Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы теории анализа и распознавания изображений
Пусть дано множество M объектов; на этом множестве существует разбиение на конечное число подмножеств (классов) Ω, i = {1, m}, M = Пусть задана таблица обучения (таблица 4.1). Задача распознавания состоит в том, чтобы для заданного объекта ω и набора классов Ω 1,..., Ω m по обучающей информации в таблице обучения I0(Ω 1...Ω m) о классах и описанию I(ω) вычислить предикаты: Pi(ω Ω i)={1(ω Ω i), 0(ω Ω i), (ω Ω i)}, где i= {1, m}, Δ - неизвестно.
Рассмотрим алгоритмы распознавания, основанные на вычислении оценок. В их основе лежит принцип прецедентности (в аналогичных ситуациях следует действовать аналогично). Пусть задан полный набор признаков x1,..., xN. Выделим систему подмножеств множества признаков S1,..., Sk. Удалим произвольный набор признаков из строк ω 1, ω 2,..., ω rm и обозначим полученные строки через Sω 1, Sω 2,..., Sω rm, Sω '. Правило близости, позволяющее оценить похожесть строк Sω ' и Sω r состоит в следующем. Пусть " усеченные" строки содержат q первых символов, то есть Sω r=(a1,..., aq) и Sω '=(b1,..., bq). Заданы пороги ε 1...ε q, ε j, j=1, 2,..., q. Величины ε 1...ε q, Пусть Гi(ω ') - оценка объекта ω ' по классу Ω i. Описания объектов {ω '}, предъявленные для распознавания, переводятся в числовую матрицу оценок. Решение о том, к какому классу отнести объект, выносится на основе вычисления степени сходства распознавания объекта (строки) со строками, принадлежность которых к заданным классам известна. Проиллюстрируем описанный алгоритм распознавания на примере. Задано 10 классов объектов (рис. 4.2а). Требуется определить признаки таблицы обучения, пороги и построить оценки близости для классов объектов, показанных на рис. 4.2б. Предлагаются следующие признаки таблицы обучения: x1- количество вертикальных линий минимального размера; x2- количество горизонтальных линий; x3- количество наклонных линий; x4- количество горизонтальных линий снизу объекта.
На рис. 4.3 приведена таблица обучения и пороги ε 1=1, ε 2=1, ε 3=1, ε 4=1, =1. Из этой таблицы видно, что неразличимость символов 6 и 9 привела к необходимости ввода еще одного признака x4.
Теперь может быть построена таблица распознавания для объектов на рис. 4.2б.
Читателю предлагается самостоятельно ответить на вопрос: что будет, если увеличить пороги ε 1, ε 2, ε 3, ε 4, Заключая данный раздел лекции, отметим важную мысль, высказанную А. Шамисом в работе [55]: качество распознавания во многом зависит от того, насколько удачно создан алфавит признаков, придуманный разработчиками системы. Поэтому признаки должны быть инвариантны к ориентации, размеру и вариациям формы объектов.
|