Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Группы участников
Организаторы
+ Пропагандисты Пользователи
Как видно из табл. 68, худшим является вариант ролевых позиций участников инновационного процесса, при котором социальные инженеры безынициативны, организаторы бездеятельны, а пользователи и пропагандисты настроены против нововведений. В этом случае любая инновационная технология обречена. Для внедрения нововведений или инновационных социальных технологий нужно разработать специальную программу активизации инновационного процесса, включающую в себя финансово-экономические, организационные, научно-информационные, правовые и другие мероприятия. При этом необходимо определить, как на инновационный процесс влияют не только рыночные отношения, но и тип руководителя объекта инновирования. Как известно, выделяют следующие типы руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный и одержимый. Каждый из них характеризуется доминированием своей ролевой позиции. Одержимый руководитель, например, будет инициатором и содействующим инновации, но только до той поры, пока не увлечется чем-то другим и не охладеет к этому нововведению. Колеблющийся руководитель очень неустойчив в своей ролевой позиции. Декларативный руководитель окажет поддержку только на словах, а консервативный вообще не заметит нововведения или даже выступит против его внедрения. Только прогрессивный руководитель будет более или менее последовательно поддерживать инновации. Чтобы преодолеть сопротивление социальным нововведениям, в социологической науке используют множество специальных методов: 1) непрерывное образование, переподготовка персонала организаций, а также передача им достоверной информации о будущих организационных изменениях. Это дает возможность ликвидировать дефицит знаний о нововведении, снять ментальные и психологические барьеры в его восприятии, а также заложить навыки оперирования нововведением посредством тренингов; 2) привлечение работников к непосредственному участию в планировании, организации перемен и в принятии решений по внедрению новшества. Нововведение должно быть " выстрадано" каждым работником в том смысле, что он должен быть соучастником инновационного процесса; 3) эмоциональная и психологическая поддержка новаторов, которые находятся в эпицентре борьбы за новшество и зачастую устают от нее под натиском превосходящих сил консервативной бюрократии; 4) кооптация сопротивляющегося лица, т.е. предоставление ему ведущей роли в процессе внедрения новшества; это превращает его из противника новшества в активного его проводника; 5) маневрирование, т.е. выборочное использование информации о новшестве для более успешного его продвижения; 6) принуждение противников новшеств поддерживать их посредством угрозы лишения работы или продвижения по службе. Этот метод следует применять лишь в крайних случаях и на ключевых этапах осуществления нововведений. Обычно его используют руководители-новаторы, которые теряют поддержку консервативного коллектива; 7) увольнение работников, которые непримиримо борются с нововведениями и не способны измениться. В заключение подчеркнем, что успешное развитие современного общества зависит, прежде всего, от качества инновационного процесса, который невозможен без создания инновационных социальных технологий: их планирования, прогнозирования, проектирования и успешного управления ими. Ключевую роль в процессе инновационного общественного развития играют такие проблемы, как проверка эффективности и внедрение инновационных социальных технологий, о чем и пойдет речь в следующей главе.
|