![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 2.1. Изложите и дайте письменную характеристику конкретному психологическому явлению (явлениям), имеющему место в структуре личности
Изложите и дайте письменную характеристику конкретному психологическому явлению (явлениям), имеющему место в структуре личности, исходя из нижеотмеченного перечня: 1. Мотивация и деятельность 2. Активность личности и деятельность 3. Роль биологического и социального в формировании личности 4. Психологическая структура личности и диагностика ее развития 5. Условия прочного запоминания 6. Память: повторение и сохранение 7. Психология творческого мышления 8. Психология технического мышления 9. Психология интеллекта 10. Природа эмоций 11. Эмоциональное состояние. Стресс 12. Чувства и личность 13. Темперамент и стиль деятельности 14. Темперамент и особенности умственной деятельности 15. Темперамент, характер, способности и их соотношение 16. Воспитание и развитие профессионально-значимых, гражданских и личностных качеств 17. Профессиональные способности и их развитие Можно выбрать свой вариант темы, согласовав его с преподавателем. Цель задания: усвоение необходимой части понятийного аппарата психологии; умение анализировать психологические явления. При выполнении задания обратите внимание на следующее: 1) место и роль рассматриваемого психологического явления в структуре личности; 2) содержание понятий, относящихся к рассматриваемой проблеме; 3) наличие и сопоставление различных подходов и концепций по данной психологической проблеме; 4) привлечение Вашего жизненного опыта, наблюдений и самонаблюдений при анализе рассматриваемых явлений; 5) соотнесение психологического и педагогического аспектов проблем, анализ возможности применения психологических знаний в практике управления; 6) сформированность Вашего отношения, четкости позиций и выводов. Тексты литературных источников должны быть использованы для создания Вашего целостного представления о рассматриваемой проблеме. Рекомендуемая литература: Тема I. Мотивация и деятельность 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. 2. Маркова А.С, Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. 3. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004. 4. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. 5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1968. Тема 2. Активность личности, притязания личности и деятельность 1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности// Психологический журнал, год? № 5. 2. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд-во?, 1991. 3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. 4. Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. Темы 3-4. Роль биологического и социального в формировании личности. Психологическая структура личности и диагностика ее развития 1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 2. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: «Рефл-бук», 2001. 3. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003. 4. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; в 3-х кн., - 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Просвещение: Владос, 1995. 5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования /пер. с англ. М.С.Жамкочьян под.ред В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2001. 6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. 7.Погорельцева Ю.А. Психология личности: учебное пособие. СПбГТУ РП., СПб., 2011. 8. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: «КСП+», 1997. 9. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов /под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. Темы 5-6. Условия прочного запоминания. Память: повторение и сохранение 1.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2001. 2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Изд-во МГУ, 1968. 3.Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977. Тема 7. Психология творческого мышления 1. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии, 1986.№ 2. 2. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1966. №2. 3. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества// Психологический журнал, 1984. Т.5. № I. 4. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /под ред. В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1980.
Тема 8. Психология технического мышления 1. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. 2. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972. 3. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
Тема 9. Психология интеллекта 1. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2001. Тема 10. Природа эмоций и чувств 1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во 2. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л.: Наука, 1974. 3. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. 4. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
Тема 11. Эмоциональное состояние. Стресс 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2002. 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984. 3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982. 4. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. - М.: Изд-во? 1953. Т.5. 5. Додонов В.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. 7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. 8. Немчин Т.Д. Состояния нервно-психологического напряжения. - 9. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.
Тема 12. Чувства и личность 1. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982. 2. Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. - М.: Политиздат, 1983. 3. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972. 4. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983. 5. Фейгенберг И.М. Видеть-предвидеть-действовать. - М.: Знание, 1986.
Тема 13. Темперамент и стиль деятельности 1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. 2. Клиглов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 3. Психологические проблемы индивидуальности /под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.-Л., Изд-во? 1964. 4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии, 1985. №I. 5. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, Изд-во? 1973. 6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
Тема 14. Темперамент и особенности умственной деятельности 1. Кольцова М.М. Медлительные дети //Дошкольное воспитание, 1964. № 2. 2. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. 3. Очерк теории темперамента /под ред. В.С.Мерлина. - Пермь, Изд-во? 1973. 4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982. Темы 15. Характер. Темперамент, характер, способности и их соотношение 1. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. 3. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. 4. Левитог Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969. 5. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение, 1964. 6. Орлов Ю.М. Самопознание и воспитание характера.- М.: Просвещение, 1987. 7. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1991. 8. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. 9. Фромм Э. Характер и социальный процесс //Психология личности. -М.: Прогресс, 1982. (Это журнал? Тогда не нужны город и изд-во!) Темы 16. Воспитание и развитие профессионально-значимых, гражданских и личностных качеств 1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. 2. Крутецкий В.А. Воспитание воли. - М.: Наука, 1957. 3. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. 3. - М.: Просвещение: Владос, 1995. 4. Соливанов В.И. Воля и ее воспитание. - М., Изд-во 1976. 5. Общая психология: учебник/под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. 6. Психология лидерства: хрестоматия /сост. К.В. Сельченок. - Минск.: Харвест, 2004.
Тема 17. Способности и их развитие 1. Акимова М. К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике //Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека, 1992. Вып. 2. 2. Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии, - 1997. № 2. 3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. психологические особенности человека. Способности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1954. 4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. 5. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. 6. Мерлин B. C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности /под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Педагогика, 1981. 7. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1985. 8. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /под ред.К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.
|