![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иллюзии движения 3 страница
5 См.: Conrad D.G., Elsmore T.F., Sodetz F.J. A Tetrahydrocannabinol: Dose-related 228 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия косвенно, изменяя различные физиологические процессы. Кроме того, большинство этих наркотиков, судя по всему, обостряют восприятие всего происходящего вокруг и готовность к различным действиям, которые тоже могут влиять на восприятие времени. К обсуждению этого вопроса мы еще вернемся. Когнитивные теории восприятия времени Точка зрения, весьма отличная от изложенной выше, заключается в том, что восприятие времени является результатом когнитивной активности. Более конкретно эта мысль может быть выражена следующим образом: восприятие времени — это когнитивная конструкция, продукт умственной активности, определяемой природой и масштабом (размахом) когнитивной обработки информации, выполненной за данный промежуток времени. Известно несколько когнитивных теорий восприятия времени1, однако одной из самых ранних, наиболее репрезентативных и широко изучаемых является теория Роберта Орнштейна2. Теория Орнштейна: объем информации, сохраненной в памяти Создавая свою теорию восприятия времени, Орнштейн исходил из того, что восприятие человеком продолжительности какого-либо временного отрезка зависит от того, что сохранилось в его памяти3. В основе теории Орнштейна лежит тезис, в соответствии с которым воспринимаемая продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени и сохраненной. Согласно этой точке зрения, восприятие времени либо зависит от сохранившихся в памяти когнитивных событий, либо конструируется на их основе. Сравнивая память человека с компьютером, Орнштейн пишет: Воли в компьютер введена информация и ему дана команда определенным образом сохранить ее, мы можем выяснить, сколько слов или какой объем носителя для этого понадобился. Для хранения более сложной информации 1 См.: Block МЛ. Models of psychological time, // R.A.Block (Ed.). Cognitive models of 2 См.: Ornstein R.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969. 3 См. там же. Шиффман X. Восприятие времени потребуется больше места, чем для хранения простой. Аналогично и информация, состоящая из многих разных фрагментов, потребует больше места, чем однородная информация <...>. Если речь идет об определенном промежутке времени, то восприятию его как более продолжительного будет способствовать либо увеличение числа сохраняемых событий, либо их усложнение, и чем больше объем сохраняемой информации, тем более продолжительным кажется данный промежуток времени1. Восприятие времени, если смотреть на него именно с этих позиций, легко поддается анализу. Согласно теории Орштейна, такие стимульные факторы, как количество и сложность событий, имевших место в определенный период времени, а также эффективность их кодирования и сохранения в памяти, влияют на количество информации, которую нужно обработать. Следовательно, восприятие продолжительности данного периода времени тоже во многом зависит от этих факторов. Например, увеличение в определенный промежуток времени как числа событий, так и их сложности увеличивает объем информации, подлежащей обработке, и, таким образом, этот промежуток времени начинает восприниматься как более продолжительный. В следующем подразделе мы рассмотрим, как именно некоторые из этих факторов влияют на восприятие времени. Количество событий. Орнштейн указывает на существование прямой зависимости между количеством событий и воспринимаемой продолжительностью данного отрезка времени2. Его эксперименты продолжались одно и то же время — 9 мин 20 с, — но стимулы — звуковые сигналы — подавались с разной скоростью: 40, 80 или 120 сигналов в минуту. Как и ожидалось, увеличение числа стимулов во время эксперимента (или числа изменений характера стимуляции) привело к тому, что испытуемым эти эксперименты показались более продолжительными, а именно: эксперимент, в котором звуковые сигналы подавались со скоростью 120 сигналов в минуту, показался продолжительнее эксперимента, в котором скорость подачи звуковых сигналов составляла 80 сигналов в минуту, и оба эти эксперимента были оценены как более продолжительные, чем тот, в котором скорость подачи сигналов была равна 40 сигналам в минуту (аналогичные результаты получены с использованием мелодичных стимулов3). 1 См.: Ornstein R.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969. P. 41. 