Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тормоз Вестингауза






 

Главная причина, что Володька Боков маленько окосевши был. Иначе, конечно, не пошел бы он на такое преступление. Он выпивши был.

Если хотите знать, Володька Боков перед самым поездом скляночку эриванской выпил да пивком добавил. А насчет еды - он съел охотничью сосиску. Разве ж это еда? Ну, и развезло парнишку. Потому состав сильно едкий получается. И башку от этого крутит, и в груди всякие идеи назревают, и поколбаситься перед уважаемой публикой охота.

Вот Володя сел в поезд и начал маленько проявлять себя. Дескать, он это такой человек, что все ему можно. И даже народный суд, в случае ежели чего, завсегда за него заступится. Потому у него - пущай публика знает - происхождение очень отличное. И родной дед его был коровьим пастухом, и мамаша его была наипростая баба...

И вот мелет Володька языком - струя на него такая нашла – погордиться захотел. А тут какой-то напротив Володьки гражданин обнаруживается. Вата у него в ухе, и одет чисто, не без комфорта. И говорит он:

- А ты, говорит, потреплюсь еще, так тебя и заметут на первом полустанке.

Володька говорит:

- Ты мое самосознание не задевай. Не могут меня замести в силу происхождения. Пущай я чего хочешь сделаю - во всем мне будет льгота.

Ну, струя на него такая напала. Пьяный же.

А публика начала выражать свое недовольство по этому поводу. А которые наиболее ядовитые, те подначивать начали. А какой-то в синем картузе, подлая его душа, говорит:

- А ты, говорит, милый, стукни вот вдребезги по окну, а мы, говорит, пущай посмотрим, - заметут тебя, или тебе ничего не будет. Или, говорит, еще того чище, - стекла ты не тронь, а останови поезд за эту ручку... Это тормоз...

Володька говорит:

- За какую за эту ручку? Ты, говорит, паразит, точнее выражайся.

Который в синем картузе отвечает:

- Да вот за эту. Это тормоз Вестингауза. Дергани его слева в эту сторону.

Публика и гражданин, у которого вата в ухе, начали, конечно, останавливать поднатчика. Дескать, довольно стыдно трезвые идеи внушать окосевшему человеку.

А Володька Боков встал и слева как дерганет ручку.

Тут все и онемели сразу. Молчание сразу среди пассажиров наступило. Только слышно, как колесья чукают. И ничего больше. Который в синем картузе, тот ахнул.

- Ах, - говорит, - холера, остановил ведь...

Тут многие с места повскакали. Который в синем картузе - на площадку пытался выйти от греха. Пассажиры не пустили.

У которого вата в ухе, тот говорит:

- Это хулиганство. Сейчас ведь поезд остановится... Транспорт от этого изнашивается. Задержка, кроме того.

Володька Боков сам испугался малость.

- Держите, - говорит, - этого, который в синем картузе. Пущай вместе сядем. Он меня подначил.

А поезд между тем враз не остановился.

Публика говорит:

- Враз и не может поезд останавливаться. Хотя и дачный поезд, а ему после тормоза разбег полагается - двадцать пять саженей. А по мокрым рельсам и того больше.

А поезд между тем идет и идет себе.

Версту проехали - незаметно остановки.

У которого вата в ухе - говорит:

- Тормоз-то, говорит, кажись, тово... неисправный.

Володька говорит:

- Я ж и говорю: ни хрена мне не будет. Выкусили?

И сел. А на остановке вышел на площадку, освежился малость и домой прибыл трезвый, что стеклышко.

1926

Вопросы и задания

  1. Какие сходства вы заметили между рассказами М. Зощенко? В чем именно они проявляется?
  2. Чем похожи герои М. Зощенко? К какому социальному слою они принадлежат? Что определяет эту принадлежность?
  3. Как вы заметили, героям рассказов М. Зощенко необходимо высказаться. Кто является их потенциальным адресатом? На кого рассчитаны их истории?
  4. Чем рассказы М. Зощенко похожи на анекдот и чем от него отличаются?
  5. В рассказах М. Зощенко важно не событие само по себе, а событие, пропущенное через сознание и речь «простого человека». С какой целью автор создает «речевую физиономию» своих рассказчиков? Зачем в рассказах используется ненормативная лексика (ругательства, жаргонные и просторечные слова и выражения)? Как с помощью языка М. Зощенко создает образ «некультурного человека»?
  6. В чем проявляется сходство сюжетов произведений М. Зощенко? О чем оно свидетельствует?
  7. Как в сознании и в речи взаимосвязаны «старые» и «новые» взгляды на жизнь?
  8. В каких фразах герои выражают чувство своей причастности к событиям века?
  9. Перечислите, в каких именно местах происходят события рассказов М. Зощенко? Что между ними общего? Какой фон создают они для развития темы «некультурности»?
  10. На какую социальную роль претендуют герои рассказов М. Зощенко? Совпадают ли они с ней?
  11. Сравните начало и концовку в рассказах М. Зощенко. Есть ли между ними сходство? Если вы считаете, что есть, чем можно его объяснить?
  12. Как название рассказов соотносится с их содержанием?
  13. Благодаря чему возникает комический эффект в «Жертве революции»? От чего на самом деле пострадал Ефим Григорьевич? Перечитайте последний абзац рассказа. С какой целью герой рассказывает свою историю? Какая несправедливость заставляет его вспоминать о своих заслугах и демонстрировать раны?
  14. Какие представления об аристократах имеет Григорий Иванович («Аристократка»)? Найдите ответ в тексте. Правильно ли употребляет герой слово «аристократка»? Почему герой все время интересуется работой водопровода? С какой целью Григорий Иванович ведет «аристократку» в театр? Прочитайте фрагмент рассказа, в котором говорится о том, как театральная публика реагирует на происходящее в фойе театра. Как поведение собравшейся толпы характеризует ее? Чем, по-вашему, люди в фойе отличаются от главного героя?
  15. Из-за чего произошел «бой» в коммунальной квартире, изображенный в рассказе «Нервные люди»? Почему именно в пространстве коммунальной кухни случилось это происшествие? Как это пространство влияет на речевое поведение персонажей?
  16. Почему рассказ «Актер» начинается с заверений в том, что изображаемые рассказчиком события на самом деле происходили в действительности? Чем актеры на сцене и зрители похожи друг на друга? С какой целью автор соотносит в сюжете своего рассказа поведение публики в зрительном зале и актеров?
  17. Зачем читателю сообщается в начале рассказа «Тормоз Вестингауза», что Володька Боков был «выпивши»? Рассчитывает ли рассказчик на понимание слушателей? Подтвердите свои предположения текстом. Как герой рассказа объясняет собственное поведение? Почему Володьке Бокову не пришлось отвечать за сорванный стоп-кран? Как некультурное поведение героя разоблачает ненормальность социального мира, делает ее смешной и жалкой в глазах читателя?
  18. Зачем автор в своих произведениях уподобляет главного героя актеру на сцене социальной жизни, а «прочих граждан» - публике, активно принимающей участие в этом «спектакле жизни»? Как сюжетная ситуация актер - публика отражена в композиции рассказов? Отвечая на последний вопрос, обратите внимание на соотношение позиций рассказчика, являющегося участником или свидетелем событий «спектакля жизни» и его «идеальных» слушателей. Чем, на ваш взгляд, позиция автора отличается от позиций рассказчиков и героев произведений М. Зощенко?
  19. Придумайте историю, напоминающую сюжеты рассказов М. Зощенко. Запишите ее, стилизуя под манеру повествования зощенковского рассказчика. Какие слова и речевые обороты вам могут пригодиться?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал