Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Альтруизм ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Альтруизм в его самом кратком и точном определении — это бескорыстное оказанием помощи людям. Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя так. В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социального поведения, сложились две противоположные точки зрения: биологическая и социальная. Первая заключается в том, что альтруизм, как потребность и форма поведения, считается врожденным, унаследованным человеком от животных. К доказательствам социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения относят следующие факты: если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей. Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные». В теориях первой группы утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь. В теориях второй группы содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно. Существует и ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделяют следующие факторы: 18. присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения; 19. реакции значимых людей на свое поведение; 20. принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку; 21. подражание другим людям; 22. сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь; 23. гендерный фактор; 24. возрастной фактор; 25. собственное психологическое состояние человека в данный момент времени; 26. индивидуальные особенности человека; 27. отношение человека к религии. Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и взаимно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые предпочтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивидуальных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруизма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение. Власть Рассматриваемая через призму психологического знания власть определяется как внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками. Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются. Есть, однако, различные мнения о ценности (моральной оправданности) наличия или отсутствия у человека мотива власти, его стремления получить и удержать власть над другими людьми. Одни ученые относятся к наличию у человека такого мотива более или менее нейтрально, считая, что мотив власти сам по себе не характеризует человека ни как хорошего, ни как плохого, ни как морального, ни как аморального. Если человек стремится к власти для того, чтобы, воспользовавшись ею, принести пользу другим людям — тем, кто от него зависит, то такое стремление представляется морально оправданным. Имеется, однако, и иная, более жесткая, бескомпромиссная и однозначно негативная точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что ярко выраженный мотив власти как мотив социального поведения часто обнаруживается у тех людей, которых характеризуют как авторитарных личностей. Такой человек не просто стремится к власти, но старается приобрести ее и воспользоваться ею для того, чтобы подавить и эксплуатировать других людей. Если это так, то вопроса о том, оправдан или не оправдан данный мотив в моральном плане, не возникает: очевидно, что в этом случае это будет характеризовать личность как аморальную. Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой аналог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы животных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, известный этолог К. Лоренц. Вражда и агрессивность Отношения типа вражды и агрессивности можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и отмеченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма. Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, существуют и, наверное, долго будут еще существовать? Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачастую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пренебрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства большинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться. Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои законы и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные различия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом вражда всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную установку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить тому неприятности. Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли. В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», используется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, которые обсуждаются в данной главе, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и решается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобраться и в вопросе о враждебных отношениях между людьми. Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничтожить, разрушить. Среди основных причин агрессивности выделяют: 28. неправильное воспитание; 29. напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека; 30. неблагополучный личный опыт жизни; 31. частые фрустрации; 32. повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др. В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности. Интерес представляют не только проявления агрессии, но и возможные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае предполагается наличие определенных генетических или органических предпосылок к проявлениям агрессивности — таких, которые заложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами. Особое внимание среди теорий социального происхождения такого поведения людей привлекла фрустрационная теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Она исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежного следствия. Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в последней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверждал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения. Среди социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообществах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприношением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кроме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными среди населения. В действительности ни одна из теорий агрессии полностью и исчерпывающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количество исключений. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рассмотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины. Беспомощность Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Павлов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них условных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары электрического тока, то через некоторое время она прекращает попытки вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удерживающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, однако в его собственной лаборатории исследования такого поведения не получили продолжения. Социально-психологические исследования беспомощного поведения на людях возобновились в США спустя примерно двадцать лет после наблюдений, сделанных Павловым. Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порождается его собственными, индивидуальными особенностями. Установлено, что беспомощное поведение чаще всего возникает у человека тогда, когда на основе полученного (ранее приобретенного) опыта он убеждается в том, что предпринимаемые попытки самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не привели к желаемому результату. Появление у человека такого поведения также связывается с тем, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы. Здесь речь идет о том случае, когда человек уже опробовал разные доступные ему способы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить возникшую проблему. Еще одним условием, способствующим беспомощному поведению, является ухудшение ситуации в результате предпринимаемых человеком действий. В такой ситуации он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем еще раз и во вред себе пытаться решить возникшую проблему. Помимо социально-психологических, есть и индивидуально-психологические причины беспомощности. Беспомощность — это не единое по своей природе и проявлениям поведение. Существуют различные виды беспомощности. Основные из них — когнитивная и приобретенная беспомощность. 1. Когнитивная беспомощность обозначает психологическое состояние человека, возникающее в ситуации, где он имеет возможность для самостоятельного решения возникшей проблемы, для нахождения ее принципиального, хотя бы умственного решения, тем не менее, почему-то не делает этого и по каким-то причинам не использует имеющиеся у него когнитивные возможности. Например, человек недооценивает их, не уверен в себе, неправильно воспринимает сложившуюся обстановку или боится предпринять какие-либо активные действия. 33. Приобретенной называют такую беспомощность, которая представляет собой психологическое состояние, усвоенное человеком (или животным, как это было в экспериментах И. П. Павлова) в результате неблагоприятного жизненного опыта. Суть данного опыта заключается в том, что живой организм (человек или животное), неоднократного оказывавшийся ранее в сложной жизненной ситуации, несущей в себе неприятности, по тем или иным причинам был не в состоянии избежать или выйти из нее. Впоследствии в аналогичной ситуации животное или человек ведут себя беспомощно, не предпринимая попыток избежать угрозы. Одиночество Одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей, живущих в современном мире, является одиночество, представление о котором связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество. Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения с окружающими людьми, сколько идеальное представление о том, какими эти отношения должны быть. Человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты с людьми ограничены од- ним-двумя индивидами, а он бы хотел общаться сразу со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиночества даже в условиях полного и длительного отсутствия общения с людьми. Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторыми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или любви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий человек — это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испытывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуативное и преходящее. 1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. 34. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества. 35. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов. Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нормального межличностного общения или широты контактов с людьми. Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективности применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на собственные отрицательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или любви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий человек — это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испытывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуативное и преходящее. 1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. 36. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества. 37. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов. Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нормального межличностного общения или широты контактов с людьми. Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективности применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на собственные отрицательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности.
|