Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кейнсианская концепция занятости
Принципиально иного объяснения функционирования рынка рабочей силы придерживаются кейнсианцы. Согласно Кейнсу, этот рынок находится в состоянии постоянного и фундаментального неравновесия. В экономике отсутствует механизм, гарантирующий полную занятость. Полная занятость скорее всего случайна, чем закономерна. «Мысль о том, что конкурентный процесс непрерывно толкает экономику к устойчивому состоянию полной занятости всякий раз, когда она отклоняется в сторону недоиспользования своего капитального запаса, пронизывала все макроэкономическое мышление до Кейнса. Действительно, она была настолько общепризнанной, что зачастую скорее подразумевалась, чем открыто доказывалась. Если в теории Кейнса и содержится что-либо поистине новое, так это именно продуманная критика этой веры во внутренние восстановительные силы рыночного механизма. Прочитав Кейнса, можно отрицать каждый отдельный элемент ее аргументации, можно подвергать сомнению даже логическую состоятельность всей кейнсианской схемы, но невозможно сохранить веру в способность рыночной экономики автоматически поддерживать полную занятость. Некоторые полагали, что Кейнс не справился с теоретическим доказательством, но даже они согласились, что его идея подтвердилась на практике. В любом случае кейнсианская революция ознаменовала подлинный конец «доктрины laissez faire (свободного предпринимательства)». Логические заключения экономистов неоклассической школы все чаще опровергала действительность. Исторический опыт свидетельствовал о периодах длительной безработицы и инфляции в мире. Экономический кризис 1929–1933 гг. показал трудности стихийного приспособления к новому экономическому равновесию. По мере развития рыночной экономики ее механизм саморегулирования начал давать сбои. Катастрофическое снижение объема производства в большинстве стран мира породило массовую безработицу (26 млн. человек). Для облегчения бедственного положения трудящихся правительства США, Англии и Швеции стали применять такие инструменты регулирования, как программы общественных работ, замораживание уровня заработной платы, выдачу пособий по безработице. Невозможность преодоления кризиса традиционными методами становилась все более очевидной. На это указывали многие экономисты, предпринимавшие усилия по разработке новых инструментов экономического анализа. В 1931 г. английский экономист Р. Кан обосновал эффективность организации общественных работ в борьбе с безработицей[1]. Согласно утверждению Р. Кана, существует мультипликативная связь между начальным увеличением инвестиций и первоначальной занятостью рабочих, которая может породить впоследствии вторичную, третичную и т. д. занятость. Политика занятости, проводимая государством в период депрессии, способствует активизации других производственных процессов, обеспечивает рост занятости в смежных отраслях экономики. Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду расходы из государственного бюджета, направленные на организацию и финансирование общественных работ. По этому поводу он замечал с иронией: «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало бы их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли… то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом (это) привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего»[2]. Аналогичные идеи выдвигались шведскими экономистами Б. Улиным и Э. Линдалем, немецким экономистом Ганом и другими. Наиболее развернуто данная система представлена в книге Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс одним из первых западных экономистов обратил внимание на неспособность рыночного механизма к саморегулированию. Основная предпосылка кейнсианства — отсутствие в условиях господства монополий действенной саморегуляции экономики. Поскольку рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможность поддерживать свою жизнеспособность, следовательно, необходимо государственное регулирование экономики для достижения стабилизации. Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования, по мнению Кейнса, являются неспособность к обеспечению полной занятости на рынке труда и несправедливое распределение доходов. Поэтому во избежание дальнейшего нарастания социальной напряженности в обществе государство должно разработать программу занятости, социальной защиты безработных и помощи беднейшим слоям населения. Важным направлением в деятельности государства является проведение такой финансово-кредитной политики, которая создавала бы предпринимателям выгодные условия для вложения капиталов в создание дополнительных рабочих мест. Необходимо отметить, что при формировании кейнсианской модели занятости соблюдались определенные принципы. Во-первых, Дж. М. Кейнс рассматривает краткосрочный период, в котором факторы производства не являются взаимозаменяемыми. Во-вторых, экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Рынок труда наиболее несовершенен. В-третьих, цена рабочей силы (заработная плата) — жестко фиксированная величина. Это объясняется существованием в реальной экономике институциональных факторов, препятствующих гибкому изменению заработной платы (наличие коллективных договоров и влияние профсоюзов). Согласно условиям кейнсианской модели цена труда не может выступать в роли регулятора рынка. Эта роль становится прерогативой государства. Уменьшая или увеличивая совокупный спрос, государство способно устранить неравновесие на рынке труда. Спрос на рабочую силу регулируется не колебанием рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства.
|