Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтруизм






Альтруизм в его самом кратком и точном определении — это бескорыстное оказанием помощи людям.

Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруисти­ческого поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побужда­ет людей вести себя так.

В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социаль­ного поведения, сложились две противоположные точки зрения: био­логическая и социальная. Первая заключается в том, что альтруизм, как потребность и форма поведения, считается врожденным, унасле­дованным человеком от животных.

К доказательствам социального происхождения данного мотива и со­ответствующей ему формы поведения относят следующие факты: если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтру­изм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтру­изма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.

Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные».

В теориях первой группы утверждается, что за любым альтруисти­ческим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь.

В теориях второй группы содержится мысль о том, что за альтруис­тическим поведением никакой личной выгоды для человека не содер­жится, что оно всегда бескорыстно.

Существует и ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделя­ют следующие факторы:

18. присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;

19. реакции значимых людей на свое поведение;

20. принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в ока­зании помощи другому человеку;

21. подражание другим людям;

22. сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;

23. гендерный фактор;

24. возрастной фактор;

25. собственное психологическое состояние человека в данный мо­мент времени;

26. индивидуальные особенности человека;

27. отношение человека к религии.

Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и вза­имно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые пред­почтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивиду­альных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруиз­ма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.

Власть

Рассматриваемая через призму психологического знания власть определяется как внутреннее желание и стремление человека, об­ладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участ­никами.

Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стре­мятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются.

Есть, однако, различные мнения о ценности (моральной оправданно­сти) наличия или отсутствия у человека мотива власти, его стремления получить и удержать власть над другими людьми.

Одни ученые относятся к наличию у человека такого мотива более или менее нейтрально, считая, что мотив власти сам по себе не харак­теризует человека ни как хорошего, ни как плохого, ни как морально­го, ни как аморального. Если человек стремится к власти для того, что­бы, воспользовавшись ею, принести пользу другим людям — тем, кто от него зависит, то такое стремление представляется морально оправ­данным.

Имеется, однако, и иная, более жесткая, бескомпромиссная и однознач­но негативная точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что ярко выраженный мотив власти как мотив социального поведения часто об­наруживается у тех людей, которых характеризуют как авторитарных личностей. Такой человек не просто стремится к власти, но старается при­обрести ее и воспользоваться ею для того, чтобы подавить и эксплуатиро­вать других людей. Если это так, то вопроса о том, оправдан или не оправ­дан данный мотив в моральном плане, не возникает: очевидно, что в этом случае это будет характеризовать личность как аморальную.

Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой ана­лог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы жи­вотных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и вы­живание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, известный этолог К. Лоренц.

Вражда и агрессивность

Отношения типа вражды и агрессивности можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и от­меченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.

Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, су­ществуют и, наверное, долго будут еще существовать?

Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачас­тую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пре­небрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства боль­шинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.

Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои за­коны и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные раз­личия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличност­ные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны од­ного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом враж­да всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную уста­новку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направ­ленным на то, чтобы доставить тому неприятности.

Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают авто­матически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не зна­чит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, ког­да они уже возникли.

В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», ис­пользуется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, ко­торые обсуждаются в данной главе, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и ре­шается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобрать­ся и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.

Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, унич­тожить, разрушить.

Среди основных причин агрессивности выделяют:

28. неправильное воспитание;

29. напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека;

30. неблагополучный личный опыт жизни;

31. частые фрустрации;

32. повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др.

В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.

Интерес представляют не только проявления агрессии, но и воз­можные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае

предполагается наличие определенных генетических или органичес­ких предпосылок к проявлениям агрессивности — таких, которые за­ложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами.

Особое внимание среди теорий социального происхождения тако­го поведения людей привлекла фрустрационная теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Она исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежно­го следствия.

Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в послед­ней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверж­дал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения.

Среди социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообще­ствах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприно­шением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кро­ме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными сре­ди населения.

В действительности ни одна из теорий агрессии полностью и исчерпы­вающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количе­ство исключений. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рас­смотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины.

Беспомощность

Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Пав­лов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них услов­ных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары элек­трического тока, то через некоторое время она прекращает попытки вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удер­живающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, од­нако в его собственной лаборатории исследования такого поведения не получили продолжения.

Социально-психологические исследования беспомощного поведения на людях возобновились в США спустя примерно двадцать лет после наблюдений, сделанных Павловым. Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порожда­ется его собственными, индивидуальными особенностями. Установле­но, что беспомощное поведение чаще всего возникает у человека тогда, когда на основе полученного (ранее приобретенного) опыта он убежда­ется в том, что предпринимаемые попытки самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не привели к желаемому результату.

Появление у человека такого поведения также связывается с тем, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы. Здесь речь идет о том случае, когда человек уже опробовал разные доступные ему спо­собы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить воз­никшую проблему.

Еще одним условием, способствующим беспомощному поведению, является ухудшение ситуации в результате предпринимаемых чело­веком действий. В такой ситуации он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем еще раз и во вред себе пытаться решить воз­никшую проблему.

Помимо социально-психологических, есть и индивидуально-психо­логические причины беспомощности.

Беспомощность — это не единое по своей природе и проявлениям поведение. Существуют различные виды беспомощности. Основные из них — когнитивная и приобретенная беспомощность.

1. Когнитивная беспомощность обозначает психологическое состо­яние человека, возникающее в ситуации, где он имеет возможность для самостоятельного решения возникшей проблемы, для нахождения ее принципиального, хотя бы умственного решения, тем не менее, почему-то не делает этого и по каким-то причинам не использует имеющиеся у него когнитивные возможности. На­пример, человек недооценивает их, не уверен в себе, неправильно воспринимает сложившуюся обстановку или боится предпринять какие-либо активные действия.

33. Приобретенной называют такую беспомощность, которая пред­ставляет собой психологическое состояние, усвоенное человеком (или животным, как это было в экспериментах И. П. Павлова) в результате неблагоприятного жизненного опыта. Суть данного опыта заключается в том, что живой организм (человек или жи­вотное), неоднократного оказывавшийся ранее в сложной жиз­ненной ситуации, несущей в себе неприятности, по тем или иным причинам был не в состоянии избежать или выйти из нее. Впо­следствии в аналогичной ситуации животное или человек ведут себя беспомощно, не предпринимая попыток избежать угрозы.

Одиночество

Одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей, живущих в современном мире, является одиночество, представление о котором связано с переживанием ситуаций, субъективно восприни­маемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит об­щения и положительных отношений с окружающими людьми.

Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолиро­ванность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, кон­тактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.

Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало соци­альных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психи­ческое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостны­ми эмоциональными переживаниями.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения с окружающими людьми, сколько идеальное представ­ление о том, какими эти отношения должны быть. Человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты с людьми ограничены од- ним-двумя индивидами, а он бы хотел общаться сразу со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиночества даже в условиях полного и длительного отсутствия общения с людьми.

Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторы­ми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или люб­ви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий чело­век — это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испы­тывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения.

Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуа­тивное и преходящее.

1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в тече­ние длительного периода жизни не может установить удовлетво­рительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

34. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат ка­ких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, напри­мер, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени пе­реживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытыва­ющий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частич­но или полностью преодолевает чувство одиночества.

35. Преходящее одиночество выражается в кратковременных присту­пах чувства одиночества, которые полностью и бесследно прохо­дят, не оставляя после себя никаких следов.

Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в за­висимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нор­мального межличностного общения или широты контактов с людьми.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одино­чества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способно­стей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собствен­ных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффектив­ности применяемых для этого средств и пр.

Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на собственные отри­цательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, бо­язнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отно­шения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноцен­ность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, ког­да он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности

общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или люб­ви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий чело­век — это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испы­тывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения.

Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуа­тивное и преходящее.

1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в тече­ние длительного периода жизни не может установить удовлетво­рительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

36. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат ка­ких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, напри­мер, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени пе­реживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытыва­ющий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частич­но или полностью преодолевает чувство одиночества.

37. Преходящее одиночество выражается в кратковременных присту­пах чувства одиночества, которые полностью и бесследно прохо­дят, не оставляя после себя никаких следов.

Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в за­висимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нор­мального межличностного общения или широты контактов с людьми.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одино­чества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способно­стей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собствен­ных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффектив­ности применяемых для этого средств и пр.

Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на собственные отри­цательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, бо­язнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отно­шения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноцен­ность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, ког­да он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал