Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительские расходы населения, зависимость их динамики и структуры от отдельных факторов.
Пот.расходы – финансовые возможности граждан для приобретения товаров, проведения досуга, удовлетворения потребностей в образовании, здравоохранении и т.д. Охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение исследуемого периода. Структура потребительских расходов населения РФ в 2014 г. (данные Росстата) Продовольственные товары - 35, 27 %, Непродовольственные товары-44, 19%, Услуги-20, 54 Идет тенденция к увеличению доли расходов на непродовольственные товары. Факторы влияющие: Доходы и социальный статус; 1) богатство, т.е. накопленное имущество и финансовые активы. Чем больше богатство, тем меньше стимул к его увеличению, т.е. накоплению. 2) уровень цен. Рост цен уменьшает долю дохода на потребление, и увеличивает сбережения и наоборот; 3) ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами, наличием товаров, например, ожидания инфляции, увеличат потребление; 4) потребительская задолженность. При высокой - домохозяйства будут сокращать потребление; 5) налогообложение. Рост налогов вызовет падение дохода, следовательно, снижение потребления и сбережений. 11. Финансы компаний: понятие, место и роль в финансовой системе страны. Ф. компании – совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия на основе управления их денежными потоками. Включают внутренние и внешние денежные отношения. Место: обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход - источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы.(связь через: приобретение гос.цб, уплата налогов, получение бюджетных ассигнований) Роль: 1) финансовые ресурсы государства, формируются за счет финансов организации; 2) финансы – это финансовый базис для удовлетворения спроса на товары и услуги, т.е. обеспечивают непрерывность производственного процесса; 3) финансы организаций используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий; 4) финансы организаций позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств путем предоставления им возможностей инвестировать их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными из них. 12. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике. Госфинансы – совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием средств денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций. Т.е. форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной степени выступает государство. Госфинансы призваны обеспечить гос-во ден.средствами, необходимыми для выполнения им экономических, политических и соц.функций. Состав: финансы федеральных органов власти (Фед.бюджет, гос. внебюд.фонды, гос.кредит, финансы казенных и гос. Унитарных предприятий); финансы органов субъектов РФ (бюджеты субъектов РФ, внеб.фонды, кредит субъектов, финансы гос.унитарныхпредпр. Субъектов РФ). Роль выражается в функциях: 1. Ф.перераспределения: 1)перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промыш-ти в сел/хоз.); 2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы; 3) пере-ие доходов между социальными группами населения; 4) пере-ие доходов между территориальными образованиями. 2. Регулирующая. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление либо стимулировать их. 3. Контрольная. П роводится контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов. 13. Бюджетная система РФ: понятие, структура и характеристика отдельных уровней. Б.с. – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность всех бюджетов РФ. Трехуровневая бюджетная система: Федеральный бюджет – основной финансовый план страны, утрвеж-сяФед.Собранием в виде фед.закона. Через него мобилизируются средства, необходимые гос-ву для осущ-ния своих функцих: обеспечение обороноспособности, развитие научной деят-ти, регулирование экономич. и соц.развития. Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Фонды денежных средств, не входящих в состав Фед.бюджета, предназначенные для реализации конституционных прав граждан. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты гос.территориальныхвнеб.фондов. Региональны бюджеты служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ, цель кт. Обеспечение развития региона. Местные бюджеты предназначены для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Удобен для проведения бюджетного планирования, для анализа совокупных расходов и доходов бюджетов РФ. В него не включаются бюджеты государственных и государственных территориальных внебюджетных фондов. 14. Пенсионный фонд РФ: формирование и использование средств фонда ПФР – один из государственных внебюджетных фондов России, созданный для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения тем самым права граждан на пенсионное обеспечение. Бюджет утверждается Гос.Думой отдельным фед.законом вместе в принятием Фед. Бюджета РФ. Соц.-значимые функции: назначение и выплата пенсий, учет страховых средств, поступающих по обяз.пенс.страхованию, назначение и реализация социальных выплат отдельных кат.граждан: ветераны, инвалиды и т.д., персонифицированный учет участников системы, выдача сертификатов материнского капитала, управление средствами пенс.системы и т.д. Формируется за счет: страховых взносов, средств фед.бюджета, сумм пеней, штрафов и недоимок, доходов от размещения временного свободных средств, добровольных взносов физ.лиц и орг-ций, средств выплатного резерва для осущ0ия выплаты накопительной пенсии и т.д. Средства бюджета носят целевой характер. Направляются на выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; и др. Проблемы реформирования в РФ: прогрессирующее старение населения, сокращение численности работающих, низкая эффективность гос.управления свободными средствами фонда. В 2014 г. средняя трудовая пенсия в России 11400 руб (38% от ср.ЗП). С 2015 года введена нова формула расчета, складывается из: страховой части (пенсионные балы, умноженные на стоимость одного 64, 1руб.), фиксированной часть (3935руб.), обровольной накопительной часть. Программа софинансирования пенсий (2009-2013гг). В 2015 году продолжилась заморозка накопительной части пенсий, а негосударственным пенсионным фондам, чтобы остаться на рынке, необходимо войти в государственную систему страхования.
15. Система обязательного медицинского страхования РФ: структура фондов, участники и их функции, процессы формирования и использования средств. В РФ ОМС – обязательно и всеобще. Гос-во в лице законод. и испол.органов определяет принципы организации, участников, тарифы взносов, а также создает спец.фонды для аккумулирования взносов на ОМС. Всеобщность закл-ся в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения мед., лекарст., и проф. помощи в размерах, установленных гос-вом. Структура: 1. Федеральный фонд омс. 2. Территориальные фонды омс. 3. Страховые мед организации 4. Медицинские учреждения. Участники: 1) Застрахованные лица (граждане), 2) страхователи: для работающих – организации и ИП, для неработающих – органы исполнительной власти. Функция: уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан. 3) страховщики: ФФОМС – государственный внебюджетный фонд, созданный для финансирования мед.обслуживания граждан РФ. Функции: выравнивание условий деятельности ТФОМС, финансирование целевых программ ОМС, аккумуляция взносов на ОМС, контроль за рациональным использованием средств системы ОМС. ТФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию омс на территории субъекта РФ путем финансирования территориальных программ омс. Функции: отдельные функции страховщика, создают филиалы для осуществления полномочий, финансирование территориальных программ. 4) страховые медицинские организации осуществляют медицинское страхование и имеют соотв.лицензию. Предоставляют страховые услуги в рамках омс, заключая договоры с ТФОМС. 5) мед.учреждения – организации, включенные в реестр мед.орг-ций, осуществляющих деятельность в сфере омс. Формирование и использование средств: ФФОМС. Доходная часть: страховые взносы, недоимки, пени, штрафы, доходы от реализации врем.своб.средств, средства Фед.бюджета (представленные в особых случаях, напр-р: компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страх.взносов на омс), иные источники. Расходная часть: расходы на управление фондом (компьютеризация системы омс, мероприятия по подготовке квалиф.кадров, проведение конференций, научных исследований), дотации на выполнение территориальных программ опм, субсидии и субвенции бюджетам ТФОМС, оплата диспансеризации работающим гражданам, оказание им первичной мед.помощи, расходы на мероприятия в области здравоохранения, реализация мед.соц.поддержкиотд.кат.граждан по обеспечению лекарственной помощи, и т.д. ТФОМС. Доходная часть: субвенции из бюджета ФФОМС (с 2012г взносы, собранные на территории субъекта рф на омс направляются в ФФОМС, а оттуда в виде субвенций в бюджет ТФОМС (2% из 5.1% дляраб граждан)), доходы от размещения врем своб средств и др. Расходная часть: финансирование территориальных программ (90% всех средств), расходы на ведение дела СМО и выполнение управленческих функций ТФОМС и филиалов, расходы на формирование нормированного страхового запаса, финансирования отдельных мероприятия в области здравоохранения. 16. Государственный долг: понятие, структура, критерии оценки безопасного уровня. Оценка современного состояния госдолга РФ. Госдолг – это определенная система отношений, возникающих между органами государственного управления с одной стороны и частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. Структура: Кредиты (от КО, иностранных гос-в, международных финансовых организаций, иностранных юр.лиц), Государственные цб, выпущенные от имени РФ, Бюджетные кредиты, привлеченные в фед.бюджет из др бюджетов бюджетной системы, Государственные гарантии РФ (обязательство гос-ва перед гражданами и юр.лицами, предполагающее предоставления материальных и нематериальных благ: гос.пенсии, соц. пособия), Иные долговые обязательства. В практике управления госдолгом Минфин России приняты след.пороговые значения критериев устойчивости: отношение госдолга к ВВП – 25%, доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов фед.бюджета – 10%, отношение расходов на обслуживание гос.внешнего долга к годовому объему экмпорта товаров и услуг – 25%. Современное состояние: По данным МинФина на 01.04.15 общий объем госдолга РФ составил 7.16 трлн.руб., в т.ч. внутр. долг – 5, 38 трлн.руб.(2014.01.12 – 4, 4). Объем средств, заложенных в федеральном бюджете на 2015 год на обслуживание внутреннего государственного долга, возможно, придется значительно увеличить, предупредила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко. По ее подсчетам, в настоящий момент казне не хватает около 26 млрд руб. В 2015 году Россия выплатит по внешнему долгу $65 млрд. Большая часть этой суммы, по словам председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, уже погашена. По итогам 2014 года внешний долг России снизился на 18% — до 54, 4 млрд.долл. Основная его часть приходится на еврооблигационные займы (70%). 17. Налог: понятие и принципы налогообложения в историческом периоде и на современном этапе. Роль налогов в регулировании экономики. Налог – это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налогообложение – закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом: всеобщность, определенность, простота и удобство, экономия. Позднее были внесены дополнения Адольфом Вагнером: достаточность и эластичность. На современном этапе выделают: 1) Экономические принципы: п.рав-ва и справедливости, эффективности, множественности. 2) Организационные: п.универсализации, удобства времени взимания, разделения налогов по уровням власти, единства налоговой системы, гласности, определенности, 3) Юридические: п.законодательной формы установления налога, приоритетности налогового законодательства. Роль: 1) основной источник формирования доходов бюджета, 2) средство регулирования экономики, путем повышения и понижения налогового бремени для воздействия на налогоплательщика, 3) налоги определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятия, а также покупательную способность населения, 4) налоги направляются из доходов фед.бюджета на реализацию соц. и экономич.программ, 5) способ стимулирования (льготы, пр-р: в некоторых странах от налогов освобождены затраты на научно-технические исследования).
|