, XVIII. 3. 12. 8-9): По XII таблицам за тайное истребление урожая [назначалась] смертная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека. 5. (Марциан, I. 3. D. XLVII. 4): Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага [римского народа к нападению на Римское государство], или того, кто предает врагу римского гражданина.
[s2]Неполноправному свободному человеку [s3]Сикль- (1/60 мины) единица веса, равная 8, 4 г.[s4]Редум и баирум - воины, несшие царскую службу и получившие за это участок земли и другое имущество в пользование. [s5]Декум или лубуттум - командные должности в армии. [s6]Разбить глиняную табличку означало уничтожить документ, скрепляющий сделку, и тем самым сделать ее ничтожной. [s7]Надитум - жрица. [s8]Тамкар – оптовый торговец и ростовщик, находящийся на царской службе. [s9]Курру (гур) - мера емкости, равная 252, 6 литра. Бур (буру) - мера площади, равная 6, 35 га.
[s10]Адад - бог грома, молнии, дождя. [s11]Кунжут (сезам) – масличное растение. [s12]Царский тариф - 20% годовых для денежного займа(серебро) и 33, 3% при хлебном займе. [s13]Ка - мера емкости, равная 0, 84 литра.
[s14]Ше (шеум) - мера веса, равная 0, 046 г. [s15]Шамаллум - мелкий торговец, одновременно выполняющий поручения тамкара.[s16]Энтум – жрица. [s17]То есть обвинит в дурном поведении.
[s18]То есть выбрить знак рабства. [s19]Мардук - бог, покровитель Вавилона. [s20]Cap - мера площади, равная 35 кв.м.
[s21]Прикосновение бога - эпидемия. [p22]Дхарма - правило добродетельного повеления человека, соответствующее занимаемому им общественному положению.
[p23]Maнy - в преданиях говорится о многих Ману. Первый из них происходил от Брахмы и является прародителем всего живого на земле. Ему и приписывается эта дхармащастра.
[p24]. Предписание-большинство комментаторов считaeт, что имеется в виду Веда. Веда (veda, букв. " знание")-священное писание индийских религий: древнего брахманизма и современного индуизма. [p25]Великие элементы -эфир. воздух, огонь вода и земля
[p26]Дважды рожденный - члены трех высших варя проходили в детстве обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, почему они и назывались дваждырожденными [p27]Походка слона - т. е. хорошая походка, мягкая и плавная.
[p28]Подразумевается, что даже шудры стали бы выше брахманов. [p29]Тройстпенное знание - знание трех Вед.
[p30]Малолетство считалось оканчивающимся на шестнадцатом году жизни. [p31]Имеются в виду жены, мужья которых отсутствуют.
[p32]т. е. путем растаптывання слоном. [p33]в зависимости от достоинств нашедшего клад. [p34]имеются в виду, конечно, брахманы.
[p35] принуждением - когда кредитор принуждает должника к уплате долга захватом его сыновей, жены, животных или осадой его дома; силой - когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит его у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не уплатит долг. [p36]Происшедшие со свидетелем несчастья рассматриваются как доказательство того, что он дал ложные показания. [p37]Кшатрий и вайший должны прикоснуться к упомянутым предметам и сказать: " Да будут они бесполезны для меня" [p38]в случаях, когда ростовщик не получает залога [p39]т.е. с брахмана 2%, кшатрия - 3%, вайшия-4%, шудры-5%. [p40]Месяц джьяйштха-с середины мая по середину июня; это самое жаркое и сухое время года, когда растительность выгорает [p41]т е. щудра [p42]в ее доме под наблюдением родственников; заточение должно было продолжаться до тех пор, пока ее грешная страсть не пройдет. [p43]возможно, что речь идет только о заработанном ими, иначе этот стих будет противоречить IX, 194. [p44]Судя по данным эпоса и другим сведениям взятие другой жены целиком зависело от произвола мужа. Первая жена не могла по своей воле уйти от мужа даже в этом случае. [p45]Беспрекословное подчинение мужу считалось необходимым качеством жены. [p46]т.е. жены всех четырех варн, начиная с брахманки. [p47] Очевидно, подразумевается чандала – неприкасаемый. [p48]Дурное - то, что может быть вредно для других или запрещено. Приверженность к ложном у [учению)- отрицание будущей жизни, авторитета Вед н т. д. [p49]нанесение вреда животным, кроме случаев жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение наказания, и т. д. [u50]1 В Спарте проведение любого законодательного акта было немыслимо без санкции Дельф, самого авторитетного греческого святилища. [u51]Пифия – жрица-прорицательница в Дельфах [u52]Гермипп - ученый и писатель III в. до н.э. [u53]В Спарте было одновременно два царя, принадлежавших к двум разным родам. [u54]Меднодомная - эпитет богини Афины в Спарте, где в ее храме колонны и крыша были медные. Храм находился в центре Спарты и часто служил убежищем для преследуемых. [u55]Сфер - философ-стоик III в. до н.э., учитель и советник спартанского царя Клеомена III, автор не дошедшего до нас сочинения " О государственном устройстве Спарты". [u56]Древние придавали числам магическое значение. Совершенными считались числа, которые были равны сумме множителей. [u57]Ретра («речение») написана малопонятным языком, имеющим некоторую примесь дорийских слов и форм. К тому же последняя ее часть содержит искаженные слова. Перевод весьма приблизителен. [u58]Названия " Силланий" и " Силлания" неизвестны в позднейшее время. Это указывает на глубокую древность приводимой Плутархом ретры. [u59]В Спарте были три группы близких родов - филы. Но наряду с этим старинным племенным делением ко времени Ликурга появилось и территориальное деление на пять областей, или об. [u60]Апелла – народное собрание в Спарте. [u61]Цари Полидор и Феопомп правили в Спарте во время Первой Мессенской войны (вторая половина VIII в. до н.э.). [u62]Русский перевод не передает той социальной сущности, которая ясно прослеживается в греческом подлиннике. По-гречески " лучший по добродетели, или доблести", - это всегда аристократ, человек, принадлежащий к высшим слоям общества. Из этого следует, что членами герусии становились представители самых влиятельных спартанских родов. [u63]Такой способ избрания геронтов Аристотель называет " детским" (Политика, II, 6, 18, 1271а). [u64]По преданию, после завоевания Лаконии дорийцами вся территория поделена была на равные участки («клеры»), которые были распределены между семьями завоевателей. В дальнейшем наличие клера считалось обязательным условием спартанского гражданства. В классический период насчитывалось 9 тысяч наделов. [u65]Мина была как единицей веса (от 440 до 600 грамм), так и денежной единицей. Десять мин серебра - вполне умеренная сумма. [u66]Античные авторы называют илотов государственными, или общественными рабами, подчеркивая тем самым их особенный по сравнению с обычными рабами статус. Илоты в Спарте принадлежали не частным лицам, а всему государству как коллективному собственнику. Поэтому