Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы анализа эффективности деятельности коммерческого банка 4 страница






На конец года = 102.50%

 

Показатели оценки финансовой устойчивости Сбербанка России (см. Приложение 5, 6).

Коэффициент финансовой устойчивости = Собственные средства / Всего активов

· 1 679 091 089/ 13 581 754 219=12, 4%

· 1 987 747 759/ 16 275 097 230=12, 2%

Коэффициент независимости = Собственные средства / Чистые доходы (расходы) - Прочие операционные доходы - Изменение резерва на возможные потери по ссудам)

бумаги, удерживаемые до погашения)

· 1 679 091 089/(11 930 258 071-21 323 838-25 965 548)=14, 1%

· 1 987 747 759/(14 339 896 094- 31 000 692-34 050 544)=13, 9 %

Коэффициент покрытия работающих активов = Собственные средства / (Средства в кредитных организациях + Чистая ссудная задолженность + Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи + Чистые вложения в ценные

· 6 288 049 613/ 1 679 091 089=37, 4%

· 7 586 125 879/ 1 987 747 759=38, 1%

 

Показатели оценки достаточности собственных средств Сбербанка (см. Приложение 5, Приложение 7)

Уровень достаточности основного капитала = Собственные средства / ((Денежные средства + Чистые вложения в ценные бумаги)*25%+(Чистые вложения в ценные бумаги + Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы)*75%+Прочие активы) – (Формирование резерва на возможные потери по ссудам + Восстановление резерва на возможные потери по ссудам)

· 438 028 479/ 1 679 091 089=26, 1%

· 468 069 623/ 1 987 747 759=23, 5%

Достаточность капитала по депозитам = Собственные средства / Средства кредитных организаций + Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями.

· 1 679 091 089/605 450 003+9 462 176 277=16, 7%

· 1 987 747 759/630 459 333+11 128 035 158=16, 9%

Коэффициент покрытия ссудной задолженности = Собственные средства / Чистая ссудная задолженность

· 1 679 091 089/9 772 750 284=17, 2%

· 1 987 747 759/11 978 006 945=16, 6%

Показатели оценки рисков банковской деятельности (см. Приложение 5, Приложение 6)

Процентная маржа банка с учетом кредитного риска = Чистые процентные доходы после создания резерва на возможные потери / Всего активов

· 691 987 399/13 581 754 219=5, 1%

· 772 946 964/16 275 097 230=4, 7%

Коэффициент процентного риска = ((Средства в кредитных организациях + Чистая ссудная задолженность + Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи + Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения)*35% / (Вклады физических лиц * 25%) + (Средства кредитных организаций + Выпущенные долговые обязательства) * 35%) / Всего активов

· (81 464 392+9 772 750 284+1 541 630 850+361 861 978)*35%/6 288 049 613*25%+605 450 003+331 891 304*35%/13 581 754 219 =2, 4%

· (94 301 261+11 978 006 945+1 744 228 260+403 987 608)*35%/7 586 125 879*25%+630 459 333+404 518 757*35%/16 275 097 230 =3, 1%

Первым финансовым показателем являются финансовые активы (Приложение 5)

Финансовые активы - это финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность денежных средств и ценных бумаг, находящихся в собственности организации.

К финансовым активам ОАО «Сбербанк России» относятся:

1. Обязательные резервы;

2. Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток;

3. Чистая ссудная задолженность;

4. Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющие в наличии для продажи;

5. Инвестиции в дочерние и зависимые организации;

6. Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения.

В 2011 году финансовые активы составили 7700069222 тыс. руб., в 2012 году - 9484725018 тыс. руб., возросли на 1784655796 тыс. руб. И уже в 2013 году по сравнению с 2012 годом они увеличились на 2697009017 тыс. руб. Значения финансовых активов за 2011 - 2013 годы ОАО «Сбербанк России» как мы видим, значительно растут, что свидетельствует о платежеспособности банка.

Следующим показателем является финансовые обязательства. Финансовые обязательства - это обязательные платежи, расчеты, обусловленные финансово-договорными отношениями.

К финансовым обязательствам относятся:

1. Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями;

2. Выпущенные долговые обязательства;

3. Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон.

Финансовые обязательства в 2011 году составили 6805274409 тыс. руб., в 2012 году - 7991191290 тыс. руб., что увеличились на 1185916881 тыс. руб. В 2013 году это значение достигло 9815391419 тыс. руб. Значения финансовых обязательств за 2011 - 2013 годы ОАО «Сбербанк России» как мы видим, имеет характер увеличения, что свидетельствует о снижении ликвидности.

Такой показатель как кредиты. Одним из основных направлений деятельности коммерческих банков является выдача кредитов. Выдавая кредиты, банк непосредственно формирует свой кредитный портфель. В последнее время все более актуальным стоит вопрос о качестве кредита и кредитного портфеля. Качество характеризует эффективность формирования кредитного портфеля банка с позиции доходности, степени кредитного риска и обеспеченности.

В 2011 году значение кредитов достигло 5714300721 тыс. руб. В 2012 году мы уже видим рост этого показателя и он составляет 7658870942 тыс. руб. В 2013 году это значение достигло 9772750584 тыс. руб., что по сравнению с 2012 годом увеличились на 2113879642 тыс. руб. Качество ссуды ОАО «Сбербанк России» высокое, так как наблюдается рост доходности, обеспеченности ссуды и низкая вероятность ее невозврата.

Депозиты - это одни из наиболее надежных источников ресурсов для коммерческого банка, поддержание его ликвидности является депозитными вкладами.

В 2011 году депозиты составили 7473360076 тыс. руб. И из года в год значение этого показателя растет и уже в 2013 году депозиты составили 11930258071 тыс. руб. Это является положительным моментом для ОАО «Сбербанк России», так как рост депозитов - это источник активных операций.

Следующий показатель - это непроцентные доходы. К непроцентным доходам ОАО «Сбербанк России» относятся:

1. Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток;

2. Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи;

3. Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения;

4. Чистые доходы от операций с иностранной валютой;

5. Чистые доходы от переоценки иностранной валюты;

6. Доходы от участия в капитале других юридических лиц;

7. Комиссионные доходы;

8. Прочие операционные доходы.

Непроцентные доходы ОАО «Сбербанк России» имеет очень положительные значения. В 2011 году они составили 151520931 тыс. руб., в 2012 году - 167913289 тыс. руб. И уже в 2013 по сравнению с 2012 годом они возросли на 26180652 тыс. руб.

Непроцентные расходы - это расходы коммерческого банка. К ним относятся следующие статьи:

1. Комиссионные расходы;

2. Операционные расходы;

3. Начисленные (уплаченные) налоги.

В 2011 году значение непроцентных расходов достигло 393507061 тыс. руб., в 2012 году - 444484389 тыс. руб., в 2013 году это значение увеличилось на 96530711 тыс. руб. и составило 541015100 тыс. руб.

Отношение непроцентных доходов за период к активам банка показывает размер непроцентного дохода на рубль активов и характеризует возможности использования внутри банка банковских резервов. Исходя из этого, нам показывает, что в 2011 и 2013 годах на рубль активов приходится 0, 01 рубль непроцентных доходов.

Отношение непроцентных расходов за период к активам банка характеризует предельный уровень издержек на рубль активов. Значение в 2011 году показало, что предельный уровень издержек на рубль активов составляет 0, 03, в 2012 и 2013 годах данный показатель вырос на 0, 01 и составил 0, 04.

Следующий финансовый показатель - это соотношение непроцентной и процентной маржи. Чем оно выше, тем выше доходы банка от проведения " нестандартных" операций (всевозможных платных услуг), что, безусловно, должно расцениваться положительно, если, конечно, данные операции не заменяют собой основные процентные услуги банка. В ОАО «Сбербанк России» за анализируемый период этот показатель был отрицательным. Самым худшим годом является 2012 год, его значение составило -0, 77, но в 2013 году эта ситуация меняется в лучшую сторону и уже составляет -0, 50.

Уровень доходности активов ОАО «Сбербанк России» в 2011 году составил 2, 14%, в 2012 году - 2, 98% и в 2013 году снизился на 0, 43% и составил 2, 55%. Этот финансовый показатель характеризует способность банка приносить прибыль и косвенно отражает их качество, а также эффективность управления банка своими активами и пассивами. Низкое значение коэффициента за анализируемый период является результатом консервативной политики или чрезмерных операционных расходов.

Уровень расходов по отношению к активам банка показывает, сколько прибыли приходится на расходы банка (процентные и непроцентные расходы). В 2011 году уровень расходов составил 15, 34%, в 2012 году - 13, 62%, в 2013 году - 14, 1%.

Уровень прибыльности банка позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 рубль дохода (доля прибыли в доходах). Это основной показатель, определяющий эффективность банковской деятельности. Исходя из этого, уровень прибыльности банка в 2011 году составил 10, 49%, в 2012 году составляет 11, 62%. В 2013 году этот показатель снизился до значения - 10, 64%.

Уровень прибыльности банка без учета доходов по ценным бумагам показывает прибыльность банка без учета доходов по ценным бумагам. Значение в 2011 году 10, 95%, в 2012 году составил 11, 94% и в 2013 году 10, 85%.

Следующий финансовый показатель ОАО «Сбербанк России» является уровень прибыльности финансовых активов. Доходность финансового актива - это годовая процентная ставка, отражающая отдачу на капитал, вложенный в данный актив. Этот показатель имеет тесную характеристику, как риск. В 2011 году уровень прибыльности финансовых активов составил 2, 3%, в 2012 году - 2, 61%, на конец анализируемого периода этот показатель снизился до 2, 45%.

Уровень прибыльности финансовых активов банка без учета доходов по ценным бумагам. В 2011 году этот показатель достиг 2, 32%, в 2012 году - 2, 62%. В 2013 году значение снизился до 2, 46%.

Уровень прибыльности капитала банка характеризует эффективность использования капитала. Данный показатель показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль капитала банка и характеризует экономическую отдачу капитала. Значение в 2011 году составляет 18, 09%, в 2012 году - 20, 54%. В 2013 году по сравнению с 2012 годом этот показатель снизился на 2, 09% и составил 18, 45%.

Уровень прибыльности акционерного капитала банка показывает уровень доходности для акционеров банка. На протяжении всего анализируемого периода, значение этого показателя постоянно растет. В 2011 году он составил 29, 1%, в 2012 году - 40, 99 и уже в 2013 году он достиг 54, 01%.

Уровень прибыльности акционерного капитала банка без учета доходов по ценным бумагам, следовательно, показывает уровень доходов акционеров без учета доходов по ценным бумагам. В 2011 году значение этого показателя имело отрицательную сторону и составило 19, 91%. Однако в 2012 году банк исправил ситуацию и уровень доходов для акционеров банка составил 63, 66%. В 2013 году имеет также положительную тенденцию роста этого показателя и составляет уже 52, 82%.

Сравнивая полученные показатели банка «Александровский» и Сбербанка России мы видим, что деятельность банка «Александровский» значительно ниже, чем Сбербанка России. Сбербанк России в силу специфики своей работы в своей структуре имеет многофилиальную сеть размещенных по всей России. Банк «Александровский» имеет только три филиала и головной офис в городе Санкт-Петербурге.

 


 

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО БАНК «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»

3.1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО БАНК «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»

За последние годы ОАО Банк «Александровский» усиленно развивается и стал одним из участников финансового рынка. Этот рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциал развития Банка будут и в дальнейшем определяться во многом наличием сильных конкурентных позиций на российском финансовом рынке.

По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк не уступает множеству других банков. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:

· масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей, так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры;

· репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;

· коллектив Банка и значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов, огромный управленческий опыт, которые в целом справляются со своими задачами.

В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:

· низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;

· низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;

· исключительно низкий уровень производительности труда;

· недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми;

· слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

На фоне среднесрочного потенциала развития рынка, складывающихся в последнее время кризисных явлений на финансовых рынках и текущей ситуации внутри Банка перед Банком встает ряд принципиальных вызовов и угроз. К ним относятся:

· макроэкономическая ситуация, в первую очередь разворачивающийся финансовый кризис, недостаток ликвидности в экономике и риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста;

· усиление конкуренции на российском финансовом рынке. Это связано как с приходом на рынок иностранных банков, которые в итоге принесут с собой новые и более совершенные методы работы, так и с процессами консолидации рынка, которые неизбежно ускорятся в результате финансового кризиса;

· долгосрочная тенденция на сокращение рентабельности операций на российском рынке, связанная со структурной нехваткой пассивов в банковском секторе и конкурентной динамикой на рынках отдельных банковских продуктов (например, кредитования крупных юридических лиц, автокредитования и кредитов в точках продаж в рознице);

· риск опережающего роста затрат по отношению к доходам Банка, вызванный низкой производительностью труда, низкой масштабируемостью систем Банка на фоне прогнозного увеличения объемов бизнеса и вероятного опережающего роста стоимости рабочей силы, являющейся основной статьей его непроцентных расходов.

На сегодняшний день перед Банком стоит принципиальный выбор пути дальнейшего развития. Сценарий «инерционного развития» предполагает сохранение принципиальных элементов сложившейся модели работы Банка и их относительно небольшую настройку и корректировку в соответствии с рыночной ситуацией. К его привлекательным сторонам следует отнести большую простоту в реализации, большую степень преемственности и понятность для сотрудников Банка. При этом данный сценарий развития не позволит Банку «Александровский» в полной мере преодолеть недостатки своей работы. Он также не дает четкого ответа на те вызовы, с которыми банк сталкивается сегодня. В результате в среднесрочной перспективе следует ожидать закрепления отрицательных тенденций в динамике изменения его рыночных долей и относительных финансовых показателях. «Инерционный» сценарий также содержит в себе ряд серьезных рисков, связанных в первую очередь с недостаточно эффективными и масштабируемыми системами управления рисками и вероятностью роста расходов темпами, опережающими темпы роста доходов. При этом Банк сможет развиваться без существенной перестройки своей работы, стабилизировать свою долю в активах банковской системы на уровне 20 — 25% и поддерживать эффективность работы на уровне несколько ниже среднерыночной.

Текущее состояние российского финансового рынка, с одной стороны, располагает к выбору сценария «модернизации», поскольку для Банка «Александровский» по сравнению с остальными конкурентами существует большее «окно возможностей». С другой стороны, ускорившиеся процессы консолидации рынка приведут в течение ближайших 2 — 4 лет к серьезному укреплению конкурентов Банка. Это обуславливает необходимость принятия решения о пути развития Банка уже сейчас, поскольку задержка с принятием решения о модернизации потребует в дальнейшем существенно большего объема усилий и затрат.

Несмотря на риски, связанные с масштабной перестройкой работы Банка, сценарий «модернизации» является наиболее оптимальным вариантом его развития. Только в рамках этого сценария можно обеспечить надежную основу для стабильного развития Банка и избежать серьезных рисков.

Выполнение миссии Банка и реализация сценария «модернизации» требует существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирования качественно новой технологической базы, изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов.

Для достижения этих целей дальнейшее развитие Банка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:

1. Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка.

2. Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков.

3. «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, — сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями.

4. Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на российском рынке как одно из приоритетных направлений.

 

3.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО БАНК «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком «Александровский» в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит повысить масштабируемость процессов и систем, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек. Главными задачами Банка станут построение консолидированной операционной модели, совершенствование систем управления рисками и выход на качественно новый уровень автоматизации.

Работа по совершенствованию операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической эффективности работы Банка, повышение качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов. Основной задачей в этой области является построение таких систем и процессов, которые бы не только «справлялись» с масштабом деятельности Банка, но и стали бы важнейшим источником формирования его новых уникальных конкурентных преимуществ.

Принципами развития операционной модели Банка станут:

· построение единой операционной модели, унификация и стандартизация всех процессов, продуктов и регламентов работы в масштабах Банка;

· постоянная оптимизация процессов и процедур;

· создание системы управления операционной деятельностью в Банке;

· выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;

· обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);

· автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.

 

Формирование единой операционной модели позволит повысить пропускную способность, объем продаж и качество обслуживания, максимально использовать эффект экономии на масштабах. Наличие масштабируемой платформы будет способствовать росту бизнеса, высвобождению финансовых ресурсов для достижения запланированных стратегических целей. Повысится управляемость и качество работы за счет углубления специализации, решения однородных задач, формирования прозрачной системы мотивации.

Стратегия Банка «Александровский» в сфере развития информационных технологий предполагает поэтапный подход к совершенствованию ИТ-архитектуры и приоритезацию проектов исходя из анализа соотношения сложности и рисков реализации, с одной стороны, и значимости для деятельности Банка — с другой. Таким образом, в первую очередь будут внедряться тактические решения в области основных приложений, предусматривающие повышение эффективности бизнеса в краткосрочной перспективе при ограниченном изменении существующих систем.

Увеличение эффективности работы по модернизации информационных технологий в Банке будет подкреплено использованием новых организационно-управленческих подходов. Предполагается изменение организационной структуры информационно-технологических служб в сторону усиления специализации и разделения полномочий: планируется выделить проектный центр и отдельные подразделения, отвечающие за разработку ИТ-стратегии и архитектуры, за развитие электронных каналов сбыта, за осуществление закупок. Важным шагом к повышению результативности и качества работы информационно-технологических служб станет внедрение проектных методов управления и усиление ответственности бизнеса как за постановку ИТ-задач и разработку функциональных требований, так и за приоритезацию проектов.

Успешная реализация коммерческих задач Банка невозможна без серьезной модернизации системы управления рисками. Наиболее существенные изменения планируются в области управления кредитными рисками юридических и физических лиц. При этом развитие систем управления процентными рисками и риском ликвидности, операционными и рыночными рисками также является важной задачей.

Совершенствование систем управления рисками нацелено на существенное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению (в первую очередь в рознице), большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента (в первую очередь в корпоративном бизнесе).

При этом важнейшей задачей стратегии Банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес-подразделениям Банка.

Решение этих задач в свою очередь потребует внедрения шести существенных изменений в системах и процессах, связанных с кредитным риском:

1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). Используемые при этом методики и инструменты будут отличаться для различных продуктов и категорий клиентов, и развиваться со временем, по мере того как Банк будет успешно накапливать информацию о своих клиентах и совершенствовать инструменты ее анализа. Многие элементы данного подхода, например методика рейтингования клиентов — юридических лиц, уже существуют в Банке и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.

2. Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной «ценой риска», включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами Банка, например в части целевых характеристик кредитного риска, для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую Банк готов принимать на свой баланс.

3. Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения. Наиболее принципиальными изменениями являются разделение независимой оценки кредитного риска и клиентской работы (принцип «четырех глаз») и «право вето» подразделения, отвечающего за риски, на принятие кредитного риска, преодоление которого требует выхода на следующий уровень принятия решения. В ряде случаев следствием такого разделения может стать географическая консолидация функции рисков, что повышает ее независимость и в ряде случаев улучшает управляемость и качество анализа (за счет концентрации информации о большом количестве кредитных заявок).

4. Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями Банка. Одним из элементов изменения кредитного процесса является разделение функций клиентской работы, кредитного анализа и оформления и сопровождения кредитных договоров.

5. Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.

6. Формализация кредитной стратегии Банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного риска Банка на уровне портфеля.

Совершенствование системы управления операционными рисками, рисками ликвидности и процентными рисками, а также рыночными рисками является важной задачей, необходимой для обеспечения реализации стратегии в области развития бизнеса.

Изменения в системе управления процентным риском и риском ликвидности будут происходить в комплексе с общим развитием систем управления активами и пассивами Банка. Основными направлениями развития в этой области является выстраивание консолидированной на уровне Банка в целом системы управления пассивами и активами, в основе которой лежат экономически обоснованное трансфертное ценообразование, учет и распределение экономического капитала, и активное моделирование и управление соответствующими категориями риска.

Основной задачей в области операционных рисков станет ликвидация пробелов с одновременным устранением избыточных механизмов контроля. В основе этой работы будет лежать более полная инвентаризация возможных операционных рисков, оценка их возможных экономических последствий, анализ экономической эффективности систем предотвращения и контроля, а также повышение ответственности всех «линейных» подразделений за управление операционными рисками в своей области при методической поддержке, координации и контроле со стороны соответствующего подразделения в функции управления рисками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал