Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптический обман






Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит. Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит му-жик и показывает ему кулак. Семен Семенович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит. Семен Семенович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне си-дит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом.

1934

Сон

Калугин заснул и увидел сон, будто он сидит в кустах, а мимо кустов проходит мили-ционер. Калугин проснулся, почесал рот и опять заснул, и опять увидел сон, будто он идетмимо кустов, а в кустах притаился и сидит милиционер. Калугин проснулся, подложил под голову газету, чтобы не мочить слюнями подушку, и опять заснул, и опять увидел сон, будто он сидит в кустах, а мимо кустов проходит милиционер. Калугин проснулся, переменил газету, лег и заснул опять. Заснул и опять увидел сон, будто он идет мимо кустов, а в кустах сидит милиционер. Тут Калугин проснулся и решил больше не спать, но моментально заснул и увидел сон, будто он сидит за милиционером, а мимо проходят кусты. Калугин закричал и заметался в кровати, но проснуться уже не мог. Калугин спал четыре дня и четыре ночи подряд и на пятый день проснулся таким то-щим, что сапоги пришлось подвязывать к ногам веревочкой, чтобы они не сваливались. В булочной, где Калугин всегда покупал пшеничный хлеб, его не узнали и подсунули ему полуржаной. А санитарная комиссия, ходя по квартирам и увидя Калугина, нашла его антисанитарным и никуда не годным и приказала жакту выкинуть Калугина вместе с сором. Калугина сложили пополам и выкинули его как сор. Тюк! Лето, письменный стол. Направо дверь. На столе картина. На картине нарисована лошадь, а в зубах у лошади цыган. Ольга Петровна колет дрова. При каждом ударе с носа Ольги Петровны соскакивает пенсне. Евдоким Осипович сидит в креслах и курит. О л ь г а П е т р о в н а (ударяет колуном по полену, которое, однако, нисколько не раскалывается). Е в д о к и м О с и п о в и ч. Тюк! О л ь г а П е т р о в н а. (Надевая пенсне, бьет по полену). Е в д о к и м О с и п о в и ч. Тюк! Е в д о к и м О с и п о в и ч (Надевая пенсне). Евдоким Осипович! Я вас прошу, неговорите этого слова " тюк". Е в д о к и м О с и п о в и ч. Хорошо, хорошо. О л ь г а П е т р о в н а (Ударяет колуном по полену). Е в д о к и м О с и п о в и ч. Тюк! О л ь г а П е т р о в н а (надевая пенсне). Евдоким Осипович! Вы обещали не гово-рить этого слова " тюк". Е в д о к и м О с и п о в и ч. Хорошо, хорошо, Ольга Петровна! Больше не буду. О л ь г а П е т р о в н а (Ударяет колуном по полену). Е в д о к и м О с и п о в и ч. Тюк! О л ь г а П е т р о в н а (надевая пенсне) Это безобразие! Взрослый пожилой чело-век и не понимает простой человеческой просьбы! Е в д о к и м О с и п о в и ч. ОльгаПетровна! Вы можете спокойно продолжать вашу работу. Я больше мешать не буду. О л ь г а П е т р о в н а. Ну я прошу вас, я очень прошу вас: дайте мне расколотьхотя бы это полено. Е в д о к и м О с и п о в и ч. Колите, конечно, колите! О л ь г а П е т р о в н а (Ударяет колуном по полену). Е в д о к и м О с и п о в и ч. Тюк! Ольга Петровна роняет колун, открывает рот, но ничего не может сказать. Евдоким Осипович встает с кресел, оглядывает Ольгу Петровну с головы до ног и медленно уходит. Ольга Петровна стоит неподвижно с открытым ртом и смотрит на удаляющегося Евдокима Осиповича. Занавес медленно опускается.

Связь

Философ! 1. Пишу Вам в ответ на Ваше письмо, которое Вы собираетесь написать мне в ответ намое письмо, которое я написал Вам. 2. Один скрипач купил себе магнит и понес его домой. По дороге на скрипача напали хулиганы и сбили с него шапку. Ветер подхватил шапку и понес ее по улице. 3. Скрипач положил магнит на землю и побежал за шапкой. Шапка попала в лужу азотной кислоты и там истлела. 4. А хулиганы тем временем схватили магнит и скрылись. 5. Скрипач вернулся домой без пальто и шапки, потому что шапка истлела в азотной кислоте, и скрипач, расстроенный потерей своей шапки, забыл пальто в трамвае. 6. Кондуктор того трамвая отнес пальто на барахолку и там обменял на сметатану, крупу и помидоры. 7. Тесть кондуктора объелся помидорами и умер. Труп тестя кондуктора положили в покойницкую, но потом его перепутали и вместо тестя кондуктора похоронили какую-то старушку. 8. На могиле старушки поставили белый столб с надписью: " Антон Сергеевич Кондратьев". 9. Через одиннадцать лет этот столб источили черви, и он упал. А кладбищенский сторож распилил этот столб на четыре части и сжег его в своей плите. А жена кладбищенского сторожа на этом огне сварила суп из цветной капусты. 10. Но когда суп был уже готов, со стены упала муха прямо в кастрюлю с этим супом. Суп отдали нищему Тимофею. 11. Нищий Тимофей поел супа и рассказал нищему Николаю про доброту кладбищенского сторожа. 12. На другой день нищий Николай пришел к кладбищенскому сторожу и стал просить милостыню. Но кладбищенский сторож ничего не дал Николаю и прогнал прочь. 13. Нищий Николай очень обозлился и поджег дом кладбищенского сторожа. 14.Огонь перекинулся с дома на церковь, и церковь сгорела. 15. Повелось длительное следствие, но причину пожара установить не удалось.16. На том месте, где была церковь, построили клуб и в день открытия клуба устроили концерт, на котором выступал скрипач, который четырнадцать лет назад потерял свое пальто. 17. А среди слушателей сидел сын одного из тех хулиганов, которые четырнадцать лет тому назад сбили шапку с этого скрипача. 18.После концерта они поехали домой в одном трамвае. Но в трамвае, который ехал за ними, вагоновожатым был тот самый кондуктор, который когда-то продал пальто скрипача на барахолке. 19. И вот они едут поздно вечером по городу: впереди - скрипач и сын хулигана, а за ними вагоновожатый, бывший кондуктор. 20. Они едут и не знают, какая между ними связь, и не узнают до самой смерти. 14 сентября 1937 г.

Вопросы и задания

1. Какое впечатление произвели на вас «случаи» Д. Хармса? Как бы вы рассказали другому человеку о своем понимании этих небольших произведений? На что бы обратили в своем рассказе особое внимание: на смешные или грустные стороны «чепуховых» текстов Д. Хармса? Какой представляется читателю реальность в произведениях Д. Хармса?

  1. На чем основан смеховой эффект историй Д. Хпрмса? Как в его произведениях создается атмосфера абсурда? Попытайтесь собственную гипотезу подтвердить конкретными примерами.
  2. Сравните историю о рыжем человеке с рассказом о «хороших людях» (Орлове и пр.). Какие сходства между этими «случаями» вы заметили?
  3. Какое значение имеет в «случае» «Сонет» мотивы беспамятства, пересчитывания и спора?
  4. Сравните «случаи» «Оптический обман» и «Сон», обращая внимание на соотнесенность в каждом из текстов мира как бы действительного и мира иллюзорного, мнимого. С какой целью в каждом из этих произведений автор использует повторы отдельных словосочетаний и синтаксических конструкций? Какого эффекта таким образом он добивается?
  5. Разыграйте по ролям «случай-сценку» «Тюк!», предварительно решив, с какими интонациями (подчеркнуто юмористическими или крайне серьезными) каждый из исполнителей должен произносить реплики Ольги Петровны и Евдокима Осиповича? Какое значение в этих текстах отводится авторским ремаркам?
  6. Внимательно перечитайте «письмо» «Связь». Проследите за «цепочной логикой» изображенных событий. Чем последовательность событий, изображенных в этом рассказе, напоминает «цепочные сюжеты» фольклорных сказок типа «Теремка», «Репки» и т. п., а чем от них принципиально отличается? Каким (-и) словом (словами) можно определить художественную логику «Связи» Д. Хармса? Если вам представляется, что писатель демонстрирует здесь какую-то «нелогичную логику», «абсурдную связь», «полную чепуху», попробуйте объяснить, зачем он это делает.
  7. Почему свои истории Д. Хармс назвал «Случаями»? Попробуйте самостоятельно придумать юмористическое и вполне серьезное (научное) жанровое определение «случая».
  8. В чем состоит, на ваш взгляд, отличие «случаев» Д. Хармса от рассказов М. Зощенко? Обоснуйте свою точку зрения анализом конкретных текстов этих писателей.
  9. Напишите сочинение на тему «Смешной мир» и «смешной язык» в русской литературе 20-30-х гг. (по произведениям М. Зощенко, Н. Олейникова, Д. Хармса)».

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал