Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходный текст №1






Тексты досрочного ЕГЭ 2013 по русскому языку от 20.04.13 и сочинения к ним

Исходный текст №1

По В. Надыршину. «Не помню, как его звали…» Проблема предательства

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живёшь?»... (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка».

(8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во

дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (11)Серёжка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)- Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего ещё... — попросил меня Колька.

(15) — Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу. (16)Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и

находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.

(17)Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(18)-Тебе чего?

(19)- Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! - насмешливо сказал я.

(21)- Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(22) - А ты-то при чём?

(23) - Как при чём? - удивился я. (24) - Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят... (26)Пройти-то можно?

(27)-Проходи...

(28)Мы попили чай, он показал свои рисунки... (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) - Давай только не сегодня!

(32)Внутри у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33)- Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты...

(34) - Ну, раз так, то пойдём...

(35)Тот путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком но гвоздям. (36)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски... (39)Горячий воздух,

словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал ещё несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

(49) - Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он всё понял и посмотрел на меня. (53)Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела...

(55)...Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи.

(57)В жалобно протянутых ладонях я несу своё окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймёт. (59)Или, по крайней мере, выслушает... (60)Но он живёт где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели

временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину*)

*Надыршин Василий Михайлович - современный публицист.

 

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема предательства. (Можно ли жертвовать искренним дружелюбием, доверием, безопасностью другого человека ради мнимых " традиций"? Какие внутренние изменения происходят в душе того, кто совершил предательство?) 1. Невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести; предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.
2. Проблема самоутверждения личности в коллективе. (Что вызывает уважение или презрение к человеку в коллективе? Как заслужить одо­брение окружающих?) 2. Нужно следовать законам чести, а не быть рабом чужой воли, стремясь заслужить одобрение окружающих; настоящее признание в коллективе вызывает человек смелый, способный отстаивать свои нравственные принципы, умеющий брать на себя ответственность.

 

 

Сочинение

Какое страшное слово – предательство… Пусть оно совершено в детстве, пусть ты пытаешься оправдать его тем, что ты был несмышлёнышем, что обстоятельства заставили тебя пойти на подлый поступок, предательству нет оправдания! Проблему предательства поднимает В. Надыршин. Можно ли жертвовать искренним дружелюбием, доверием, безопасностью другого человека ради мнимых " традиций"? Какие внутренние изменения происходят в душе того, кто совершил предательство? Вот те вопросы, которые пытается решить автор.

Рассказчик вспоминает случай из своего детства. В класс пришёл новенький. После уроков его повели бить. «Это называется «прописка», - объясняет автор. Не правда ли, такая знакомая ситуация? И у нас так бывает! Новенький сумел дать отпор, и мальчишки решили отомстить ему за это. Рассказчик вспоминает, что ему поручили выманить новенького для расправы. И он идёт к новенькому, который встречает его доверчиво. Вот тут-то начинается история предательства. «…у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты...» - лжёт рассказчик. Он вспоминает, что шёл к месту, где их уже ждала засада, словно по гвоздям. Но самое страшное было впереди. Когда началась драка, новенький не побежал, он схватил камень и бросился на защиту друга (так он думал). Но Димон, его мнимый друг, улыбался, а остальные смеялись. Новенький посмотрел на предателя удивленно, недоверчиво, и того охватил нестерпимый стыд.

В. Надыршин из тех писателей, которые не морализуют, не навязывают читателю свою позицию. Просто он всем строем своего рассказа дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. Повествователь говорит, что с той поры он мечтает кого-то спасти, несёт «своё окровавленное сердце»: «…всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит». И мы понимаем мысль автора: невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести, предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.

Как понятна мне позиция автора! Предательство – страшный грех, муки совести, раскаяние будут мучить долго. Однажды и я совершила маленькое, но тем не менее подлое предательство. Подруга доверила мне тайну, а я сначала поделилась ею с одной девочкой, потом с другой. И тайна перестала быть таковой. Как же стыдно мне было потом оправдываться перед подругой!

В воспитании чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Вот и сейчас понять, что предательство разрушительно, мы сможем, обратившись к книге.

Вспомним «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Два героя – Пётр Гринёв и Швабрин. Оба героя — офицеры. Но слова «офицерская честь», верность они понимают по-разному. Шваб­рин забывает о присяге, данной императрице, и переходит на сторону Пугачева из-за трусости, а возможно, из корыстных побуждений. Гринев живёт по закону чести, никогда, даже в минуты смертельной опасности, он не предаёт свои идеалы. Каким жалким, раздавленным мы видим Швабрина в конце повести, а Гринева ждёт долгая и счастливая жизнь.

Вот ещё одни пример из классической литературы. Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» рассказывает нам историю предательства Андрия. Смелый, красивый, умный человек тоже становится предателем. Он любит девушку из стана врага и ради спасения её от голодной смерти предаёт товарищей. Понять его поступки мы можем, но можем ли оправдать?

Предательство разрушает личность. Это подтверждают книги о войне. Василь Быков рассказывает историю предательства в повести «Сотников». Один из героев повести, Рыбак, хотел выжить, он думал, что, предав один раз, спасёт свою жизнь, а потом сбежит от немцев и будет геройски сражаться, тем самым его предательство будет оправдано. Но каким же жалким, отвратительным мы видим его в конце повести. Обратной дороги к честной жизни у него нет!

Да, предательство ужасно. Ужасно не только потому, что вы обманываете доверие другого человека, а ещё и потому, что трудно будет жить с осознанием собственной подлости. Не предавайте даже в малом!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал