Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIII-XV вв. 2 страница
Какие изменения происходили в стране при Николае I (1825-1855 г.г.)? Что изменилось в положении крепостных крестьян в 1841-1837 гг. (реформы генерала П.Д. Киселева), в финансовых вопросах в 1939-1943 (реформа под управлением графа Е.Ф. Канкрина, добившегося существенного снижения инфляции и укрепившего российский рубль)? Остановитесь на проблемах деятельности госаппарата (бюрократизация, рост взяточничества, казнокрадства и вопиющей некомпетентности бесконтрольного чиновничества), изменениях в социально-классовой структуре общества (разложение дворянского сословия, рост влияния разночинной интеллигенции, формирование буржуазии), укрепления рыночных отношений (6; 8, С. 34 39). Для понимания причин кризисного состояния страны необходимо подробнее остановиться на основных итогах развития российской экономики к середине XIX века: увеличении количества мануфактур, промышленном перевороте 1830-1840 г.г.? начале перехода от мануфактуры к фабрике, вытеснении крестьянской мануфактуры вольнонаемными отношениями, сворачивании вотчинного производства промышленных товаров в ряде губерний, увеличении производства хлеба на экспорт и др. (7, С. 146 -149). Покажите, как огромные военные расходы (Отечественная война 1812 г., войны с Турцией и Персией, изнурительная Крымская война 1853-1856 гг.), и традиционное нежелания власти отказаться от содержания непосильной для экономики страны многотысячной, отсталой в военном и техническом отношении армии, просчеты во внешней политике привели к крайнему расстройству финансовой системы империи, хронической инфляции, бесконечному бюджетному дефициту и внутреннему кризису (7, С.7). Вопрос второй. В середине XIX века в России проходило осознание господствующим классом необходимости реформ. Либеральные взгляды Александра II (1855-1881 г.г.) были весьма умеренными, но он осознал необходимость глубоких перемен и осуществлял их на протяжении всего царствования. Опереться в своих первых реформах император мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований. Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Алексеевич Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Алексеевич Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна. Изучите содержание, ход и результаты ликвидации крепостного права, судебной, военной, земской реформ, преобразований в области образования и городского самоуправления (7, С. 150— 158). Далее изучите особенности капиталистического развития России. Выясните, почему в аграрном секторе при наличии условий как американского, так и прусского пути развития Россия не пошла по американскому пути (2, 4, 6, 7). И еще одну особенность российского капитализма надо уяснить - развитие не «вглубь», а «вширь». Что этому способствовало? (8, С. 9) Охарактеризуйте социально-классовую структуру общества (2, 4, 6, 7). Выясните, почему российская буржуазия была неоднородной по политической ориентации. Сложилась ли буржуазия к началу XX века в класс? Почему российский пролетариат по своему социальному составу был неоднородным, почему среди пролетариата насчитывался незначительный слой рабочей аристократии с европейским пролетариатом? Обратите внимание на расслоение крестьянства, его особое политическое поведение, на противоречия в деревне. Далее дайте характеристику самого привилегированного господствующего класса-сословия - дворянства. В чем была его сила и слабость? Важную роль в общественной и культурной жизни страны играли интеллигенция и духовенство (7, С. 13 -23; 9, С. 34 - 42). Поворотным моментом в истории России второй половины XJX века становится 1 марта 1881 г.: Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым о введении конституционных основ, но в этот же день он был убит революционерами-террористами. Время правления Александра III (1881-1894 гг.) вошло в историю как «контрреформаторство». Покажите, в чем оно выразилось и как повлияло на обстановку в стране в целом? (7, С. 155; 8, С. 56 - 60) В 1894 г. на престол вступил Николай II (царствовал до 1917 г.) - последний российский император. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, связанных с именем выдающегося государственного деятеля, министра финансов Сергея Юльевича Витте (1849-1915 гг.), благодаря которым Россия делает экономический рывок (денежная реформа, введение винной монополии, строительство Транс-Сибирской магистрали и др.) напрягая все силы, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира. Но диспропорции в развитии экономики были очень велики, и эта погоня не удалась. Вопрос третий. В XIX веке в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многомопределившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уникальности, самобытности российского национально-исторического бытия, трагического (у П.Я Чаадаева) и горделивого (у славянофилов) осознания своей несхожести с Европой. История впервые стала для образованных людей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое можно было узнать себя, почувствовать собственное своеобразие и неповторимость. Изучите три складывающиеся общественно-политические течения России во второй половине XIX века: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое (1, 3, 6; 7, С. 158 - 170). В характеристике консервативного течения, уясните «теорию официальной народности», призванную идеологически укрепить незыблемость самодержавия. Не упустите из виду правительственный либерализм. Какой вклад в осуществление реформ 60-70-х годов XIX в. внесли К.Д. Кавелин, Д.А. Милютин, П.А. Валуев, другие государственные деятели (8, С. 61 - 70)? Какие идеи составляют основу буржуазного либерализма? Выясните, чем было вызвано возникновение либерализма в период подготовки реформ, и какие цели ставило это течение в пореформенный период. Какие этапы оно прошло в своем развитии? За счет каких сил расширилась база либерального движения? Остановитесь на характеристике земского движения в России, его наиболее ярких представителях (Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, К.К. Арсеньев, М.М. Родичев и др.). Попытайтесь разобраться, почему в начале 90-х годов XIX века это направление раскалывается на радикальное (конституционное) во главе с И.И. Летрункевичем и умеренное, представленное сторонниками Д.Н. Шипова (3, 4, 5, 6, 7). Изучая революционно-демократическое движение, обратите внимание на Изучение истории формирования социал-демократии в России требует обстоятельного рассмотрения проблемы социального и политического развития российского пролетариата, предпосылок и особенностей распространения марксистской идеологии, борьбы за создание политической партии рабочего класса. При изучении рабочего движения обратите внимание на особенности формирования российского рабочего класса. Почему он занял ведущую место в освободительном движении России (2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)? Когда пролетариат выступил на арену политической борьбы, какие формы он использовал в стихийной борьбе? Чем отличалась борьба рабочего класса 60-х от 70-х и 80-х годов? Какие основные этапы ее развития можно выделить? Затем рассмотрите деятельность первых рабочих организаций. Какую роль сыграли «Северный союз русских рабочих» и «Южнороссийский союз рабочих»? Охарактеризуйте их задачи и тактику, вклад в рабочее движение. Почему идеология и тактика народничества оказались неприемлемы для рабочего движения (8, С. 94 - 97; 9, С.55 - 73)? Поиски революционной теории привели к тому, что российское рабочее движение, как и рабочее движение западно-европейских стран, начало приобщаться к марксизму. Остановитесь на характеристике основных положений марксизма. Чем можно объяснить его влияние на международное рабочее движение? Рассмотрите основные этапы распространения марксизма в России. Какой вклад внесли в этот процесс члены русской секции I Интернационала, группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым (5, 6, 7, 8)? Какой вклад в этот процесс внесли первые социал-демократические организации и группы в России: Д. Благоева (Партия русских социал-демократов»), П.Л. Точисского («Товарищество Санкт-петербургских мастеровых»), М. Бруснева («Рабочий союз»), Федосеева (5, С. 6)? В становление и развитие российского социал-демократизма как идейно-политического течения внес значительный вклад В.И.Ленин. Какие идеи в революционной теории разработал В.И. Ленин в 90-х годах XIX в. (10, С. 10)? С какими течениями ему пришлось вести борьбу в это время? Остановитесь на таких направлениях, как «экономизм» (Е.Д. Кускова, C.H. Прокопович), «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А. Бердяев), либеральное народничество (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко). Покажите вклад в рабочее движение петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Чем эта организация отличалась от других кружков и групп? Далее изучите практическую деятельность В.И.Ленина и его соратников по созданию пролетарской партии. Обратите внимание на развернувшуюся дискуссию между представителями революционного и реформистского направлений в рядах социал-демократии. Затем изучите, как решалась революционной социал-демократией задача создания пролетарской партии. Дайте оценку решениям I съезда РСДРП. Дайте оценку состояния социал-демократического движения к концу XX века в целом. Вопрос четвертый. Культура – это вся совокупность ценностей, накопленных человечеством. В первой половине XIX в. происходит поистине грандиозный взлет русской культуры. Поэтому вполне оправдано называть XIX столетие ее «золотым» веком. Какие факторы способствовали росту культурного потенциала, а что препятствовало его усилению? Как цензура и крепостное право отразились на развитии культуры (4, С. 237). Одним из важных показателей культурного развития общества является уровень его образованности. Какие реформы в сфере образования были проведены в годы царствования Александра I. Какое образовательное учреждение, основанное в 1811 году стало образцовым. Что было сделано для создания системы государственного образования? Как отразилась политика Николая I на системе образования? Как проявилось «контреформаторство» Александра III в образовательной сфере? О чем свидетельствует документ «Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий, известный как «циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г. Познакомьтесь с его содержанием (11, С.308-309). Расскажите о системе женского образования, что нового появилось в ней в первой половине XIX в. Какие тенденции наблюдались в высшем образовании на протяжении XIX столетия (4, С. 238 - 239). Что было характерно для развития научной сферы. Назовите основные достижения ученой мысли в XIX в. в области естественных и гуманитарных наук (4, С. 238 – 239; 321-324). В литературе первой половины XIX в. были заложены основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм и поиски социальной справедливости. Какие тенденции в развитии литературы вы можете назвать (4, С. 242-244; 323-324). В середине XIX в. основными противоборствующими направлениями в живописи были академизм (классицизм) и реализм. Как вы думаете, какие общественно-политические и социально-экономические факторы способствовали утверждению во второй половине XIX в реализма. Кто такие «передвижники». Охарактеризуйте основные достижения культуры в области музыки, архитектуры и театра.
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. I - VI. 2. Бородина О.И. Россия на рубеже двух эпох (Современный подход к преподаванию истории). М., 1992. 3. Грищенко Н.Ф., Васильев Б.В. Немарксистские общественно-политические движения второй половины XIX века //Вопросы истории КПСС. 1991, №1. 4. История России: учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М, 2006. 5. История СССР (1861-1917) / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С.93-144, 146-216.
6. История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. М., 1994. С.39-55, 194-197. 7. История России (Россия в мировой цивилизации)/Под ред. А.А.Радугина. М., 1997. С.142-170. 8. Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Часть М. Расцвет и закат Российской империи (XIX - начало XX в.в.). М., 1994. С.240. (Темы IX -XII). 9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии (любое издание). 10. Политическая история России и СССР. Курс лекций / Под ред. Б.В. Леванова. М., 1991. С.34-54, 55-73. 11. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 2006. 12. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. Учебное пособие для педвузов / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 19-50. Тема VI. Россия в начале XX века. Вопросы:
Вопрос первый. Характеристику вопроса целесообразней начать с обоснования объективной потребности индустриальной модернизации России. Почему Российская империя входила в состав государств с «догоняющим» типом экономического развития? Что такое глобализация? Как этот процесс проявился на рубеже веков. Дайте общую характеристику развития России по отраслям экономики: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, торговля, финансы. Какие обстоятельства препятствовали развитию капитализма, прежде всего в сельском хозяйстве. Как на развитие экономики повлияли реформы С.В. Витте (введение золотой основы рубля 1897 г., строительство Сибирской и железнодорожной магистрали 1891-1905 гг. и КВЖД 1897-1901 гг.) конце XIX - нач. XX в. Рубеж веков – это время перехода к монополистической стадии развития капитализма в России. Что такое монополии. Каковы их виды. Оцените влияние монополизации на социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию в стране. В 1900-1903 гг. период экономического кризиса. Назовите его причины и определите последствия. Второй вопрос. Первая российская буржуазно-демократическая революция занимает особое место в историческом развитии России. Почему В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией» октябрьской социалистической революции? Выделите социально-экономические и политические причины революции. Покажите, какие социально-классовые противоречия, политические события привели к дальнейшему обострению антагонизмов в общественной жизни России. Что явилось поводом к началу революции? Какие главные вопросы призвана была решить российская революция? Отметьте основные моменты глобальных противоречий, приведших к острейшей классовой борьбе в деревне. Переплетение в русской деревне двух направлений этой борьбы: противостояние крестьян и помещиков, деревенского пролетариата и сельской буржуазии создавало путаницу аграрных отношений и делало исключительно трудным для политических партии решение аграрного вопроса. Почему? Что способствовало общности интересов пролетариата и крестьянства России в революционной борьбе? Определяя характер, особенности, движущие силы, этапы российской революции, проанализируйте интересы, цели, место и роль различных и социальных групп в революционной борьбе. Докажите, что главной политической задачей явилось свержение самодержавия. Что определяло характер революции в стратегическом смысле (3, С. 265-270)? Революция эпохи империализма протекала в условиях борьбы двух противоборствующих сил с одной стороны, борьбы всего народа против самодержавия, дворянства и помещиков. С другой стороны - борьба между пролетариатом и буржуазией. Как это отразилось на характере революции, ее движущих силах и перспективах развития? Эти разнородные социальные войны, сложившиеся социально-классовые противоречия в обществе привели к особенностям революции. Каким? Покажите значение участия крестьянства в революции, широкого крестьянского движения, использования пролетарских методов борьбы в характеристике особенных черт российской революции. Уместно определить этапы революционного движения 1905-1907 г.г., значение событий, соответствующих каждому из них (8, С. 216-227).
Вопрос третий. В силу объективных, исторических условий, характера и особенностей революции сложилась определенная расстановка классовых сил на политической арене. Покажите, какие три политических лагеря боролись в революции. Дайте краткую характеристику каждому из них. Следует отметить, что политическим направлениям соответствовали и политические партии. Какие были образованны до и в ходе революции. На какие группы делились все политические партии в зависимости от их социально-классовой принадлежности? От чего зависел процесс складывания партии? В силу, каких причин первую политическую организацию в масштабах российской империи создал пролетариат? Проследите, каким образом классификация существовавших политических партий определяет стратегию и тактику в революции 1905-1907 гг. политических партий, степень их сплоченности, организационного влияния на массы (4, С.39-190; 10, С. 29-33). Особое место в определении позиций социалистических партий в революции занимает расхождение в стратегии и тактике большевиков и меньшевиков. В чем заключалась сущность принципиальных разногласий социал-демократов? В силу каких причин их позиции носили противоположный характер? Можно ли определить установки большевиков революционными, а меньшевиков оппортунистическими? На каких исторических совещаниях были закреплены главные политические линии их партийной деятельности? Целесообразно подчеркнуть гибкость тактики большевиков, умение их использовать соглашение и компромиссы с мелкобуржуазными партиями в революции для достижения главной цели - свержение самодержавия и уничтожение помещичьего землевладения (6, С. 10-52, 61 - 68). Покажите, что преобладание крестьянского населения в России и острота аграрного вопроса обусловили «левоблокистскую» тактику большевиков. В чем состоит сущность этой тактики? Приведите конкретные примеры. Почему данная партийная линия стала объективной необходимостью и непременным условием успешного исхода буржуазно-демократической революции? Решительную роль в утверждении «левоблокистской тактики» сыграл В.И. Ленин. В чем состояли принципиальные подходы в определении задач тактики? Идя на «левый блок» с другими партиями большевики ни отказывались от классовых целей пролетариата, не исключали идейной борьбы и критики своих союзников. Докажите правомерность такой деятельности. Объясните ленинскую фразу: «Врозь идти, вместе бить», подчеркните се классовый смысл. Против каких политических партий она была направлена и почему? В каких формах осуществлялось политическое сотрудничество большевиков с демократическими партиями? Уместно отметить, что в сплочении левых сил значительную роль сыграли Советы, стачечные комитеты, профсоюзы. Почему? В период спада революции центральным вопросом партийной деятельности ведущих политических партий стал вопрос о выработке новой политической линии - работа в Государственной думе. Почему? В отличие от западноевропейских стран история российского парламентаризма берет начало в 1906 г. Покажите основные периоды деятельности думы разных созывов, вплоть до падения самодержавия. В чем состояли наиболее важные стороны деятельности Государственной Думы (10, С. 35-39)? Особого внимания требует анализ положений агарной программы партии эсеров, которые включали идеи социализации и национализации земли, экономической кооперации, общинного начала и уравнительного принципа. Каким образом, по мнению эсеров, возможно, было их осуществление на практике? Ответьте на вопрос, насколько демократична или исторически органична, в мелкобуржуазном понимании, эта программа? Дайте краткую характеристику представленной на IV съезде РСДРП программы муниципализации земли меньшевиков. Что означала она для дальнейшего подъема крестьянского хозяйства, развития сельскохозяйственных производственных отношений в деревне? Остановитесь на анализе программы большевистской партии по аграрному вопросу. Подчеркните, что обсуждение ее впервые состоялось на II съезде РСДРП и вызвало серьезные дискуссии и разногласия среди социал-демократов. Какие положения, по вашему мнению, были наиболее проблемными? Покажите, какую общественно-политическую значимость имела, по мнению В.И. Ленина, конфискация помещичьих, монастырских, удельных, церковных земель даже на этапе буржуазно-демократической революции. Насколько приемлема для исторических условий России идея последующей национализации земли и передача ее в собственность крестьян (11, С. 200-206)? Укажите, как изменялись некоторые положения программы большевиков в соответствии с требованиями исторического процесса. Определите главные лозунги большевиков по отношению к крестьянскому освободительному движению. С программой какой партии переплетаются условия вывода аграрной программы большевиков? Выявите суть. Свяжите изложенный материал с проблемами развития сельского хозяйства, решения агарного вопроса на современном этапе развития России. Программы основных политических партий серьезное внимание уделяют и решению национального вопроса. Покажите, в силу каких объективных и субъективных обстоятельств конец XIX - начало XX в.в. характеризуется обострением национальной проблемы. Проанализируйте политику царизма в отношении национальных меньшинств с позиции великодержавного шовинизма. Как предлагали решить национальный вопрос политические партии и каковы этапы его решения? Сравните позиции ведущих партий и выделите наиболее приемлемые пути преодоления национальных противоречий (7).
Вопрос четвертый. Характеризуя общественно-политическое развитие России после поражения революции, следует учитывать глобальные моменты, определяющие альтернативные пути дальнейшего развития страны, особенности формирования общественной мысли, сущность политического режима и его главного звена - Государственной думы. В этом случае необходимо проанализировать принципиальную суть третьеиюньской монархии и изменения тактики большинства политических партий в сложившихся условиях. Почему правительство, с одной стороны, стремилось сохранить и упрочить существующий монархический режим, а с другой - способствовало появлению новых государственных структур? В чем состоит значение деятельности Государственной думы как органа народного представительства? Покажите, каков смысл деятельности политических партий, что определяло направления их работы, каковы партийные оценки происходящих в стране событий? Сложные и противоречивые процессы проходили в партиях революционно-демократического направления. Какие именно? Как оценивал факт численного сокращения РСДРП В.И. Ленин? На какие идейно-теоретические течения разделились большевики и меньшевики? Осветите перспективы их политической деятельности. Покажите, какие организационные изменения выявились в партиях народнического типа (эсеры). Какие взгляды характеризовали деятельность различных групп социалистов - революционеров? Острый организационный кризис переживала партия либеральной буржуазии — кадеты. В чем смысл «веховского» движения конституционных демократов? Целесообразно отметить, что наметилась тенденция на сближение позиций кадетов и октябристов. В силу, каких обстоятельств? В чем это выразилось? Осветите основные позиции прогрессистов. Практически вся политическая деятельность партии октябристов сосредоточилась в рамках думы. Дайте оценку их работы в этом представительном органе. В отличие от западноевропейских стран история российского парламентаризма берет начало в 1906 г. Покажите основные периоды деятельности думы разных созывов. В чем состояли наиболее яркие моменты в работе Государственной думы? Изменения претерпели и крайне правые монархические партии. Почему и они столкнулись с идейно-организационными проблемами (4, С. 200-286)? Революция 1905-1907 гг., как всякая социальная революция, явилась высшей точкой классовой борьбы. Выделите главные причины поражения революции. Опыт первой революции имеет огромное историческое значение. Целесообразно отметить основные уроки революционных событий. Это главный вывод о том, что к революции следует тщательно готовиться, четко определяя цели. Гегемоном революции, как центра притяжения всех революционных сил, является пролетариат, союзником его становится крестьянство. Докажите, что революция показала все классы и партии в их непосредственных действиях, способствовала обнажению истинного лица каждой политической организации, правильности определения их стратегии и тактики. Российская революция имела и международное значение: она явилась катализатором развития общественно-политических движений, активизации классовой борьбы в других странах, роста национально-освободительных процессов. Уместно привести конкретные примеры (9, С. 313-331). Одним из направлений аграрной политики явилось переселение крестьянских семей за Урал. Какова мотивация данного процесса? К каким последствиям и конечным результатам привели эти меры? Подведите итоги, выявите положительные и отрицательные стороны переселения (8, С. 190-204; 10, С. 39-44). Охарактеризуйте комплекс мер по совершенствованию системы местного самоуправления, образования, вероисповедания. Проследите за влиянием его на общественно-политическую жизнь России. В контексте сравнения с программой П.А. Столыпина уместно охарактеризовать решение агарного вопроА, предлагаемого партией либеральной буржуазии – кадетами. В чем состояли его принципиальные положения? Литература
4. История политических партий России. Учебное пособие / Под ред. А.И. Зевелева. М, 1994.
10. Поцелуев В.А. История России XX столетия. М., 1997. С.29-44. 11. Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации). М., 1997. 12. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. / Авт. – сост А.С. Орлов и др. М., 2006.
Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
Вопросы:
Вопрос первый. Прежде всего, надо отметить, что в начале XX века происходило дальнейшее обострение международной обстановки, что в итоге и привело к мировой войне. Затем рассмотреть причины войны, ее экономические и социально-политические предпосылки. Раскрывая экономические причины, следует показать неравномерность развития крупнейших мировых держав. Важно подчеркнуть, что если в условиях раннего капитализма они развивались неравномерно, то в эпоху образования монополий развитие пошло еще и скачкообразно (2, С. 33; 7, С. 353-354; 8, С. 377-378, 395-396). Следует отметить, что скачкообразное и неравномерное развитие ведущих стран мира резко обострило противоречия между ними и усилило борьбу за сферы влияния, колонии и гегемонию на морях. Соперничество стран привело к образованию в начале XX века двух враждующих группировок: с одной стороны Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США, с другой – Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария (19, С. 413).
|