Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация твёрдых материалов по дымообразующей способности 16 страница






Лит.: Системные требования к пожарным автомобилям для районов Севера/ В.В. Пивоваров и др.// Пожарная безопасность. 2001. № 3; ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды; Концепция совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе государственной противопожарной службы МЧС России. Приказ МЧС России от 31.12.2002 Г. №624.

 

ПОЖАРНАЯ ТОЦИСТЕРНА ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ - пожарная автоцистерна на вездеходном шасси, оборудованная защитой личного состава и конструкции автоцистерны от поражающих факторов химического и радиоактивного заражения местности. Пожарная автоцистерна природоохранного назначения (АЦПН) предназначена для доставки к месту пожара личного состава боевого расчёта, ОТВ, пожарно-технического вооружения и оборудования а также для проведения спец. работ на месте пожара; проведения работ по ликвидации аварий оборудования, содержащего нефть и нефтепродукты, а также в местах с химическим или радиоактивным заражением; тушения пожаров на речных акваториях в качестве вспомогательного средства во взаимодействии с пожарными катерами; обеспечения возможности подачи ОТВ без вывода личного состава из машины; использования в горной местности и населённых пунктах с недостаточно развитым водоснабжением. В 2006 создается первый опытный образец АЦПН на шасси ГАЗ-590З (БТР-70М). Данный автомобиль имеет цистерну вместимостью 3 м3, пенный бак (не менее 6% от вместимости цистерны) и оснащён лафетным стволом с дистанционным (из кабины) и ручным (дублирующим) управлением. Подача воды и пенообразователя осуществляется с помощью насоса с напором 100 м вод. ст. и подачей 40 л/с. В АЦПН предусмотрено 4 места для боевого расчёта.

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА С КОЛЕНЧАТЫМ ПОДЪЕМНИКОМ - пожарная автоцистерна, оборудованная стационарной механизированной поворотной коленчатой подъёмной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой. Пожарная автоцистерна с коленчатым подъёмником (АЦКП) предназначена для тушения пожаров в населённых пунктах, проведения АСР на высоте, подачи ОТВ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъёмного крана при сложенном комплекте колен. Первая АЦКП изготовлена в СССР в начале 80-х гг. ХХ в. ПО «Пожмашина» (Украина) на шасси ЗИЛ-133 ГЯ (6х4) и имела запас ОТБ 2680 л, высоту подъёма площадки люльки 18 м. грузоподъёмность 300 кг, вылет стрелы — 9 м, насос салонного расположения с подачей 40 л/с. Из-за больших габаритов данный класс пожарных автомобилей широкого применения не получил.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.

 

ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА С ЛЕСТНИЦЕЙпожарная автоцистерна, оборудованная механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ) предназначена для тушения пожаров в населённых пунктах, проведения АСР на высоте, подачи ОТВ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъёмного крана при сложенном комплекте колен. Первая пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ-З-40/17 (4х2) создана ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) в 1997 на шасси КамАЗ-43253 (4х2) и имела вместимость цистерны для воды 3000 л, бака для пенообразователя 300 л. Высота полностью выдвинутой лестницы составляла 17 м, максимальный вылет стрелы — 14, 1 м. В последующем это предприятие подготовило производство аналогичной автоцистерны АЦЛ 3-40/17 на полноприводном шасси КамАЗ43118 (6х6). В типаже АЦЛ имеется модель с лестницей высотой 22 м на шасси КамАЗ-43118 (6х6) и с цистерной вместимостью 4000 л.

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение П. б. является одной из важнейших функций государства.

Элементами СОПБ являются органы гос. власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении П. б. в соответствии с законодательством РФ.

Достижению П. б. способствуют: нормативное правовое регулирование и осуществление гос. мер в обл. П. б.; создание пожарной охраны и организация её деятельности; разработка и осуществление мер П. б.; реализация прав, обязанностей и ответственности в обл. П. б.; производство пожарно-техн. продукции; выполнение работ и услуг в обл. пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам П. б.; информационное обеспечение в обл. П. б.; учёт пожаров и их последствий; осуществление ГПН и др. контрольных функций по обеспечению П. б.; тушение пожаров и проведение АСР; установление особого противопожарного режима; научно-техн. обеспечение П. б.; лицензирование деятельности в обл. П. б. и подтверждение соответствия продукции и услуг в обл. П. б.

Лица, ответственные за нарушение требований П. б., иные граждане за нарушение требований П. б., а также за иные правонарушения в обл. П. б. могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «о пожарной безопасности»; Брушлинский Н.Н., Кафидов В.В., Козлачков В.И. и др. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства / под ред. Н.Н. Брушлинского. М., 1988.

 

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» - научно- технический журнал. Периодическое изд. ФГУ ВНИИПО МЧС России (учредитель журнала). Издаётся с 1991 (до 1998 имел назв. «Пожарная безопасность, информатика и техника»). Зарегистрирован в Гос. комитете РФ по печати (Регистрационное свидетельство! ‘4 017706). Решением ВАК Минобразования России от 1710.2001 включён в Перечень периодических науч.-техн. изд., рекомендованных для опубликования результатов дис. на соискание учёной степени д-ра наук, распоряжением МЧС России Т’4 87 от 31.03.2006. — в Нормы коллективной подписки на периодические изд. МЧС России. В соответствии с приказом МВД России от 23.11.98 769 «06 утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности» (зарегистрированы в Минюсте России, регистрационный №1678 от 31.12.98) в журнале осуществлялось официальное опубликование нормативных документов по пожарной безопасности, принятых гл. управлением ГПС. Предназначен для рук. и специалистов пожарной охраны, предприятий, выпускающих пожарно-техн. и пожароопасную продукцию, оказывающих услуги в обл. пожарной безопасности, а также др. заинтересованных организаций. Осн. задачи журнала; офиц. опубликование НПБ, пояснений и толкований отд. положений этих документов; оперативное информирование науч. общественности, специалистов, граждан о результатах Науч.-теха деятельности в обл. пожарной безопасности. Структура журнала: офиц. раздел; науч.-техн. разработки; обмен опытом, проблемы и суждения; статистика пожаров; информация о новых отеч. и зарубежных изд. в обл. пожарной безопасности. В журнал входит обязательное приложение (вкладыш) на Сд-1.ОМ: каталог-справочник «Пожарная безопасность. Компании. Продукция. Услуги», в котором представлена информация обо всей продукции, сертифицированной в обл. пожарной безопасности, организациях-изготовителях, регистрационные номера и даты регистрации сертификатов. Кроме того, дополнительно к журналу выпускается сб. реестров сертифицированной продукции в обл. пожарной безопасности. В сб. реестров представлена информация о продукции, сертифицированной за отчётный период. С перечнем информационных материалов, опубликованных в журнале, можно ознакомиться на web-сайте: http: www.vniipo.ru. Журнал распространяется на всей терр. России и в ряде др. стран. Подписной индекс 79502 в каталоге агентства «Роспечать».

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИФТОВ - степень или уровень защиты от поражающего воздействия ОФП и продуктов горения на лифтовые установки и людей, транспортируемых этими установками. Уровень защиты определяется совокупностью техн. решений, предусматривающих ограждение конструкций лифтовых шахт и машинных помещений с пределами огнестойкости в соответствие требований норм пожарной безопасности и устройство выходов с этажей через лифтовые холлы. Лифтовые холлы в подвальном и цокольном этажах здания подлежат дополнительной защите приточной противодымной вентиляцией для создания в них избыточного давления воздуха при пожаре на этих этажах. Для лифтов, установленных в зданиях (сооружениях) с незадымляемыми лестничными клетками, применяется приточная противодымная вентиляция, обеспечивающая избыточное давление воздуха непосредственно в объёмах лифтовых шахт вне зависимости от места возникновения пожара (на одном из этажей, сообщающихся с лифтом).

Для пассажирских лифтов д. б. предусмотрен режим управления «Пожарная опасность», при котором, в случае пожара, кабина лифта принудительно перемещается на осн. этаж посадки людей (с исключением возможности управления из кабины лифта), где останавливается с открытыми дверями кабины и шахты лифта. Пассажирские лифты с режимом управления «Перевозка пожарных подразделений» в обычном режиме эксплуатации используются без ограничений по прямому назначению. В случае пожара кабины таких лифтов первоначально перемещаются на осн. этаж посадки людей в режиме управления «Пожарная опасность» и при необходимости используются пожарными для доступа на любой из этажей здания посредством управления из кабины лифта. Для таких лифтов предусматриваются, как правило, отд. шахты с повышенными пределами огнестойкости ограждающих строительных конструкций. Материалы отделки кабин указанных лифтов характеризуются ограничениями по показателям пожарной опасности.

Лит.: МГСН 4.04-94*. Многофункциональные здания и комплексы; МГСН 4.19-05. Многофункциональные высотные здания и комплексы; НПБ 250-97 лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования.

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА - состояние объекта, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, воздействия на людей ОФП, а также обеспечивается защита материальных ценностей. П. б. о. зависит от параметров состояния внешней среды (давления, температуры, влажности воздуха и т. д.) и должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т. ч. организационно- техн. мероприятиями.

Предупреждение пожара должно достигаться предотвращением образования горючей среды, а также предотвращением образования в горю- чей среде (или внесения в неё) источников зажигания.

Ограничение массы и (или) объёма горючих веществ (материалов), а также наиболее безопасный способ их размещения должны достигаться применением одного из след. способов или их комбинацией: уменьшением кол-ва горючих веществ (материалов), находящихся одновременно на объекте; устройством аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; устройством на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; периодической очистки терр., на которой располагается объект; удалением пожароопасных отходов производства; заменой ЛВЖ и ГЖ на пожаробезопасные средства; установкой пожароопасного оборудования по возможности в изолированных помещениях или на открытых площадках; применением устройств защиты производственного оборудования с горючими веществами от повреждений и аварий, установкой отключающих, отсекающих и др. устройств. См. также Профилактика пожаров.

Лит.: ГОСТ12.1.03381*. ССБТ. Пожарная безопасность. термины и определения; ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; ГОСТ Р 12.3.047-98. ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля; Брушлинский Н.Н., Кафидов В.В., Козлачков В.И. и др. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства/Под ред. Н.Н. Брушлинского. М., 1988.

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ОПАСНОСТЬ) ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — состояние технологического процесса, при котором с опред. вероятностью исключается (существует) возможность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и материальные ценности ОФП.

Система пожарной безопасности технологического процесса должна характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей с учётом всех стадий жизненного цикла объекта и выполнять след. задачи: предотвращать возникновение пожара; обеспечивать безопасность людей; обеспечивать безопасность материальных ценностей; обеспечивать безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Оценку пожарной опасности технологического процесса следует осуществлять с учётом величин показателей пожарной опасности, технологических сред и значений расчётных пожароопасных параметров, определяемых в соответствии с документами по стандартизации в обл. пожарной безопасности и НПБ, утверждёнными федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции. К комплексу пожароопасных параметров, отражающих пожарную опасность технологического процесса, относятся: избыточное давление, развиваемое при сгорании газо-, паро-, пылевоздушных смесей в помещении; размер зон, ограниченных НКПР газов и паров; интенсивность теплового излучения при пожарах проливов ЛВЖ и ГЖ для сопоставления с критическими (предельно допустимыми) значениями интенсивности теплового потока для чел. и конструкционных материалов; размер зоны распространения облака горючих газов и паров при аварии для определения оптимальной расстановки людей и техники при тушении пожара, а также для расчёта времени достижения облаком мест их расположения; возможность возникновения и поражающего воздействия огненного шара при аварии для расчёта радиусов зон поражения людей от теплового воздействия в зависимости от вида и массы топлива; импульс волны давления при сгорании газо-, паровоздушных смесей в пространстве; поражающие факторы при разрыве технологического оборудования вследствие воздействия на него очага пожара; интенсивность испарения ГЖ и сжиженных газов; температурный режим при пожаре для определения требуемого предела огнестойкости строительной конструкции; предел огнестойкости строительных конструкций, обеспечивающий целостность ограждающих и несущих конструкций пожарного отсека с технологическим процессом при свободном развитии пожара; др. показатели пожарной опасности технологического процесса, необходимые для анализа их опасности и рассчитываемые по методикам, разрабатываемым специализированными организациями и утверждённым федеральными органами власти в соответствии с их компетенцией.

Пожарная безопасность технологического процесса должна обеспечиваться: системой предотвращения пожара; системой противопожарной защиты; организационно- техн. мероприятиями.

Лит.: ГОСТ 12.1.004-91*. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; ГОСТ Р 12.3.047-98. ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля; НПБ 23-2001. Пожарная опасность технологических сред. Номенклатура показателей.

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК — состояние электрооборудования, при котором с опред. вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара. Согласно статистическим данным доля пожаров, связанных с возгоранием электрооборудования, составляет более 20% от всех зарегистрированных пожаров.

При аварийных режимах работы изделий или их неправильной эксплуатации возникают источники зажигания, что может привести к перегреву и воспламенению отд. элементов, к образованию высоковольтных и сильноточных дуг, а также высоких температур в контактных соединениях и т. п. При горении электроизделий выделяются токсичные продукты. В случае протяжённых кабельных линий происходит быстрое распространение горения внутри зданий и сооружений.

Достижению необходимого уровня пожарной безопасности способствуют: совершенствование нормативной базы по П. б. э. и схемно-конструктивных решений электроизделий; испытание электрических изделий на пожарную безопасность; эффективное применение аппаратов электрической защиты от пожароопасных режимов; обоснованное применение электроизоляционных материалов в электрооборудовании; сертификация электроизделий в обл. пожарной безопасности ГПН.

Лит.: ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

 

ПОЖАРНАЯ ГЕРАЛЬДИКА - раздел геральдики, объектом интересов которого являются эмблемы, символы как отличительные изобразительные признаки юридических и физических лиц, имеющих отношение к проблемам обеспечения пожарной безопасности. Под геральдикой в широком смысле понимают вспомогательную ист. дисциплину, изучающую происхождение, развитие и становление изобразительных знаков (гербов), содержащих наиболее характерные признаки своего владельца: государства, региона, города, рода, предприятия, организации, учреждения, конкретной службы и т. д. Понятие «геральдика» (от немецкого «герольд» — глашатай) возникло от наим. лица, объявлявшего участников рыцарских турниров, облачённых в доспехи, что лишало их узнаваемости. Поэтому доспехи всегда имели личные гербы владельцев. Систематизация гербов и разработка алфавита символов (фигур, их размеров и расположения, цветовой гаммы и т. п.) в целях исключения дублирования стала функцией герольдов и заложила основы геральдики как науч. дисциплины (ХII в.). К тому времени уже давно бытовало представление о четырёх первоэлементах — стихиях огня, воды, земли и воздуха со своими символами. Напр., из поклонения духу стихии огня возникла саламандра; из алхимии пришло изображение огня в форме плоской фигуры — треугольник с вершиной вверх, а из числа объёмных тел в виде правильных выпуклых многогранников огню отводился тетраэдр. Историки полагают, что первые гербы — это тотемные знаки древних племён. Осознав животворящую силу солнца и мощь молнии, чел. увидел в них своеобразные лики огня и стремился привлечь их в свои союзники, покровители, наделяя самым высоким статусом — тотемным знаком. А в качестве олицетворения огня из числа представителей животного мира он выбирал самых могущественных зверей и птиц. Так, осн, образами на гос. гербах большинства стран появились лев, орёл, их симбиоз — грифон, солнечная корона. Впоследствии они стали символами царской власти. Солнечные ромбы, расположенные по горизонтали, до сих пор встречаются как элементы оград, солнечные круги и полукруги (розетки) обрамляют окна домов; крыши домов венчает голова коня («конь-огонь»), петух — солнечная птица — устанавливался на шпилях культовых сооружений, дымниках печных труб. Громовые знаки (шесть равносторонних треугольников с единой для всех вершиной-центром) располагались над въездными воротами или калиткой. Все они не что иное, как охранительные знаки (обереги), которые должны были защищать своего хозяина от пожара и иной нечисти, огненной силой по принципу защиты «подобным от подобного». В противовес мистицизму практическую полезность знаки П. г. впервые обрели в качестве эмблем пожарной охраны стран, городов и т. п., а также символов страховых компаний в составе табличек для размещения на стенах застрахованных от огня строений. За рубежом первая компания страхования от пожара возникла в Англии (Лондон, 1680) как действенная мера после известного Большого пожара английской столицы (1666). В 1705 компания получила название «Феникс». Её эмблема — мифологическая птица, взлетающая из пламени — располагалась на страховых полисах и металлических табличках. Впоследствии появилось мн. аналогичных компаний с изображениями саламандры (1803), солнца, льва и т. п. В США такие компании имели эмблемы в виде американского орла. В наст. время знаки подобных страховых компаний стали коллекционной редкостью и встречаются лишь на стенах музеев (напр., на стене Гос. литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова в Мелихово). В США в последние десятилетия проводится активная компания по защите лесов от пожаров под знаком изображения медведя «Смоуки» (по-русски «Дымняшка»). В России в тех же целях применяют изображение лося и медведя. Наибольшее распространение П. г. в современных условиях получила в эмблемах подразделений ГИС, ВДПО, различных фирм, ассоциаций, действующих в обл. пожарной безопасности. Сюда же относятся товарные знаки пожарно-технической продукции и услуг, знак соответствия продукции (услуг) пожарной безопасности, экслибрисы владельцев коллекций книг пожарно-техн. Тематики и т. п. Бланки писем, служебно-распорядительной документации, др. печатная продукция; знамёна, вымпелы, значки, памятные медали, предметы форменной одежды, пожарная техника, фасады и вестибюли зданий пожарно-техн. назначения и т. п. также м. б. носителями знаков П. г

Лит.: Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М., 1977; Дон Фоли. Энциклопедия знаков и символов, м., 1997.

 

ПОЖАРНАЯ КАСКА — индивидуальное средство защиты пожарного, предназначена для защиты головы пожарного от воздействия повышенных температур, механических ударов, агрессивных сред и других опасных и вредных факторов, возникающих при тушении пожаров и проведении АСР. до 1975 г. в пожарной охране применялись металлические пожарные или защитные строительные каски. В настоящее время пожарные каски в основном изготавливают с применением термопластических и стекловолоконных материалов. Несмотря на многообразие конструкций и широкую гамму применяемых материалов, конструкция каски неизменно состоит из корпуса, амортизирующей подвесной системы, лицевого щитка для защиты лица пожарного от механических и тепловых воздействий, пелерины для защиты от воды и тепловых воздействий. Каски оснащаются дополнительным оборудованием, таким, как: пожарные фонари, средства связи, тепловизоры, датчики движения и т. д.

 

ПОЖАРНАЯ КОЛОНКА - устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды. Через колонку проходит центральный ключ, предназначенный для открывания клапана гидранта. Блокирование запорного устройства (вентилей) осуществляется за счёт того, что при открытом напорном патрубке маховичок вентиля не позволяет вращать рукоятку центрального ключа. Снимать колонку с гидранта следует только при полном закрытии клапана гидранта.

Лит.: ГОСТ 7499-71*.

 

ПОЖАРНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯпожарный автомобиль, оборудованный компрессорной установкой и предназначенный для заправки воздухом баллонов СИЗОД и воздушных баллонов пожарных автомобилей порошкового тушения. В общем случае компрессорные установки классифицируются: в зависимости от их конструктивных особенностей и основных параметров на стационарные, смонтированные на неподвижном основании, переносные, имеющие компактные размеры и массу до 120 кг и оборудованные рукоятками для транспортирования вручную на место эксплуатации; мобильные, смонтированные на самоходном шасси или прицепе; по типу привода на установки с двигателем внутреннего сгорания и с электроприводом; по типу охлаждения на установки с воздушным и жидкостным охлаждением. В состав рабочей части компрессорных установок входят: компрессор, двигатель, блок осушения и очистки сжатого воздуха, контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства. В состав пожарной компрессорной станции входят: базовое шасси, компрессорная установка, ресивер и оборудование для обслуживания баллонов при зарядке. В 2005 предприятие 000 «Пеленг» (г. Нижний Новгород) изготовило опытный образец ПКС-З00 на шасси автобуса ПАЗ-3206 (3205) с колесной формулой соответственно (4х4) и (4х2).

Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; НПБ 186-99*. Техника пожарная. Установки компрессорные для наполнения сжатым воздухом баллонов дыхательных аппаратов для пожарных. Общие технические требования. Методы испытаний.

 

ПОЖАРНАЯ МАШИНА — транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для использования при пожаре. Современное понятие «пожарная машина» (ПМ) — управляемая человеком транспортная машина с оснащением и оборудованием для использования при пожарно- спасательных работах. Это понятие является общим для пожарной техники и объединяет в себе такие понятия, как: автомобиль, трактор, машина на гусеничном ходу, мотоцикл, поезд, судно, летательный аппарат, мотопомпа, прицеп, насос. ПМ может состоять из транспортного средства, которое включает в себя в зависимости от функционального назначения спец. пожарную надстройку для размещения запаса ОТВ, пожарно-технического вооружения и оборудования, спец. агрегатов (генераторов, грузоподъёмных устройств и т. п.), средств связи, устройства для подачи спец. звукового сигнала. ПМ могут иметь оборудованные места для доставки на место пожара боевого расчёта. Отличительной особенностью ПМ является окраска наружной поверхности в красный цвет с белыми полосами. ПМ подразделяются на осн. (машины тушения), спец. и вспомогательные. Осн. ПМ могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других спец. объектах). Осн. ПМ общего применения подразделяются на ПМ первой помощи водопенного тушения (автоцистерны). насосно- рукавные и др. Осн. ПМ целевого применения подразделяются на ПМ пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные ПМ и др. Спец. ПМ включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, техн. службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др. Вспомогательные ПМ вводятся на вооруж. пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров (автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили и т. п.). Первая ПМ с паровым приводом насоса и автомобильного шасси была создана в США в 1858. В Петербурге первая ПМ появилась в 1904. На начало 2006 отечественная промышленность освоила производство более 150 моделей ПМ (автомобилей, судов, самолётов, вертолётов и т. п.).

Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.

 

ПОЖАРНАЯ МОТОПОМПА - предназначена для подачи воды из открытого водоисточника или гидранта при тушении пожара. Мотопомпа используется как самостоятельное средство тушения пожаров в местах, труднодоступных для подъезда пожарных автоцистерн. Переносная мотопомпа может применяться для комплектации пожарных автомобилей. Мотопомпы в зависимости от типа привода классифицируются: на мотонасосные агрегаты — насосные агрегаты, в которых приводным двигателем является карбюраторный двигатель; дизель-насосные агрегаты — насосные агрегаты, в которых приводным двигателем является дизельный двигатель. В зависимости от конструктивных особенностей и основных показателей мотопомпы классифицируются: на мотопомпы нормального давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2, 0 МПа; мотопомпы высокого давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе выше 2, 0 МПа. По способу перемещения при эксплуатации мотопомпы классифицируются: на переносные — мотопомпы, доставляемые на место эксплуатации вручную; прицепные — мотопомпы, установленные на прицепе (полуприцепе) и доставляемые на место применения автомобильным транспортом. Мотопомпа конструктивно представляет собой мотонасосный агрегат, состоящий из следующих элементов: приводного двигателя внутреннего сгорания; центробежного насоса; трансмиссии; системы охлаждения двигателя; системы запуска двигателя; выхлопной системы; системы подачи топлива; вакуумной системы водозаполнения центробежного насоса; контрольно- измерительных приборов; фонаря для освещения рабочего места оператора; легкосъёмного защитного кожуха; несущей рамы. Отеч. предприятиями производятся следующие типы мотопомп: переносная мотопомпа нормального давления МПН-800/80; переносная мотопомпа высокого давления МПВД-2/400-60; прицепная мотопомпа нормального давления МПП-1600/100; переносная мотопомпа нормального давления МП-13/80 «Гёйзер». Мотопомпа высокого давления МПВД 2/400-60 комплектуется рукавной катушкой с рукавом и ручным стволом высокого давления. Мотопомпа «Гейзер» выпускается как в переносном, так и в прицепном вариантах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал