Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6 Персональные взаимоотношения людей






Аффилиация и привязанность

Тема человеческих взаимоотношений стала традиционной для соци­альной психологии. Особый интерес представляют личные (здесь мы их условно называем персональными) взаимоотношения. Они инте­ресны не только сами по себе, но и в связи с необходимостью глубже понять и лучше объяснить психологию человека как личности.

В свою очередь, личных взаимоотношений, складывающихся между людьми, довольно много, и все они нуждаются во внимании со сторо­ны психологов. Традиционно в качестве объекта изучения в социаль­ной психологии выступают взаимоотношения, определяемые поняти­ями «аффилиация», «привязанность», «дружба», «любовь», «власть», «вражда», «беспомощность» и «одиночество».

Аффилиация чаще всего понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.

Позитивно понимаемой аффилиации, определенной выше, проти­востоит ее негативная интерпретация, которая выражается в желании и стремлении человека не контактировать с людьми, не устанавливать с ними личных взаимоотношений, находиться от них на значительной социально-психологической дистанции.

Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей в то же время интересует проис­хождение аффилиации как формы социального поведения и его моти­вации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у детей, полагая, что здесь они смогут найти ответы на ин­тересующие их вопросы.

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является пове­дение, обозначаемое термином «привязанность».

Привязанность как форма отношений между людьми может обо­значать:

а) тесную эмоционально-положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми;

б) реальную эмоциональную связь, образуемую между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми.

Рассматривая привязанность как социально-психологическое явле­ние, ученые выделили виды и стили привязанности. К основным видам привязанности относятся личная (непосредственная) и транзитивная (опосредствованная), надежная и ненадежная, привязанность по амби- валентно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типам.

1. Личная (непосредственная) привязанность — это особое предрас­положение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радос­ти и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека.

1. Транзитивная, или опосредствованная, — это привязанность к то­му человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.

2. Надежной называют разновидность личной эмоциональной при­вязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно по­лучает от него помощь и утешение (поддержку).

3. Ненадежной называют привязанность одного человека к друго­му, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности. Существует, соответ­ственно, три типа ненадежной привязанности: избегающий, ам- бивалентно-сопротивляющийся и дезорганизованный, — которые мы кратко определим далее.

4. Привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся типу прояв­ляется в том, что человек, находясь в состоянии дистресса, ищет или стремится к близости с заботящимся о нем человеком, но одновре­менно с этим сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Такое поведение означает, что один чело­век или не доверяет другому, или не желает быть зависимым от него.

5. Привязанность по дезорганизованному типу представляет собой поведение, при котором человек демонстрирует сочетание двух

типов привязанностей: избегающего и амбивалентно-сопротивля- ющегося. Иногда это происходит с явными проявлениями страха и неуверенности. Этот тип привязанности отличается внутренни­ми конфликтами и противоречивым, непоследовательным поведе­нием человека по отношению к объекту своей привязанности.

7. Привязанность по избегающему типу представляет собой вари­ант ненадежной привязанности, при которой человек сознатель­но, целенаправленно избегает людей, которые должны заботиться о нем, не ищет их поддержки и утешения. Так нередко поступают не только взрослые люди, но и дети, претендующие на самостоя­тельность, независимость или несущие в себе обиду на того чело­века, к которому они раньше были привязаны.

Словосочетание «стили привязанности» обозначает типичные особен­ности поведения человека по отношению к тому, к кому он привязан и яв­но демонстрирует соответствующее поведение (привязанность). Этим же термином обозначают поведение другого человека, по отношению к ко­торому переживается чувство привязанности. Следовательно, понятие «стили привязанности» относится к обоим людям, включенным в соответ­ствующие отношения. Выделяют три характерных стиля привязанности.

1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привяза­ны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в услови­ях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.

6. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся к близким взаимоотно­шениям, и опасаются их.

7. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его от­личает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отноше­ний между привязанными друг к другу людьми.

Дружба

Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной от­крытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти друг дру­гу на помощь.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:

8. деловыми или утилитарными;

9. эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом;

10. рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;

11. нравственными, ориентированными на взаимное моральное со­вершенствование.

Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию. Для дружеских отношений характерно глу­бокое взаимопонимание людей. Психологически это означает следующее:

1) возможность общаться друг с другом практически без слов, в ос­новном при помощи жестов, мимики и пантомимики;

1) воспринимать и хорошо понимать друг друга на основе едва уло­вимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям, но не воспринимаемых окружающими людьми.

Дружба занимает промежуточное положение между двумя други­ми видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От пер­вого она отличается тем, что носит более интимный характер и го­раздо глубже простого знакомства или приятельства. От любви же — напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами пове­дения в отношении друг друга.

К правилам (нормам), которыми руководствуются люди в своих дру­жеских отношениях, относят:

12. равноправие;

13. уважение;

14. способность и умение понять друг друга;

15. готовность всегда прийти на помощь;

16. доверие;

17. преданность.

Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохране­ния связывающих их более глубоких чувств.

В индивидуальной жизни человека дружба возникает как законо­мерное явление. Появляется она в раннем юношеском возрасте тогда, когда у растущего человека возникают первые проблемы и вопросы

сугубо личного характера — такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться.

Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тя­желых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жиз­ни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей на­зывают друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существование тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида.

Любовь

Любовь — заключительный акт душевного сближения людей, со­ставляющий вершину человеческой интимности. Это такой вид от­ношений между людьми, который не допускает господства одно­го человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. Здесь обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает.

Люди в этом типе отношений составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпо­сылкой для совершенствования другой.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого- то, не может любить только его одного.

Существует несколько видов любви: братская, материнская, эро­тическая, к Богу и к самому себе.

Последняя разновидность часто связывается с вопросом: может ли любить других человек, не способный любить самого себя? Ответ на него, очевидно, представляется отрицательным. С немалым количе­ством фактических доказательств этого утверждения мы встретимся, прочтя один из последних параграфов данной главы, посвященный одиночеству. Известное библейское выражение «возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернати­вы», — пишет Э. Фромм. Напротив, установка на любовь к себе может быть обнаружена у всех, кто способен любить других.

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает край­ние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовъ. Один ее вид Э. Фромм назвал «невротической любо­вью". В этом случае оба «любовника» оказываются больше привязан­ными не друг к другу, а к своим родителям. Став взрослыми, они пере­носят эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплоще­ние черт своих родителей, которые рассматриваются в качестве идеа­ла. Но поскольку идеал может быть только один и копия никогда не сравнится с оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее любви к родителю.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеаль­ное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так на­зываемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные чер­ты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, — пишет Э. Фромм, — означает красивую упаковку свойств, которые пре­стижны и искомы на личностном рынке».

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви — явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчас­ти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеа­лом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском — нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX века и до середины XX века в мужском идеальном образе ценились честолюбие, сила, агрес­сивность, а в женском — свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины постепенно начал становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общи­тельный и добрый человек, а идеалом женщины — примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще парой достоинств: скром­ностью и деловитостью.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось в начале этого параграфа. Сексуальное влечение может стать фактором, скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей,

на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, «не в состоянии перекинуть мост над про­пастью, психологически разделяющей людей». Такой акт исключи­тельно чувственен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он от­ключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечная.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал