Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3.
Легенды и судьбы
Александр Блок
Из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»
Вступление
Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок и заря замерла. Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в небесную высь. Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят. Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала? Терем зажгла? Ворота отперла? 28 декабря 1903
Вопросы и задания
1. В стихотворении Блока как будто нет никакого развернутого сюжета. И в то же время в нем есть детали, которые могут напомнить не одну, а несколько знакомых вам сказок. Обратите внимание, кто участвует в действии стихотворения, какую роль эти персонажи играют в нем? 2. Когда (в какое время суток) происходит встреча героев стихотворения? Выпишите из стихотворения все слова, в которых описывается закат. Какие значения в них повторяются? В каких строчках заря узнается сразу, а в каких мы только догадываемся об этом значении? Что нам помогает угадать? 3. Как вы понимаете выражение “Красная тайна у входа легла”? 4. Теперь выделите в стихотворении слова, которые обозначают место действия. Где находится герой, и где — героиня? Как они относятся друг к другу? 5. Есть ли в стихотворении указания на границу между миром героя и миром Царевны? Происходит ли ее переход? Найдите в описании героя такие глаголы, которые указывали бы на его действия, направленные к миру Царевны. А теперь найдите такие же глаголы в описании Царевны. Чем такое развитие сюжета отличается от сказки и от баллады? Вспомните о том, что в волшебных сказках герой из здешнего мира попадает в «иной мир» и возвращается обратно, а в балладах, напротив, в здешний мир попадают персонажи «иного мира» и несут с собой трагическую катастрофу. 6. Выпишите из текста все глаголы, которые описываются действия Царевны. Как по-вашему, почему героиня “рассыпает жемчуга”? Почему она встречает героя на закатах и при этом находится наверху? 7. Почему встреча героев сопровождается колокольным звоном? Как вы понимаете слова “залит весной беззакатный наряд”? 8. В стихотворении дважды задаются вопросы. О чем и кого спрашивает герой? Даются ли на них ответы? Можете ли вы ответить на вопрос, кто же такая Царевна в этом стихотворении. Возможен ли здесь однозначный ответ и почему? 9. Сравните героиню этого стихотворения и описание ее мира с героиней стихотворения Вл. Соловьева «У царицы моей есть высокий дворец…». В чем сходство между ними и чем отличаются взаимоотношения героев обоих стихотворений?
* * * И тяжкий сон житейского сознанья, Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И, молча, жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое пробудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
О как паду — и горестно и низко, Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901. С.Шахматово
* * * За туманом, за лесами Загорится — пропадет, Еду влажными полями — Снова издали мелькнет.
Так блудящими огнями Поздней ночью, за рекой Над печальными лугами Мы встречаемся с Тобой.
Но и ночью нет ответа: Ты уйдешь в речной камыш, Унося источник света, Снова издали манишь.
Вопросы и задания
I. Определите размер стихотворения. Встречали ли вы его в других стихотворениях, у других авторов? Если да, то с какими темами он был связан? II. Попробуйте определить, где происходит главное событие стихотворения, кто его участники. III. Проследите, как называется героиня в стихотворении. В какой строфе впервые появляется ее именование? А кому принадлежат глаголы в первой строфе? IV. В первой строфе у героини нет имени, названы только ее действия. Это напоминает загадки, в которых предмет нужно угадать по его действиям и признакам (вспомните такие загадки!). Но и вторая, и третья строфы не называют героиню ее подлинным именем. Значит, загадка так и не угадана. Чтобы понять смысл стихотворения, проследите действия героини во всех трех строфах. V. Где и в какое время появляется героиня в пространстве стихотворения? А где при этом находится герой и что он делает? VI. Какие еще признаки героини, кроме движения и нахождения в пространстве, названы в стихотворении? VII. В каких отношениях находятся между собой герой и героиня? VIII. Попробуйте объединить все ваши наблюдения. Героиня находится наверху, загорается и пропадает “за туманом, за лесами”, она появляется “над печальными лугами”, ночью, вдалеке, несет в себе “источник света”. Герой только видит ее, но она ему не отвечает. Так кто же героиня стихотворения? Можно ли отгадать эту загадку?
|