2 См. там же. 3 См.: Boltz M.G. Task predictability and remembered duration // Perception & 230 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Влияние количества событий на восприятие продолжительности временного отрезка подтверждено также и в экспериментах с использованием зрительной1 и тактильной2 сенсорных модальностей. Короче говоря, период времени, заполненный большим числом событий (стимулов), оценивался испытуемыми как более продолжительный в сравнении с тем отрезком времени, который вместил в себя меньше событий. (Аналогичные результаты были получены в опытах с участием детей не старше 6 лет3. Интересные результаты, связанные с определением продолжительности звучания мелодий, получены Коваль4. Она установила, что сочетания музыкальных нот, которые испытуемые оценивали как более знакомые, предсказуемые и «организованные», воспринимались ими и как более продолжительные, чем те же самые сочетания нот, но исполненные задом наперед. Несмотря на то что ее данные вроде бы не согласуются с представлениями Орнштейна о роли объема сохраненной информации, Коваль также нашла, что знакомые мелодии воспринимались как содержащие значительно большее количество нот, чем незнакомые. Следовательно, результаты экспериментов Коваль согласуются с теорией Орнштейна в том, что восприятие любого временного интервала зависит от числа событий, или элементов, воспринятых в течение этого интервала. В ряде публикаций сообщается и об аналогичном влиянии на восприятие времени и числа изменений стимуляции5. Заполненные промежутки времени/незаполненные промежутки времени. С зависимостью восприятия времени от количества событий связан и труднообъясняемый, но имеющий положительное подтверждение тезис, согласно которому «заполненные» промежутки времени, т.е. временные отрезки, «содержащие» такие стимулы, как звуковые или световые сигналы, обычно воспринимаются как более продолжи- 1 См.: Mescavage A. A, Helmet W.I., Tatz SJ., Runyon R.P. Time estimation as a function 2 См.: Buffardl L. Factors affecting the filled-duration illusion in the auditory, tactual, 3 См.: Arlin M. The effects of physical work, mental work, and quantity on children's 4 См.: Kowal KM. Apparent duration and numerosity as a function of melodic familiarity 5 См.: Pop'titer W.D., Нота D. Duration judgment and the experience of time // Perception Шиффман X. Восприятие времени тельные, чем «пустые» временные интервалы между предъявлениями двух сигналов1. Совершенно неожиданно, однако, именно эта ситуация помогает также понять, почему человеку, нетерпеливо ожидающему какого-либо события, например получения важного письма, чьего-либо приезда или результата тестирования, кажется, что время «тянется», и он воспринимает «пустой» промежуток времени как более продолжительный, чем он есть на самом деле, т.е. переоценивает его. В данном случае эта «переоценка» времени является результатом когнитивно-эмоционального влияния ожидания. Ожидание повышает общий тонус индивидуума, вследствие чего он становится более чувствительным к «восприятию временной информации» и «переоценивает» время2. Подобная ситуация, возникающая, когда человек очень ждет какого-то события, прекрасно отражена в поговорке «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипает». (Мы еще вернемся к этому феномену.) Обобщая изложенное выше, можно сказать, что «пустой» промежуток времени содержит меньше информации, которую нужно обрабатывать, чем «заполненный», вследствие чего при их сравнении и может восприниматься как более короткий. Однако пассивно проживаемый «пустой» временной интервал способен также обострить восприятие времени, и у человека может возникнуть впечатление, что прошло больше времени, чем на самом деле. Следовательно, в зависимости от характера ситуации и от того, чем человек занят, «пустой» промежуток времени может восприниматься им либо как более продолжительный, либо как более короткий, чем равный ему по физической продолжительности «заполненный» промежуток3. 1 См.: Gomez L.M., Robertson L.C. The filled-duration-illusion: The function of temporal 2 См.: Block RA., George E.J., Reed MA. A watched pot sometimes boils: A study of 3 См.: Boltz M.G. The estimation and attentional perspective // Perception & 232 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Сложность стимула. Влияние сложности стимулов, предъявляемых в течение определенного промежутка времени, на восприятие его продолжительности изучено Орнштейном1 и другими исследователями2. Как правило, чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продолжительным кажется период тестирования. Это явление наблюдалось и при стимуляции различными визуальными стимулами — геометрическими фигурами, сложность которых определялась количеством внутренних углов, — и при стимуляции звуковыми сигналами разной степени сложности. Аналогичное влияние на восприятие времени испытуемыми наблюдалось и тогда, когда они прослушивали разные