![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация основных функций социальной диагностики и их характеристика
Как видно из табл. 48, важнейшие функции социальной диагностики – собственно диагностическая, прогностическая, управленческая и познавательная. Конечно, ключевой функцией является собственно диагностическая. Однако определение будущего состояния социального объекта, явления или процесса дает возможность не только получать прогностическую информацию, но и вырабатывать важные управленческие решения, а также выполнить необходимые познавательные процедуры. Заметим также, что функции социальной диагностики качественно отличаются от функций научного исследования. Как справедливо отмечает российский социолог В. Щербина, " в отличие от исследования, которое ориентировано на объяснение, понимание и интерпретацию полученной информации, социальная диагностика ставит своей целью ответить на вопрос: " Что происходит? ", – а не: " Почему это происходит? ". Вопрос " Почему? " – изначально решен в концептуальной схеме, положенной в основу диагностики" [35, с. 15]. Кроме того, в отличие от познавательной исследовательской деятельности, задача социальной диагностики – в получении информации не самой по себе, а как средства выработки оптимального управленческого решения для воздействия на социальный объект в целях придания режиму деятельности нужной направленности. Диагностика, таким образом, посредством применения исследовательских и измерительных процедур ориентирована в основном на решение сугубо практических задач, которые постоянно возникают в сфере управления социальными объектами и процессами. Сферы применения социальной диагностики достаточно многообразны; к ним относят такие области: 1) социально-инженерную деятельность как важнейшее средство классификации ситуаций, проверки моделей, технологий и нововведений. Это предварительное условие для инновационных изменений социального объекта, обеспечивающих успех его дальнейшего функционирования и развития; 2) управленческое консультирование, в котором используется диагностика как важнейшая операциональная фаза консультирования. Цель диагноза в этом случае состоит в том, чтобы изучить проблему, стоящую перед клиентом и его организацией, детально и глубоко выявить факторы и силы, влияющие на эту проблему, а также подготовить всю необходимую информацию для принятия оптимального решения о том, как эффективно организовать работу по ее решению. Другая цель консультирования – тщательно изучить все важнейшие аспекты рассматриваемой проблемы и ее взаимосвязи с общими целями и результатами деятельности организации клиента, а также определить, насколько клиент и его организация способны внести необходимые изменения и эффективно решать возникающие проблемы [34, с. 160]; 3) социальное управление, в котором диагностика является важнейшим средством получения информации о состоянии объекта управления, об эффективности управленческих решений, принимаемых субъектом управления, а также об отклонениях объекта управления от цели и задач управленческой деятельности. Дальнейшее развитие социальной диагностики имеет два вектора. Первый ориентирован на расширение направлений и сфер ее применения. Например, довольно часто диагностику применяют для определения состояния различных типов организаций, первичных трудовых коллективов, а также при отборе управленческих и инженерно-технических кадров. Второй вектор связан с совершенствованием техники и методики диагностических процедур, так как диагностические технологии становятся все более утонченными, динамичными и технически оснащенными. Речь идет в основном о тонких и более гибких процедурах измерения социальных характеристик, способах оценки динамики социальных ситуаций и расширения практики использования информационно-компьютерных технологий.
|