![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация видов социального эксперимента и их характеристика
По характеру экспериментальной ситуации различают лабораторные и полевые, контролируемые и неконтролируемые эксперименты. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации, увеличивая тем самым возможности контроля над переменными. В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но она гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные. В первой разновидности исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, влекущий (по его гипотезе) определенные следствия. Во второй разновидности воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий без вмешательства исследователя. Что касается неконтролируемых экспериментов, то на их результаты оказывают влияние неэкспериментальные факторы, причем характер и степень их влияния малоизвестны и часто остается неизвестной сама их природа. В подобных экспериментах научно достоверных результатов достигают повторными опытами в различных условиях и с различными группами испытуемых, чтобы достичь взаимного погашения влияния побочных факторов. В контролируемом (идеальном, чистом, классическом) эксперименте выравнивают прочие условия на экспериментальном и контрольном объектах (кроме воздействия экспериментального фактора), а также периодически измеряют значения как экспериментальных, так и неэкспериментальных переменных. При этом благодаря контролю всех основных переменных обеспечивается повторяемость эксперимента. По логической структуре доказательства гипотез различают параллельные и последовательные эксперименты. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов исследования: экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является та группа, на которую повлиял экспериментальный фактор, а контрольной – та, на которую он не повлиял. Во всем остальном условия деятельности этих двух групп примерно равнозначны, как и состав их участников. Если в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора произошли некоторые изменения, а в контрольной группе их нет, то гипотезу можно считать подтвержденной. В последовательном эксперименте, в отличие от параллельного, контрольной группы нет. Одна и та же группа выступает здесь в качестве контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной – после его введения. Доказательство гипотезы опирается в этом случае на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия изучаемого фактора. Наряду с характеристикой основных видов социального эксперимента его роль и возможности определяются также совокупностью тех функций, которые он должен выполнять и выполняет в современной социально-диагностической деятельности. Основной функцией социального эксперимента является проверочная, на которой, собственно, и базируются все остальные его функции, такие как познавательная, инновационная и прогностическая (табл. 52). Таблица 52
|