Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По В. Шефнеру. Как-то раз я спросил у одной художницы Проблема роли детства в становлении личности человека ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно. (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная.(7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт.(9)Вот вы в детстве были счастливы? (10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым. (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» - это прочно затвержённая формула.(17) А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18) Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни. (20) Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками. (25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, а потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство. (По В. Шефнеру*) * Шефнер Вадим Сергеевич (1915-2002) - поэт, прозаик, фантаст, автор военных рассказов, философских стихов и ироническо-фантастических повестей.
Информация о тексте
Сочинение (частично использован материал с https://lehrerin.siteedit.ru/page8) В 1973-75 годах Вадим Сергеевич Шефнер, истинный поэт и удивительный прозаик, человек редкой душевной чистоты и благородства, создал повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде» (с подзаголовком «Летопись впечатлений»), рассказывающую о детстве автора, о Ленинграде двадцатых годов. Отрывок из этой повести, который мы прочитали, настраивает нас на совместные раздумья: почему на картинах больших живописцев прошлого такие серьёзные глаза у детей? Автор отвечает на этот вопрос так: «… жизнь у него человеческая – трудная, сложная». Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? Эти основные проблемные вопросы, важные и «вечные», требуют от каждого из нас серьёзных размышлений. Действительно, в детстве жить очень интересно, но легко ли? Как влияют детские годы на формирование человеческой личности? Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. В годы детства закладываются основы морально-нравственных качеств личности. Прав Вадим Шефнер, утверждая, что «самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики». Следовательно, проблема детства, воспитания ребёнка, познания им мира – важная и злободневная. Детство - тяжёлая пора напряжённой учёбы, пора освоения мира, осмысления всего того, что происходит вокруг человека, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности, - так, мне кажется можно сформулировать видение В. Шефнером поднятого им вопроса. Эта авторская позиция мне близка и понятна, хотя я только начинаю сознательно строить «фундамент своей жизни». Что же такое детство для меня? Золотая пора или время тяжелоё учебы, освоения мира? В решении любой проблемы нет лучшего помощника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву. Вот и сейчас я обращаюсь к авторитету писателей, к книге. В первой повести Толстого «Детство» ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Как хотелось бы, чтобы эти слова мог бы сказать о своем детстве каждый человек! Но в то же время, рассказывая о детстве в знакомых нам по школьной программе главах книги, великий мыслитель показывает, как трудно проходит становлении личности. В главе «Классы» Николенька познаёт понятия «несправедливость», «неблагодарность», а в «Наталье Саввишне» сам совершает неблаговидный поступок, оскорбляя няню и очень страдает от этого. Андрей Платонович Платонов высказывал мысль о том, что человек рождается дважды. Сначала лишь тело, не одухотворенное высокими помыслами – мертвая материя. И лишь затем произойдет одухотворение, но только благодаря упорному труду, физическому и нравственному. Его жизнь и детские впечатления тому подтверждение. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться...», - признавался Платонов. В своей сказке-притче «Неизвестный цветок» Андрей Платонов справедливо заметил: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Писатель связывал особые надежды с подрастающим поколением. «Большие только предтечи, а дети – спасители Вселенной», - утверждал Андрей Платонов. Да, кажется закончилась моя золотая пора – детство. Я вступаю во взрослую жизнь. Но все трудные уроки детских лет, все открытия, все впечатления детства и юности я перенесу во взрослую жизнь, переосмыслив их, заново оценив. И, наверное, пойму, что детство – чудесная пора, потому что «самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, а под старость, с высоты взрослых лет, эти камни» покажутся нам лёгкими, как пушинки, и мы вспомним своё золотое детство.
|