Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Напряженность
Международная напряженность появляется в результате соперничества между государствами, настолько независимыми, что свое выживание они связывают только с собственными силами. Напряженность нарастает, когда каждое из государств с целью своей обороны усиливает [с.388] меры морального и материального порядка. При таком развитии событий война представляется практически неизбежной. Это наглядно демонстрируют процессы раздражения, возмездия и контрвозмездия, которые питали холодную войну между Россией и Соединенными Штатами после Ялтинской конференции 1945 г. Однако здесь есть ряд принципиальных вопросов: почему вообще существуют соперничающие государства? Почему отношения вражды возникли между одними, а не другими государствами? Ответ на последний вопрос можно получить, обращаясь к истории, географии и политике. Два государства могут быть соперниками по причине исторической вражды, периодически подпитываемой войной и новым ущербом, которые возрождают дух мести и взаимную вражду. Каждое поколение воспринимает вражду как естественное и неизбежное состояние через определенные версии истории, о которых рассказывается в школьных учебниках. На протяжении столетий вражда такого рода существовала между Францией и Англией, между Францией и Германией, между Англией и Ирландией, между Англией и Америкой, между Англией и Россией, между Китаем и Японией. Вражда обычно возникает между государствами, которые расположены географически так, что смогут легко наносить ущерб друг другу путем вторжения или блокады. Но она не возникает, если в силу политической ситуации каждое государство не получит выгоду от конфликта, но сохранит собственную неуязвимость по отношению к другому государству, не потеряет необходимого союзника. Великобритания отказалась от вражды с Францией, Америкой и Россией, а они ответили взаимностью, когда каждое государство поняло опасность Германии. По-видимому, Франция и Германия отказываются от вражды друг с другом, так как они начинают больше бояться Советского Союза. Вероятнее всего, Япония и Китай могли бы стать друзьями, если бы Китай не был коммунистическим государством. Англия прекратила враждовать с Ирландией, когда убедилась в необходимости дружбы [с.389] с Соединенными Штатами, но Ирландия продолжает вражду, потому что чувствует защиту Америки. Ситуация равновесия силы оказывает существенное влияние на положение соперников. При сжатии мира это влияние становится более значимым, чем влияние прошлых обид. Для систем властной политики характерна тенденция к поляризации вокруг двух самых могущественных государств системы, и такая тенденция усиливается, так как увеличивается уровень общей напряженности и мир сужается благодаря новым изобретениям. Два полярных государства становятся принципиальными соперниками. Другие располагаются вокруг этих полюсов с различной степенью близости в поисках защиты, союзничества и дружбы, образуя буферную зону государств, которые надеются остаться нейтральными. Процесс сжатия мира сокращает эту зону. Остается ответить на вопрос: почему вообще должно существовать соперничество между государствами? Ответ может быть связан не столько с внешними обидами государств, сколько с их внутренней структурой, политикой, составом, а также со структурой сверхобщества (supercommunity), членами которого все они являются. Обиды возникают потому, что любое государство случайно, по небрежности или преднамеренно когда-то поступило таким образом, что другое воспринимало эти действия как опасные или наносящие вред. Вероятность появления обид тем больше, чем более тесные отношения установлены между государствами; чем больше они взаимозависимы в сферах финансов и торговли; чем больше населения одного государства проживает на территории другого; чем больше они полагают, что для реализации внутренних потребностей необходимо расширение рынков сбыта или источника природных богатств; чем больше они верят, опасаясь нападения, что нужны внешние основы, стратегические зоны, стратегические материалы или союзники. Государства-соседи – а почти все государства в современном сжатом и взаимозависимом мире находятся рядом, – несомненно, будут иметь причины для недовольства друг другом. Постоянная задача дипломатии в Объединенных Нациях состоит в том, чтобы улаживать эти недовольства. Большая часть вопросов решается мирными средствами, но иногда дипломатия и международные организации не в состоянии справиться с ними. Любой повод для недовольства может стать препятствием на пути мирного урегулирования проблем и превратиться в серьезную проблему, если речь идет о государствах, которые уже являются соперниками. При таких обстоятельствах возникшая проблема может послужить тестом на испытание силы, если один из соперников не уступит ни на йоту, а другой переформулирует свои требования по отношению к первому. Однако мы пытаемся ответить на вопрос: почему вначале возникает соперничество? Если бы его не существовало, то тогда, очевидно, поводы для обид устранялись бы мирным путем. Следовательно, не обиды являются причинами соперничества, а соперничество порождает недовольство, подвергая мир опасности. По-видимому, соперничество возникает из внутренних условий каждого государства, например, некоторым государствам нужен внешний враг, чтобы укрепить свою внутреннюю солидарность. Необходимость в этом объясняется психологическими мотивами. Напряженность в сознании индивида обусловлена фрустрациями и противоречиями, как результат ранней социализации ребенка. Обращаемые на родителей агрессивные импульсы подавляются, а «козлы отпущения» становятся мишенями [с.390] ненависти и агрессии. Чем больше расширяется такая социальная группа, чем больше подавленной агрессии у ее членов, тем больше необходимость в наличии внешней группы, играющей роль козла отпущения, при условии существования внутригрупповой солидарности. Все это в меньшей степени относится к свободному обществу, где внутренняя конкуренция, конфликты и соперничество создают возможность для подавления агрессии, и в большей степени – к авторитарному обществу, для которого характерны суровая дисциплина и жесткий внутренний порядок. Эта теория подтверждается следующим: для первобытных обществ война является самым простым средством поддержания внутригруппового единства, так же представляет козла отпущения, на которого будут направлены агрессивные чувства и действия членов группы. Если же негативные импульсы будут направлены внутрь группы, то группа распадется. На многих малых островах Тихого океана разрозненное население разделено на две враждебные группы, каждая из которых считает другую внешней группой. Эта психологическая причина, вызывающая соперничество, напряженность и войну, может быть устранена при помощи системы образования, особенно дошкольного, которое даст меньше поводов для противоречий и фрустраций, чем сегодня; экономической системы, которая будет более равномерно распределять производимые товары; систем общества и политики, которые смогут дать больше гарантий для социального роста и признания. Особенно важны социальные условия, позволяющие без ущерба направлять большую часть агрессивных чувств в соперничество политических партий, конкуренцию в бизнесе, в спорте, в искусстве, литературе и в других сферах культуры. Хотя марксистская теория, в соответствии с которой классовая вражда служит единственной причиной внешней агрессии, значительно упрощена, несомненно, что социальные, экономические и политические условия внутри государства и напряженность в сознании индивидов, возникающая в результате этих условий, являются важным источником международного соперничества, международной напряженности и агрессии. Если эти условия характерны для некоторых главных государств международной системы, то они будут испытывать необходимость во внешнем враге, чтобы сохранить свою внутреннюю солидарность. Несомненно, что всеобщие социальные реформы являются утопией. В сжимающемся мире, где требуются дополнительные ресурсы для населения, велика скорость социальных изменений и не все могут приспособиться к окружающей среде, не следует ожидать, что появится возможность избежать серьезных международных трений. Однако социальные реформы и образование могут в значительной мере способствовать ослаблению международной напряженности. [с.391] Это подводит нас к второй причине соперничества – к оппозиции внутри системы суверенных государств. Пока государства действуют независимо друг от друга, они принимают участие в процессах мировой политики, пытаясь добиться условий, при которых они смогут выжить, поэтому каждое государство будет находиться в оппозиции к любому соседу, который в состоянии напасть на него. Такое государство превратится в козла отпущения, и на него будет проецироваться ненависть и агрессия, так возникает соперничество. Только тогда, когда государства объединяются в альянсы или большие группы, они перестают быть потенциальными врагами, а при наличии тесных контактов и при равной силе они перестают быть и соперниками. Исторические причины, которые приводят к объединению родственных кланов в племена, племен в государства, а государств в федерации, заключаются в том, что широкие сферы сотрудничества и авторитетного решения споров в суде сохранились по сей день, обусловливая необходимость организации мирового сообщества всех государств, управляемого мировым правительством. Такое мировое общество не будет иметь внешнюю группу, против которой надо объединяться, и этим оно отличается от всех федераций. Процесс объединения государств прекратился при разделении мира на две группы, каждая из которых по отношению друг к другу является внешней, как в племенах на островах Тихого океана. Такая биполярная система наименее стабильна и является наиболее опасным типом равновесия силы. Среди крупных ранее существовавших цивилизаций – Египет, Месопотамия, Китай, Индия, Рим, христианский мир, исламский мир – такое соотношение обычно приводило к попыткам завоевания всего мира или к попыткам положить конец такому завоеванию, к разрушению какой-либо цивилизации. Однако развитие этих исторических цивилизаций не соответствует тому, которое мир наблюдает сегодня, так как, будучи большими и изолированными, исторические цивилизации всегда имели врагов, например варваров или соперников у своих границ. Арнольд Тойнби называет Римскую империю универсальным государством, но в действительности она была создана для борьбы с варварами, обитавшими за Рейном и Дунаем, а также с империями Ближнего Востока. Действительно универсальное общество позволяет выплескиваться напряженности, охватившей индивидов и большие группы всех типов, внутри самого общества. Такое общество должно быть очень гибким и сложным. Система образования в таком обществе должна способствовать развитию общих ценностных установок и терпимости ко всяким различиям. Оно должно стараться не 'идентифицировать цели агрессии с людьми внешней группы, выдвинуть как цели агрессии абстрактные идеи, такие, как война, болезни, социальная дискриминация, политическое угнетение. Враг [с.392] универсального общества и универсальности религий должен быть абстрактный дьявол, а не материальный враг. На трудность такого, причем эффективного, замещения указывает тенденция превращения движения к мировому правительству в Североатлантический альянс, явным противником которого выступает Советский Союз. Однако в наш век для установления мира необходимо подлинное мировое общество, впитывающее в себя напряженности, которые и все малые группы, и отдельные индивиды должны где-то выплескивать.
|