по сложности мелодии: более сложные мелодии признавались ими и более продолжительными по времени, чем простые3. Установлено, что на восприятие времени влияет и характер выполняемой работы, а именно то, насколько она знакома исполнителю и предсказуема. Если речь идет о знакомой, хорошо организованной и предсказуемой деятельности, когда человек заранее знает, чего ему следует ожидать и в какой последовательности нужно выполнять те или иные действия, чтобы успешно справиться с заданием, он воспринимает время относительно точно. Примерами подобных ситуаций могут служить регулярная доставка корреспонденции почтальоном, выбор и покупка продуктов в знакомом магазине или сортировка каких-либо знакомых предметов. Напротив, если задание незнакомо и непредсказуемо и человек не знает, чего именно ему следует ожидать, — примером может быть ситуация, при которой человек впервые постигает действия, необходимые для решения сложных перцептивно-моторных задач, а именно это и происходит, когда он начинает учиться водить машину, — ему кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле, т.е. время, затраченное при этом, переоценивается. Организация информации и память. Согласно теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации, воспринимаемая продолжительность промежутка времени зависит также и от того, каким образом организована информация, представленная в течение этого промежутка (т.е. как она закодирована и сохранена в памяти), а также от количества сохраненной в памяти стимульной информации. Из этого следует, что чем больше информации о прошедшем временном интервале сохранилось в памяти, тем более продолжительным он кажется. С этим тезисом согласуется и следующий установленный Орнштейном факт: неприятные стимулы запоминаются хуже, чем нейтральные, а не- 1 См.: Ornstein B.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969. 2 См.: Schiffman H.R., Bobko D.J, Effects of stimulus complexity on the perception of 3 См.: Yeager J. Absolute time estimates as a function of complexity and interruptions Шиффман X. Восприятие времени приятные события воспринимаются как более быстротечные1. Всем известно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или интересные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина подобного феномена может заключаться в том, что эти эпизоды запоминаются лучше, нежели обычные и заурядные события, а потому по сравнению с ними и кажутся более продолжительными. Мюллиган и Шиффман, объясняя роль организации и памяти в изменении кажущейся продолжительности временного промежутка с позиций экологического подхода, приводят свидетельство в поддержку этого аспекта теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации (теории Орнштейна)2. В одном из экспериментов они предъявляли испытуемым (в течение фиксированного периода времени) контурный рисунок (рис. 2) и просили их изучить и запомнить его. Если предъявлению рисунка предшествовала (или следовала за ним) облегчающая выполнение задания помощь в виде подписи к нему или вербального комментария, испытуемым казалось, что рисунок «промелькнул» быстрее, чем в отсутствие такой помощи. Иными словами, словесный или графический лейбл, уменьшая неопределенность рисунка, облегчал его запоминание. Эти результаты подтверждают справедливость предположения, что «помощь», даже если она поступает после предъявления рисунка, облегчает его сохранение в памяти. Именно поэтому временные интервалы, содержащие стимулы, которые хорошо организованы, а потому требуют сохранения в памяти меньшего объема информации, воспринимаются как более короткие, чем временные интервалы, в которых присутствуют те же самые, но менее организованные стимулы. Интересным примером роли памяти в восприятии течения времени является один из вариантов классического гештальтистского эффекта Зейгарник, в соответствии с которым выполненное задание запоминается хуже, чем невыполненное3. Возможно, большинству учащихся, которым приходилось сдавать экзамены в форме тестов, когда за определенное время нужно было ответить на разные вопросы, выбрав один ответ из предложенных нескольких ответов, или дополнить неполный ответ, это известно из собственного опыта. После тестирования легче всего вспоминаются те вопросы, на которые человек не смог ответить, и те, в ответах на которые он не уверен, т.е. те вопросы, которые остались «когнитивно неразрешенными». Следовательно, поскольку незавершенная работа сохраняется в памяти лучше, нежели завершенная, затраченный на нее период времени должен восприниматься как более продолжительный. 1 См.: Ornstein R.E. On the experience of time. Baltimore, MD: Penguin Books, 1969. 2 См.; Mulligan R.M., Schiffman H.R. Temporal experiences as a function of organization 3 См.: Zeigarnik B. Uber das Behalten eriedigter uad uner-ledigter Handlungen // Psychol. Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Рис. 2. Неоднозначный контурный рисунок, предъявлявшийся Мюллиганом и Шиффманом1 Описание, делающее рисунок менее двусмысленным, звучит так: «Ранняя пташка, поймавшая здоровенного червяка» Справедливость этого предположения подтверждается тем, что испытуемые, которым экспериментаторы мешали выполнять простые задания, воспринимали затраченное на них время как более продолжительное, чем те, которым экспериментаторы позволили их закончить2. Прежде чем завершить обсуждение подхода Орнштейна к восприятию времени, основанного на объеме сохраненной в памяти информации, следует сказать, что это отнюдь не первая попытка рассматривать восприятие времени преимущественно как когнитивное явление3. Теория Орнштейна не является также и единственным примером когнитивного подхода к восприятию времени, о чем свидетельствует материал, изложенный в следующем подразделе. Когнитивно-аттенционная теория Альтернативой теории Орнштейна, согласно которой восприятие времени зависит от объема сохранившейся в памяти информации, является теория, которая, судя по всему, занимает важнейшее место среди когнитивных подходов и исходит из того, что восприятие времени непосредственно зависит от центра внимания. Сторонники когнитивно-аттенци-онной теории считают, что существуют два не зависимых друг от друга механизма внимания: 1) невременной механизм обработки информации, связанный с обработкой информации о происходящих когнитивных событиях; 2) когнитивный таймер, кодирующий и обрабатывающий инфор- 1 См.: Mulligan R.M., Schlffman H.R. Temporal experiences as a function of organization 2 См.: Schiffman N.. Grelst-Bousquet S. The effect of task interruption and closure on 3 См.: Gilllland A.R., Hofeld J., Eckstrand O. Studies in time perception // Psychological Шиффман X. Восприятие времени мацию о времени1. Следовательно, при выполнении типичного задания «на время» испытуемые делят свое внимание между его когнитивными требованиями и обработкой информации о том конкретном временном интервале, который им нужно оценить. Поскольку оба эти механизма (или процессора) претендуют на ограниченный «запас» внимания и конкурируют между собой за обладание им, характер восприятия времени напрямую зависит от относительного объема внимания, отданного каждому из этих процессов. Если временным аспектам задания уделяется больше внимания, чем когнитивным, затраченное на его выполнение время кажется больше, чем есть на самом деле, а если основное внимание уделяется когнитивным аспектам, то испытуемому кажется, что он затратил на выполнение задания меньше времени, чем на самом деле. Согласно этой теории, восприятие времени непосредственно зависит от того, сколько внимания испытуемый уделяет течению времени. Как отмечал Фрэсс2, «чем больше человек обращает внимания на время, тем медленнее оно течет... Напротив, если работа трудна и/или интересна, оно пролетает незаметно». Подобный подход позволяет объяснить результаты ряда экспериментов и житейские ситуации. Так, «пустой» временной промежуток, о котором говорилось выше (т.е. промежуток времени, включающий в себя всего лишь несколько сенсорных событий или вовсе лишенный их), может показаться более продолжительным, чем промежуток времени, наполненный требующими внимания стимулами3. Согласно этой концепции, когда временной интервал заполнен стимулами, больше внимания направляется на обработку поступающей от них информации и меньше — на когнитивный таймер, в результате чего сознательное восприятие времени сводится к минимуму и человеку кажется, что оно проходит быстро. Справедливость подобного вывода подтверждается и наблюдением, согласно которому усложнение задания приводит к тому, что человек занижает время, затраченное на его выполнение4. 1 См.: Thomas ЕЛ.С, Weaver W.B. Cognitive processing and time perception // Perception & Psychophysics. 1975. 17. P. 363-367; Underwood G. Attention and perception of duration during encoding and retrieval // Perception. 1975. 4. P. 291-296; Zakay D. Subjective time and attentional resource allocation; An integrated model of time estimation // I.Levin, D. Zakay (Eds.). Time and human cognition: A life-span perspective. Amsterdam: North-Holland, 1989; Zakay D. Relative and absolute duration judgments under prospective and retrospective paradigms // Perception & Psychophysics. 1993. 54. P. 656-664. 2 См.: Fraisse P, Perception and the estimation of time // Annual Review of Psychology. 1984. 35. P. 31. 3 См.: Hogan H.W. A theoretical reconciliation of competing views of time perception // 4 См.: Brown S.W. Time perception and attention: The effects of prospective versus 236 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Погруженность в какое-либо занятие, требующее усилий (например, решение проблемы и прохождение тестирования), приводит к необходимости обрабатывать большее количество информации, в результате чего осознание времени как такового снижается и человеку начинает казаться, что оно идет быстро. Напротив, когда человек стоит в очереди, занят выполнением рутинных, нагоняющих тоску операций или оказывается в ситуации, которую можно сравнить с «наблюдением над котлом, вода в котором все никак не закипает» (выше эта ситуация была объяснена по-другому исходя из теории Орнштейна), т.е. в тех случаях, когда у человека недостаточно информации, нуждающейся в обработке, когнитивному таймеру «достается» больше его внимания. В результате человеку никак не удается отвлечься от мыслей о времени: ему кажется, что оно начинает весить гораздо больше и тянется бесконечно. Чем больше внимания мы уделяем течению времени, тем более медленным оно нам кажется. Подобный анализ применим и к знакомым всем ситуациям, обобщенным в крылатом выражении «счастливые часов не наблюдают». В ситуациях, о которых можно сказать этими словами, внимание человека больше приковано к тому, что он делает, т.е. к обработке невременной информации, чем к когнитивному таймеру, и осознанное ощущение времени притупляется. Следовательно, чем меньше внимания уделяется течению времени, т.е. когнитивному таймеру, тем более быстротечным кажется время1. На самом деле складывается такое впечатление, что едва ли не все, что способно отвлечь наше внимание от наблюдения за ходом времени или от внимания к нему, снижает его восприятие. Ниже приводится высказывание Джона Бойтона Пристли, в котором эта мысль обобщается в несколько импрессионистской манере: Когда мы полностью используем свои возможности, отдаем чему-либо всю свою душу и все свое сердце, словом, когда мы живем богатой и интересной жизнью, а не просто существуем, наше внутреннее ощущение времени транжирит отведенное нам реальное время, как пьяный матрос — свое жалование. Нам кажется минутами то, что на самом деле составляет часы2. Биологическая/когнитивная основа восприятия времени Изучение специальной литературы позволяет сделать вывод о существовании некой связи между активностью организма и чувством времени. Точно так же можно говорить и о том, что временное восприятие сложных событий испытывает некоторое когнитивное влияние. Как 1 См.: Mattes S., Ulrlch R. Directed attention prolongs the perceived duration of a brief 2 Цит. по: Hogan H.W. A theoretical reconciliation of competing views of time perception
Шиффман X. Восприятие времени можно разрешить противоречие между двумя этими подходами? Следует отметить, что информация о восприятии времени испытуемыми и об их реакциях, полученная в экспериментах, подтверждающих существование биологических часов как основы восприятия времени, как правило, весьма значительно отличается от информации о восприятии времени, полученной в экспериментах, подтверждающих когнитивную природу чувства времени. В экспериментах первого типа часто используются короткие временные интервалы и используются такие способы оценки реакции испытуемых, как отбивание ударов или счет со скоростью один удар или один «счет» в «субъективную» секунду. Не исключено, что восприятие очень коротких промежутков времени основано на совершенно иных психологических или физиологических процессах, чем восприятие более продолжительных временных отрезков. Возможно, когда речь идет о коротких промежутках времени, внимание человека преимущественно сосредоточено на восприятии времени как такового, в чем и проявляется влияние физиологических ритмов1, в то время как суждения о более продолжительных периодах принимаются в большей степени на основе такой косвенной информации о течении времени, как количество и сложность выполненных действий. По мере увеличения временного периода возрастает вероятность вовлеченности в его оценку памяти и других, менее специфических когнитивных процессов2. Если это предположение верно и дело заключается именно в этом, то тогда оба подхода к объяснению восприятия времени имеют право на существование и их использование определяется продолжительностью временного интервала. С наибольшим успехом биологическое объяснение может быть использовано при очень непродолжительных временных интервалах, в то время как более продолжительные временные отрезки, воспринимаемые более опосредованно и с большим вниманием к внешним событиям и невременным факторам, «подпадают под действие» когнитивного подхода.
|