илоты, будучи объектом государственной собственности, могли быть проданы или отпущены на волю только государством. [u67]Слово " криптия" означает " засада" или " тайник". [u68]Спартанцы, завоевав всю территорию Лаконии, подчинили себе находящиеся на ее территории ахейские города. Их жители и стали периэками. [u69]По сообщению Плутарха (Ликург, 8), Ликург наделил спартанцев 9 тысячами клеров, а периэков - З0 тысячью, по количеству семей в каждой категории населения. Эта пропорция между спартиатами и периеками сохранялась и в дальнейшем (Плут. Агис, 8). [u70]Демоты – жители дема, небольшого территориального округа. Аттика делилась на несколько десятков демов. [u71]Докимасия – проверка чьих-то прав на занесение в списки граждан или на занятие должности. [u72]Эфебы –юноши от 18 до 20 лет, проходившие военную подготовку и готовившиеся к вступлению в ряды полноправных взрослых граждан. [u73]Филы – подразделения гражданского коллектива Афин. Афиняне делились на 10 фил. [u74]Софронист – «воспитатель», космет – «устроитель», т.е. руководитель всей подготовки эфебов. [u75]Мунихия и Акта – крепости в прибрежной полосе, Пирей – афинский порт. [u76]Подразумевается – в день. Драхма – серебряная монета весом 4, 36 г. Обол – медная монета, равная 1/6 драхмы. [u77]Панафинеи – городской праздник, проводимый раз в четыре года в середине лета. Следовательно, эти три должностных лица избирались не на год, как все остальные, а на четыре года. [u78]Пританы – дежурная часть совета, состоящая из представителей одной филы. Период дежурства каждой филы составлял десятую часть года и назывался пританией. [u79]Фол – круглое здание, находившееся недалеко от здания совета. [u80]Неприсутственные дни – праздники, дни поминовения умерших и т.д. [u81]Чрезвычайное заявление – сообщение о чьем-то преступлении против государства (измена, заговор и т.д.) [u82]В январе [u83]Остракизм – «голосование черепками» - выявление путем тайного всенародного голосования имени человека, представляющего угрозу для демократии. Тот, чье имя чаще всего упоминалось на черепках, должен был удалиться в изгнание. [u84]Ветвь оливы, перевязанная шерстяной лентой, служила символом мольбы. [u85]К «прочим делам» относится принятие законов, объявление войны и заключение мира, утверждение международных договоров, избрание должностных лиц, установление росписи доходов и расходов государства, дарование почестей и многое другое. [u86]Проэдры («сидящие впереди») – президиум совета и народного собрания. [u87]Десять стратегов командовали вооруженными силами, гиппархи возглавляли конницу. Подробнее о них см. ниже, гл.61. [u88]Фесмофеты – должностные лица, ведавшие судопроизводством. [u89]Триера – военный корабль с тремя рядами весел. [u90]Тетрера - военный корабль с четырьмя рядами весел. [u91]Строители кораблей – состоятельные граждане, которые за свой счет должны были строить военные корабли для афинского флота. Обязанность дать денег на постройку корабля была очень обременительной, но считалась весьма почетной. [p92]Казначеи Афины ведали государственной казной, которая хранилась в храме Афины на Акрополе. [p93]В храме Афины (Парфеноне) находилась огромная статуя богини из золота и слоновой кости, а также 10 золотых статуй богини победы – Ники. Их сохранность также была заботой казначеев. [p94] Полеты – от глагола «полео» - сдавать в аренду. [p95]Т.е. договоры на строительство и ремонт общественных сооружений, поставку товаров для государственных нужд и т.д. [p96] Афиняне не имели чиновников для сбора налогов и пошлин и передавали право сбора податей частным лицам на откуп, т.е. при условии внесения соответствующей суммы в казну. Откупщик, заплатив деньги в казну, затем собирал подати в собственную пользу, рассчитывая возместить затраченную сумму с прибылью. [p97]Об этом должностном лице см. ниже, гл. 57. [p98] Астиномы – «следящие за порядком в городе». [p99]Логисты – «счетчики» - государственные контролеры. [p100]Архонты – «правители» - древнейшая выборная должность в Афинах. Один из них назывался «первым архонтом» или просто «архонтом», второй – басилевсом («царем»), третий – полемархом («воеводой»), остальные шестеро – фесмофетами. [p101]Хореги – богатые граждане, на которых возлагалась обязанность (литургия) оплатить театральную постановку для народа. [p102]Если кто-либо из хорегов отказывался от литургии на том основании, что он недостаточно богат, любой гражданин мог предложить ему обменяться с ним имуществом и после этого принять эту обязанность на себя. [p103]Мистерии – тайные обряды в честь богини Деметры. [p104]Праздник в честь бога Диониса, проводимый в священной местности Леней. [p105]Убийство у афинян рассматривалось как прежде всего как преступление против религии. [p106]Эниалий – прозвище Ареса, бога войны. [p107]Гармодий и Аристогитон – герои, убившие последнего афинского тирана. [p108]Метеки – свободные жители Афин, не имевшие прав гражданства и платившие особую подать. Равнообязанные – те из метеков, которые были освобождены от уплаты подати за особые заслуги перед государством. Проксены – иностранцы, пользовавшиеся особыми привилегиями в Афинах.. [p109]Обвинение в противозаконии мог предъявить любой гражданин тому оратору, который предложил народному собранию принять постановление, противоречащее закону. Даже если собрание уже проголосовало за это предложение, суд мог отменить его и наказать инициатора. [p110]Стратеги – прежде всего военная должность, т.к. именно они командовали афинской армией и флотом. Однако стратеги занимались и другими важными вопросами государственной политики, так или иначе связанными с военным делом и международными отношениями. [p111]Гоплиты – тяжеловооруженные пехотинцы. [p112]Мунихия и Акта – крепости в прибрежной полосе, Пирей – афинский порт. [p113]Строители кораблей – состоятельные граждане, которые за свой счет должны были строить военные корабли для афинского флота. Обязанность дать денег на постройку корабля была очень обременительной, но считалась весьма почетной.
[p114]Если кто-либо из строителей кораблей отказывался от исполнения этой обязанности на том основании, что он недостаточно богат, любой гражданин мог предложить ему обменяться с ним имуществом и после этого принять эту обязанность на себя.
[p115]. Драхма – серебряная монета весом 4, 36 г. Обол – медная монета, равная 1/6 драхмы.
[p116]В день. [p117]Афинский суд (гелиэя) состоял из шести тысяч человек и заседал по отделениям, каждое из которых вкдючало 501 судью и ежедневно разбирало отдельное судебное дело. В опущенных здесь главах 64 – 67 Аристотель подробно описывает сложную процедуру ежедневной жеребьевки судей, которая была задумана так, что никто из судей до последнего момента не знал, в каком отделении он будет заседать сегодня по воле жребия, и какое дело будет в этом отделении разбираться. [p118]Некогда в судах действительно голосовали камешками, но ко времени Аристотеля их заменили медные пластинки, которые по старинке именовались «камешками». [p119]Консулы – два высших должностных лица в Римской республике. [u120]Легион – военная часть численностью от 4 до 6 тысяч воинов. [p121]Подразумеваются народные трибуны – выборные защитники простого народа (плебеев), которые не подчинялись ни консулам, ни сенату, и имели право наложить запрет («вето») на любое их решение. Во времена Полибия избиралось 10 народных трибунов ежегодно. [p122]Военные трибуны – старшие офицеры в римских легионах. [p123]Квестор – выборное должностное лицо, ведавшее казной. Во времена Полибия ежегодно избиралось восемь квесторов. Если консул отправлялся на войну, один из квесторов сопровождал его с соответствующим запасом денег. [p124]Цензоры – должностные лица, избиравшиеся раз в пять лет для проведения ценза (переписи граждан и оценки их имущества), пересмотра списка сенаторов и заключения от имени государства подрядных и других договоров с частными лицами и компаниями. [p125]Одной из упомянутых почестей считалось занятие государственной должности, так что здесь Полибий имеет в виду и выборы должностных лиц. [p126]Вопросы об объявлении войны и заключении мира решались на т.н. центуриатных комициях – народном собрании, в котором каждое военное подразделение (центурия) подавало один голос. На центуриатных комициях также избирались высшие должностные лица государства. Законы принимались другим видом народного собрания – трибутными комициями, где граждане голосовали по трибам: каждая триба (граждане определенного территориального округа) подавала один голос. На этом же собрании избирались народные трибуны. [u127]Если консул, которому сенат поручал вести военные действия в определенной области или стране, не успевал довести войну до победного конца в течение года, на который он был избран, то сенат мог сохранить за ним командование на следующий год, а мог и поручить ведение этой войны одному из новых консулов. Поскольку римляне обычно вели несколько войн одновременно, сенат часто поручал командование армиями обоим консулам, причем для определения того, кто из них на какую войну отправится, консулы бросали жребий. [p128]Триумф – торжественный въезд полководца-победителя во главе войска в город Рим [u129]Т.е. на судебное заседание. [u130]Т.е. приведет его силой. [u131]Форум – центральная площадь в Риме, комициум – место народных собраний. [u132]Т.е. должностное лицо, назначившее суд. [u133]Асс – медная монета. [u134]Понтифики – коллегия жрецов Юпитера. [u135]Фует – 327, 5 граммов. [u136]Претор – должностное лицо, ведавшее судопроизводством. [u137]По словам писателя Авла Гелия, данное выражение означало, что осужденный, который не может отдать долг сразу нескольким кредиторам, должен быть разрублен на столько частей, скольким кредиторам он не отдал долги. [u138]Весталки – жрицы богини Весты, которые давали обет безбрачия и пользовались в Риме исключительным уважением. [u139]Манципируемые вещи – земля, дом, скот, рабы. [u140]Агнаты – родственники по особой римской системе родства. [u141]Т.е тот, кто владел имуществом женщины без согласия ее опекуна, не мог присвоить его, ссылаясь на давность владения (о давности владения см. ниже, VI.3). [u142]Вольноотпущенник – раб, отпущенный на волю. Его бывший хозяин становился его патроном, т.е. покровителем. [u143]Самозаклад – заем с условием перехода должника в рабство к кредитору в случае неуплаты долга. [u144]Т.н. манципация – обряд, которым сопровождалось отчуждение манципируемых вещей – земли, домов, скота и рабов. При манципации должны были присутствовать пятеро свидетелей и человек, державший весы. Приобретатель имущества держал в руке слиток меди как символ денежной суммы, затем касался этим слитком весов и произносил торжественную фразу, означавшую его вступление в права собственника. [u145]Тот, кто непрерывно и добросовестно (т.е. не присваивая сознательно чужих вещей) владел имуществом в течение установленного срока, становился его собственником. [u146]Первый способ перехода права собственности на вещь – манципация, о которой шла речь выше, второй – «уступка права»: покупатель и продавец затевали фиктивный судебный спор относительно права собственности на вещь. Покупатель объявлял вещь своей, продавец не возражал, и тогда претор провозглашал покупателя собственником вещи. [u147]Фут – 30 см. [u148]Сестерций – серебряная монета, которая во времена издания Законов XII таблиц еще не чеканилась. Вероятно, в законах упоминалась некая сумма в медных деньгах. [u149]Церера – богиня земледелия. [u150]Если вор, пойманный с поличным при свете дня, сопротивлялся при задержании, то потерпевший должен был криками созвать народ на помощь. Если же вор не оказывал сопротивления, его следовало задержать, но убивать его было нельзя. [u151]О давности владения см. выше, VI.3 [u152]Тех процентов, которые превышали установленную норму. [u153]По старинной римской традиции родовитый и состоятельный гражданин (патрон) брал под свое покровительство обедневших людей, часто дальних родственников, которые назывались его клиентами и составляли свиту патрона и поддерживали его во всем. [u154]Т.н. манципация – обряд, которым сопровождалось отчуждение манципируемых вещей – земли, домов, скота и рабов. При манципации должны были присутствовать пятеро свидетелей и человек, державший весы. Приобретатель имущества держал в руке слиток меди как символ денежной суммы, затем касался этим слитком весов и произносил торжественную фразу, означавшую его вступление в права собственника.
[u155]Народное собрание, где голосование проходило по центуриям (военным подразделениям).
|