Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Красногвардеец






(1917 год)

Скакать на красном параде

С кокардой на голове

В расплавленном Петрограде,

В революционной Москве.

 

В бреду и в хмельном азарте

Отдаться лихой игре.

Стоять за Родзянку в марте,

За большевиков в октябре.

 

Толпиться по коридорам

Таврического дворца,

Не видя буржуйным спорам

Ни выхода, ни конца.

 

Оборотиться к собранью,

Рукою поправить ус,

Хлестнуть площадною бранью,

На ухо заломив картуз.

 

И показавшись толковым –

Ввиду особых заслуг

Быть посланным с Муравьевым

Для пропаганды на юг.

 

Идти запущенным садом.

Щупать замок штыком.

Высаживать дверь прикладом.

Толпою врываться в дом.

 

У бочек выломав днища,

В подвал выпускать вино,

Потом подпалить горище

Да выбить плечом окно.

 

В Раздельной, под Красным Рогом

Громить поместья и прочь

В степях по грязным дорогам

Скакать в осеннюю ночь.

 

Забравши весь хлеб, о «свободах»

Размазывать мужикам,

Искать лошадей в комодах

Да пушек по коробам.

 

Палить из пулеметов:

Кто? с кем? Да не все ль равно?

Петлюра, Григорьев, Котов,

Таранов или Махно…

 

Слоняться буйной оравой.

Стать всем своим невтерпеж.

И умереть под канавой

Расстрелянным за грабеж.

 

16 июня 1919

 

Гражданская война

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

 

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

 

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

 

В других – лишенных всех корней –

Тлетворный дух столицы Невской:

Толстой и Чехов, Достоевский –

Надрыв и смута наших дней.

 

Одни возносят на плакатах

Свой бред о буржуазном зле,

О светлых пролетариатах,

Мещанском рае на земле…

 

В других весь цвет, вся гниль империй,

Все золото, весь тлен идей,

Блеск всех великих фетишей

И всех научных суеверий.

 

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

 

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,

 

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной,

Чтоб мощь России неоглядной

Размыкать и продать врагам:

 

Сгноить ее пшеницы груды,

Ее бесчестить небеса,

Пожрать богатства, сжечь леса

И высосать моря и руды.

 

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

 

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

 

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 

Коктебель

22 ноября 1919

 

 

Вопросы и задания

  1. Чем, на ваш взгляд, отличаются художественные оценки гражданской войны, представленные, с одной стороны, в стихотворениях Н. Тихонова и Н. Асеева, с другой, - М. Цветаевой и М. Волошина? Подтвердите свою гипотезу конкретными примерами.
  2. О каких исторических событиях идет речь в стихотворении Николая Тихонова «Огонь, веревка, пуля и топор…»? Сколько раз здесь повторяется местоимение «мы»? Кого именно оно обозначает? Каким «словам прекрасным, горьким и жестоким» выучились, пройдя через «все», герои этого стихотворения?
  3. О ком рассказывается в стихотворении Н. Тихонова «Над зеленой гимнастеркой…»? Кто «он»? Почему у героя нет имени? Найдите в стихотворении портрет героя. Как портрет характеризует героя? Почему вначале изображается военная форма (гимнастерка), затем трубка и только потом глаза? Что означает цвет «стальной синевы»? Найдите в тексте стихотворения рассказ героя невесте. Как этот рассказ помогает понять, что он за человек? Как вы думаете, почему о своих чувствах девушка скажет «лишь глазами»? Почему герою заранее известно, что именно она скажет?
  4. Как «любовный треугольник» в стихотворении Николая Асеева «О смерти» помогает понять конфликт между белыми и красными?
  5. Какую связь вы заметили между образом России в стихотворении Марины Цветаевой и основными мотивами стихотворения Н. Асеева? Как и почему разрешается конфликт гражданской войны в каждом из произведений?
  6. Сравните стихотворение Максимилиана Волошина «Красногвардеец» со стихотворением Николая Тихонова «Над зеленой гимнастеркой…». В одном говорится о «лихой игре», в другом - о «живой игре». Чем вы можете объяснить эту перекличку? Есть ли сходства и отличия между героями этих стихотворений? Есть ли в их душе место человеческим чувствам? Найдите ответы в тексте.
  7. Как строится собирательный образ красногвардейца в стихотворении М. Волошина («Красногвардеец»)? Почему герой завершает свой жизненный путь «под канавой»? Что символизирует эта смерть?
  8. Найдите в тексте стихотворения М. Волошина «Гражданская война» изображение «одних» и «других». О ком именно здесь идет речь? Что за «хищник» крадется вслед за теми и за другими? Как бы вы определили позицию автора этого стихотворения? Подтвердите свои ответы анализом текста стихотворения. В чем отличие этой позиции от авторской оценки гражданской войны в стихотворениях Н. Тихонова и Н. Асеева?
  9. Напишите сочинение-исследование «Героическая (соцреалистическая) и трагическая (христианская) интерпретации гражданской войны в русской поэзии 20-30-х годов».

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал