![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация основных видов социальной экспертизы и их характеристика
Рис. 38. Технологическая модель социальной экспертизы На практике далеко не всегда удается достаточно корректно определить, есть ли у экспертов эти качества. Поэтому зачастую их отбирают либо по служебному положению, ученым степеням и званиям, либо по степени известности в рассматриваемой сфере. Нередко это делают довольно простым способом. Например, нескольким ведущим специалистам предлагают составить списки, в которые должны войти наиболее квалифицированные специалисты, потом эти списки собирают и составляют единый список. Наряду с этим при комплектовании экспертной группы используют и методы " снежного кома", " повтора фамилий" и т.п. При формировании экспертной группы организаторам экспертизы часто приходится идти на компромисс между полнотой группы, с одной стороны, и ресурсами, отведенными на экспертизу, – с другой. Приведенную на рис. 38 технологическую модель социальной экспертизы можно модифицировать в зависимости от ее конкретных разновидностей. Так, метод " мозгового штурма" предполагает свободу высказываний экспертов; при дельфийской технике экспертизы используют особую систему анализа результатов, а техника построения сценариев ориентирует экспертов на моделирование социальных ситуаций. Что касается инструментария социальной экспертизы, то он обычно включает опросник (анкету), методические рекомендации по проведению экспертизы и информационное обеспечение экспертов в целях повышения уровня их компетентности. Экспертная анкета существенно отличается от социологической, используемой при массовом опросе. Она гораздо сложнее и основана, главным образом, на количественных шкалах. Поэтому задачи, возлагаемые на экспертов, гораздо сложнее тех, которые ставят перед респондентами в массовом опросе. Эксперт должен, прежде всего, определить степень новизны изучаемого явления, а респондент массового опроса – всего лишь высказать свое отношение к уже известному явлению. Например, в экспертном опросе государственных служащих и служащих местного самоуправления г. Днепропетровска, проведенного авторами в августе 1999 г. (за полгода до выборов мэра города) в целях выяснения списка возможных претендентов на этот пост, а также их возможного поведения в избирательной кампании и оценки вероятности победы, была использована достаточно сложная экспертная анкета. Сложность ее была связана с тем, что необходимую информацию практически невозможно было получить посредством массового опроса, поскольку основные претенденты еще не позиционировались в общественном мнении горожан, а значит, респонденты не смогли бы дать им должную характеристику. Что касается служащих, то они довольно четко представили список возможных претендентов на пост мэра города, а также их основные характеристики (например, уровень интеллекта, поведение во время выборов), так как обладали достаточными знаниями о своих коллегах, претендующих на этот пост. В этой анкете для выяснения характеристик возможных претендентов на пост мэра города было дано следующее задание: " По предложенной ниже шкале оцените, пожалуйста, сначала уровень развитости образов (имиджей) у идеального, по-вашему мнению, претендента, а затем – уровень развитости образов (имиджей) у потенциальных претендентов" (табл. 50). Эксперты заполняли анкету так: в соответствии с семизначной шкалой выставляли количественные оценки характеристик имиджа семи наиболее вероятных с их точки зрения претендентов. Полученная информация дала возможность, таким образом, сформировать политические портреты возможных претендентов, что было принципиально важно для проведения избирательной кампании. Первый этап разработки технологии социальной экспертизы завершается определением процедуры экспертного опроса, которое включает подбор экспертов, определение их численности и стиля взаимоотношений с ними, методики их опроса, а также вознаграждения за работу. Нередко по очень сложным аспектам экспертизы для экспертов готовят подборку специальной литературы, содержащей дополнительную информацию для того, чтобы ускорить " вхождение" экспертов в проблему и дать им возможности лучше подготовиться к процессу экспертизы.
Таблица 50
|