![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции мониторинга и их характеристика
Функции мониторинга представляют собой также своеобразные направления его применения в решении различных функциональных задач. Наиболее важны диагностические задачи. Например, применительно к деятельности органов местного самоуправления можно выделить следующие диагностические задачи. 1. Диагностика общественного мнения с точки зрения проблемы социальной напряженности в местном социуме, особенно по тем вопросам, которые должно решать местное самоуправление на своем социальном уровне. 2. Определение изменений в системе ценностей местного сообщества. Здесь идет речь об ослаблении одних ценностных ориентации населения и усилении других. Прежде всего, это касается двух полярных систем ценностей: коммунистической или социалистической и капиталистической или либеральной. Эти две системы не могут существовать отдельно друг от друга. Нередко они пересекаются в одной социальной группе и даже одной личности, которая представляет собой сложное и противоречивое сочетание противоположных ценностных систем. Поэтому важнейшая задача мониторинга – изучение как количественных, так и структурных изменений ценностного мира местной общины. 3. Оценка авторитета лидеров, политиков и руководителей органов местного самоуправления посредством определения их рейтинга и изучения общественного мнения. 4. Выявление степени готовности местного социума, а также различных его общностей и социальных групп к внедрению инноваций или реформированию той или иной стороны социальной жизни местного сообщества. При этом следует подвергать мониторингу любую инновацию. 5. Определение социальных проблем, которые должны быть решены на местном уровне, и взятие их под особый контроль со стороны местной общины, а также выяснение приоритетов и тенденций развития местного сообщества. 6. Диагностика организаций, трудовых коллективов, руководящих кадров. Этот аспект диагностики играет исключительно важную роль в совершенствовании органов местного управления и самоуправления. 7. Создание специальных подсистем мониторинга: экологического состояния среды обитания, качества продовольственных товаров, уровня жизни населения и уровня бедности, степени надежности основных техногенных объектов и их безопасности для здоровья населения и т.п. Наряду с этим в ходе мониторинга накапливается значительный массив социальной информации о поведении социальных объектов в пространстве и во времени, которая носит систематический и систематизированный характер. Это создает благоприятные условия для осуществления аналитической деятельности. Среди важнейших аналитических задач мониторинга можно выделить такие: а) анализ структурных характеристик объектов мониторинга (социально-демографических, профессионально-квалификационных, образовательных и других), в качестве которых могут выступать различные общности и группы, чтобы выявить основные тенденции их развития; б) анализ основных направлений, форм и способов жизнедеятельности социума, а также проблем его функционирования и тенденций его будущего развития; в) анализ эффективности социальных объектов в целом, а также функционирования отдельных их элементов. Например, мониторинг развития города предполагает анализ эффективности формирования и использования местного бюджета, функционирования хозяйственного комплекса исследуемого сообщества, его инженерной либо социальной инфраструктуры и других элементов социальной системы; г) анализ экстремальных ситуаций и конфликтов, а также причин их возникновения, тенденций развития и способов разрешения. Заметим, что, изучая общественное мнение, можно получить важную информацию о причинах социальных конфликтов, их характере и различных вариантах поведения конфликтующих социальных групп; д) анализ имиджа органов государственной власти и местного самоуправления, а также их лидеров среди населения. Это направление аналитической деятельности предполагает исследование прежде всего мнения населения о таких важных атрибутах функционирования местной власти, как ее открытость, конструктивность, способность к сотрудничеству, профессионализм и т.п. Кроме того, мониторинг может быть направлен на выяснение не только тех или иных характеристик жизнедеятельности местного сообщества, среды его обитания, но и различных аспектов деятельности органов местного самоуправления, одно из основных предназначений которых заключается в том, чтобы подготовить необходимые условия для улучшения социальной ситуации. Поэтому здесь можно выделить целую совокупность процедур мониторинга, которые связаны с моделированием социальных объектов, явлений и процессов. 1. Моделирование причин и проектов возникновения и прохождения социальных нововведений. 2. Построение программ социально-экономического развития объектов, которые должны: во-первых, давать четкий диагноз состояния его жизнедеятельности; во-вторых, формулировать цели и задачи развития того или иного объекта; в-третьих, давать полное представление о ресурсах, необходимых для достижения целей и решения задач. 3. Моделирование конкретных ситуаций жизнедеятельности социального объекта. Разработка инновационных технологий социального развития объекта. Например, для города как объекта мониторинга разрабатываются технологии оптимизации системы управления или стабилизации деятельности и развития трудовых ассоциаций и других организационных форм производственной деятельности на местном уровне. В то же время мониторинг содержит в себе и такой важный элемент, как проверка. По сути, он представляет собой специфическую разновидность измерительного социального эксперимента. От обычного эксперимента мониторинг отличается лишь тем, что его процедуры имеют несколько иную цель. Так, в обычном натурном эксперименте происходит воздействие на социальный объект в контролируемых и управляемых условиях и фиксируются состояния этого объекта до введения гипотетического импульса и после его проявления. Его цель – подтвердить или опровергнуть гипотезу. Что касается мониторинга, то в нем сначала производят измерение реального объекта, после чего полученные результаты сравнивают с некоторыми данными, а затем уже изменяют реальный объект в соответствии с нормативными требованиями. Мониторинг выполняет также весьма важную проверочную функцию, которая составляет содержание целого класса задач: а) мониторинг обеспечивает проверку различных моделей социальной жизнедеятельности; б) он направлен не только на проверку этих моделей, но и на их корректировку в связи с изменившимися условиями, а также адаптацию к новым условиям. Это коренным образом отличает его от эксперимента. В структуре мониторинга предусмотрены и систематические измерения реальных социальных объектов, что дает возможность строить их временные (трендовые) модели, являющиеся основой для прогнозирования будущих состояний. В связи с этим можно выделить несколько прогностических задач, которые можно решать в ходе мониторинга: 1) построение прогнозов относительно развития объектов мониторинга в будущем; 2) выявление критических (реперных) точек в развитии объектов мониторинга, в которых происходит качественное изменение всей системы жизнедеятельности сообщества. Таким образом, создание мониторинговой системы – важный этап на пути не только повышения эффективности и уровня технологизации социальных объектов, явлений и процессов, но и развития гражданского общества. Мониторинг, кроме того, дает возможность обеспечить бескризисное развитие всего общества и его подсистем, а также гармонизацию различных интересов и потребностей людей, совершенствование основных форм и видов человеческой жизнедеятельности.
|