Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII-XV вв. 5 страница






Наглядным примером негативных последствий в селе стала привержен­ность к волюнтаристским методам руководства, породившим «кукурузную лихорадку», «мясную кампанию в Рязани», «молочные рекорды» и т.д. Необходимо раскрыть влияние этих методов на экономическое и социаль­ное положение деревни (4, С. 114-121).

Важно отметить, что 1950-е - середина 1960-х годов - это время проведения широкомасштабных мер социальной политики. Рекомендуется раскрыть и прокомментировать эти меры, указать на то, что их осуществление повы­сило жизненный уровень населения и упрочило систему социального обеспечения в стране (9, С. 418-419).

Начало обновления общественно? политической.жизни способствовало демократизации, «оттепели» в духовной сфере. Следует показать, в чем это проявлялось. В то же время обратить внимание на непоследовательное и двойственное отношение власти к творческой интеллигенции. Надо от­метить усиление консервативных настроений и административного кон­троля за культурной жизнью общества (9, С. 424-426; 17, С. 587-589).

Завершая вопрос, рекомендуется кратко рассказать о разработке третьей Программы КПСС - Программы построения в СССР коммунистического общества. Отметить участие в этом деле ученых, экономистов, хозяйст­венных руководителей - практиков. Можно остановиться на участии в разработке задач строительства коммунизма Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, отметить внесенные им поправки в проект Программы пар­тии (4, С.74-81; 20, С. 3-8).

Затем выяснить, что лежало в основе расчетов развития страны на пер­спективу, назвать этапы и главные задачи коммунистического строительства в создании материально-технической базы, формировании общественных отношений, воспитании нового человека (18, С. 127-128).

Не­обходимо разобраться в причинах возникновения трудностей и просчетов
в реализации поставленных КПСС задач и дать оценку курса на «разверну­
тое строительство коммунизма» как попытки «обогнать время» (12, С. 92-
93).

Начиная рассмотрение вопроса, целесообразно подчерк­нуть, что период «Оттепели» характеризовался борьбой двух тенденций: демократической и консервативной. Определить, какую роль в борьбе сыграл октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС. Какая из тенденций одержала верх? Затем выяснить причины неудач реформ и отставки Н.С. Хрущева. На конкретных примерах показать, в чем выразился волюн­таризм и субъективизм в действиях лидера партии и государства. При этом отметить, что Хрущев лишился поддержки почти всех социальных слоев общества, в том числе партийного аппарата. Следует подумать, почему (16, С. 418; 9, С. 421-424).

Подводя итог обсуждению темы, можно сделать вывод о том, что в кон­це 1950-х - начале 1960-х годов в стране началось обновление общественно-политической жизни. Оно выражалось, прежде всего, в стремлении совет­ских людей в формировании более демократического курса. Однако, ни руководители, ни общество не были тогда готовы к радикальным переме­нам. Продолжали господствовать положения о социализме и коммунизме, рожденные в 1920-1940-е годы. Реформы разрабатывались и принимались без альтернативных вариантов, научное обоснование их подменялось волевы­ми решениями. Цель реформ состояла лишь в усовершенствовании суще­ствовавшей политической системы, а не в ее коренном изменении.

Литература

1. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС новации и догмы. М, 1991.

2. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). М., 1973. Т.13.

3. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. М., 1990.

4. ХХ съезд КПСС и его историческое значение. М., 1991. 5.ХХ съезд КПСС. Резолюция «О культе личности и его последствиях» // КПСС в резолюциях... М., 1986. Т.6.

6. Доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» // Хрестоматия по истории КПСС. М., 1989. Т.2.

7. Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1990.

8. История России. Учебное пособие. Т.2/Под ред. С.В.Леонова. М., 1998.

9. История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.

10. Исторический опыт и перестройка. М., 1988.
11. Ленин В.И. Письмо к съезду // Полн. собр. соч., т. 45.
12. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского

Союза. М., 1986.

13. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 1997.

14.Наше Отечество. Опыт политической истории. В 2-х томах. Т.2. М.,
1991.

15.Новейшая история Отечества. XX век. В 2-х томах. Т.2 / Под ред. А.Ф.Киселева. М., 1998.

16.Пленум ЦК КПСС. 14 октября 1964 г. Информационное сообщение // КПСС в резолюциях... Т.10.

17. Политическая история России / Под ред. В.В.Журавлева. М., 1998.

18. Программа Коммунистической партии Советского Союза // КПСС в резолюциях... Т.10.

19. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его по­следствий». 30 июня 1956 г. // КПСС в резолюциях... М., 1986. Т.9.

20. Хрущев Н.С. О проекте третьей Программы КПСС // Вопросы исто­рии КПСС. 1991, №8.

 

Вопрос четвертый. В период конца 1950-х – начала 1980 гг. СССР вступил в новую эпоху - эпоху научно-технической революции (НТР). НТР – это качественно новый этап в развитии производства, при котором наука превращается в его ведущий фактор. В развитии каких отраслей производства этот процесс особенно ярко проявился? Ка­ким образом НТР повлияла на разработку основных направлений эконо­мической и социальной политики КПСС?

Следует охарактеризовать хозяйственные реформы 1960-х годов. Преобра­зования коснулись в первую очередь сельского хозяйства. Каковы были основные задачи реорганизации, тенденции развития сельскохозяйствен­ного производства? Определите меры совершенствования аграрного раз­вития (7, с.471-473).

С осени 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в про­мышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия. Кто являлся инициатором экономического реформирования, каковы были основные цели индустриального развития (8, с.407-412)?

Реорганизация экономики второй половины 1960-х годов не привела к по­зитивным сдвигам. В чем состояли просчеты в экономической политике государства страны? Определите итоги восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). Объясните, в чем стали проявляться серьезные диспропорции развития на­родного хозяйства. Проанализируйте работу XXIV - XXV съездов КПСС и выделите основные направления развития советского общества по преодо­лению негативных тенденций (1, с.534). Противоречия в развитии эконо­мики затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Объясни­те, с чем связаны негативные явления социальной сферы. Как можно рас­ценить уровень жизни советских людей (9, с.305)?

Вопрос пятый. Идейно-теоретической основой деятельности брежнев­ского руководства была разработанная в конце 1960-х годов концепция «раз­витого социализма». Каковы были пути ее реализации? В чем состояли со­держательные мотивы данного процесса (7, С. 466)? Подчеркните, что глав­ным направлением стала обширная и длительная работа по упорядочению системы законодательства. Постепенно принимались полезные законы, ка­сающиеся разных сторон общественной жизни. Какие? Определите, какие тенденции общественно-политического развития наиболее четко просле­живались, каковы были формы их проявления (1, С.535; 7, С.468).

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приня­ла новую Конституцию. Что было положено в основу данного документа? Каков был главный принцип государственной власти, провозглашенный Конституцией 1977 г.? Дайте характеристику разделам Конституции СССР 1977 г., связанным с вопросами социального развития и внешней политики. Какие права имели граждане СССР, в какой степени они были реализованы. Докажите, что Конституция СССР (1977 г.) стала кульминацией складывания механизма торможения и укрепления административно-командной системы. Выделите причинно-следственные связи данных процессов (3, С. 400-410; 1, С. 543).

В историческую науку, анализирующую развитие совет­ского общества второй половины 1960-х — начала 1980-х годов, прочно вошло понятие «механизм торможения». Как вы это понимаете? Дайте объектив­ную оценку внутренней и внешней политики СССР, объясните появление застойных явлений в политической, социально-экономической жизни со­ветского государства. Каковы были последствия застоя и как они отрази­лись на нарастании кризисной ситуации в стране и руководстве КПСС? В чем причины свертывания курса демократизации общественной жизни (2, С. 53-64)?

Усиление идеологического нажима на общество вызвало широкое со­противление тоталитарной системы, связанного с деятельностью правоза­щитников и диссидентов. Каковы были главные формы деятельности пра­возащитников (7, С. 470)?

Противоречия внутренней политики руководства страны широко отра­зились и на внешнеполитических процессах. Покажите положение СССР на международной арене; взаимоотношения с развитыми капиталистиче­скими странами; процесс «разрядки»; с социалистическими государства­ми в рамках СЭВ. Каковы были причины международного кризиса конца 1970-х годов?

Какое влияние на развитие взаимоотношений СССР и стран мира оказа­ла советская политика в Афганистане (7, С.475-479)?

Неэффективность экономики, деформации общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Проанализируйте первые попытки радикальных из­менений в общественной жизни, предпринятых Ю.В. Андроповым. Каковы были реальные результаты преодоления экономических и политических трудностей?

В 1984 г. произошло смещение сил в пользу" консервативного крыла партийного и государственного руководства. В связи с какими объектив­ными и субъективными процессами продолжали обостряться экономиче­ские и социальные проблемы советского общества (4, С. З50-360)?

 

Литература

1. Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990. Т.2. С.534-545.

2. Верт Н. История советского государства. М., 1999. С.7-50, 53-64.

3. Дворниченко А.Ю. и др. Русская история. С древнейших времен до на­ших дней. Санкт-Петербург, 1999. С.400-410.

4. История России / Под ред. М.Н.Зуева. М., 1998. С.307-360.

5. История России / Под ред. Ю.И.Казанцева. Учебник. М., 2000. С.435-452.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.,
1997.С. 380-386.

7. История России. Учебник. / под ред. Орлова А.С. и др. М., 1998. С. 466-481.

8. Поцелуев В.А. История России XX столетия. М, 1997. С. 407-417.

9. Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации). М., 1998. С. 302-310.

10. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.). М., 1996.

 

Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.

ВОПРОСЫ:

1. Перестройка.

2. Попытка государственного переворота и ее провал.

3. Распад СССР. Беловежские соглашения.

 

Вопрос первый. Вопрос первый. Начало политической перестройки и выработка курса на ускорение социально-экономического развития страны связаны с избранием М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС (март 1985 г.). На апрель­ском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС намечаются первые шаги по демократиза­ции советского общества, которые нашли отражение в работе XXVII съезда КПСС (1986 г.), принятии новой редакции Программы партии и провозгла­шении курса на совершенствование социализма, преодолении «механизма торможения». (1, С. 11 - 52; 7, С. 356 - 358; 9, С. 5 - 11).

Январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС коснулся преобразований в самой партии, которые заключались в развитии гласности, росте общественно-политической активности населения страны, духовном раскрепощение обще­ства, возникновении неформальных групп и организаций. Важное место в концепции перестройки заняло новое политическое мышление, заключаю­щееся в переходе от конфронтации к компромиссам и сотрудничеству в от­ношениях со странами Запада. (1, С. 101 - 124; 2, С. 164 - 167; 7, С. 385 - 389)

Июньский пленум ЦК КПСС (1987 г.) выработал основные направлений экономической реформы в стране, наметил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством. (1, С. 81 - 100; 7, С. 356-365)

Внимательно ознакомьтесь с перечисленными документами, выделите основные элементы политики перестройки и дайте их характеристику. (1, С.141-146; 6, С. 316-319; 8, С. 289-291; 9, С. 22-31). Реформирование политической системы советского об­щества было вызвано процессами демократизации и гласности. Они привели к росту общественной активности, появлению в КПСС различных платформ и группировок, предлагающих различные пути вывода страны и партии из кризиса. Основные направления решения этой проблемы наметила XIX пар­тийная конференция (1988 г.). Среди них были следующие: выработка курса на создание правового государства, восстановление функций советов, соеди­нение элементов либерализма с социалистическими ценностями. Важную роль сыграло принятие закона об изменении структуры высших органов го­сударственной власти и о выборах народных депутатов СССР, изменение из­бирательной системы и созыв Съезда народных депутатов СССР. Останови­тесь подробнее на их работе и основных итогах. (I — V съезды народных де­путатов СССР май 1989 г.- сентябрь 1991 г.). Охарактеризуйте введение должности Президента СССР (III съезд народных депутатов СССР) и возро­ждение многопартийности, остановитесь подробнее на программах, деятель­ности основных политических партии и движениях. (Демократический союз, «Саюдис», Народные фронты Латвии, Эстонии, Демократическая партия, ЛДПР, общество «Память» и др.). (2, С. 167 - 179; 4, С. 79 - 91; 6, С. 318 - 324; 7, С. 359 - 363; 8, С. 292 - 299).

Вопрос второй. Вопрос третий. Рассмотрите основные итоги политики перестройки. По-^ чему многие перемены оказались половинчатыми и непоследовательными, почему это привело к ухудшению социально-экономической ситуации? Ка­кую роль в демократизации политической системы сыграли I съезд народных депутатов РСФСР и избрание Председателем Верховного Совета Б.Н. Ельцина (май 1990 г.)? Остановитесь подробнее на взаимоотношениях союзного руководства и республик СССР.

Как повлияли расширение внутрипартийной демократии, учредитель­ный съезд компартии РСФСР (1990 г.) и XXVIII съезд КПСС (1990 г.) на об­становку в КПСС и стране, на раскол в рядах партии?

Рассмотрите ход экономических реформ, курс на создание рыночной экономики и его результаты. Каковы были последствия антиалкогольной кампании и аварии на Чернобыльской АЭС (28 апреля 1986 г.)?

Какое решение народно-хозяйственных проблем предлагали альтерна­тивные экономические программы Н.И. Рыжкова и «500 дней» С. Шаталина и Г. Явлинского? Что можно сказать о развитии кооперативного движения, по­явлении в стране частных фирм и отечественных предпринимателей? Что привело к обострению продовольственной проблемы и социальных конфлик­тов в стране? Чем вызвана попытка смены руководства страной, предпринятая членами ГКЧП? Каково ваше отношение к действиям государственного комитета по чрезвычайной ситуации?

Вопрос третий. Распад огромного и мощного государства имел далеко идущие последствия как для нашей страны, так и для мира в целом. Какие? Охарактеризуйте проблемы межнациональных отношений в СССР, при­чины кризиса унитарного государства. Остановитесь на провозглашении су­веренитета России и избрании Б.Н. Ельцина президентом РФ. Как «парад су­веренитетов» в союзных республиках, борьба демократических и консерва­тивных сил страны, подготовка нового союзного договора связаны с попыт­кой государственного переворота 19-21 августа 1991 г? Что Вы знаете о «Бе­ловежском соглашении», о роспуске СССР, создание Содружества Незави­симых Государств? Каковы были последствия отставки М.С. Горбачева с поста Президента СССР (25 декабря 1991 г.)? (2, с. 182 - 186; 6, с. 324 - 327; 7, с. 366 - 385; 8, с. 299 - 307; 9, с. 12 – 17 ). Кто, по-вашему, виновен в распаде союза?

 

Литература

 

1. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. — М.: Политиздат, 1987. - 271 с.

2. Горииов М.М., Данилов А.А. Дмитренко В.П. История России. Часть III: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание, 1994.

3. Данилов А.А. История России, XX век: Справочные материалы. - М.: Владос, 1996.

4. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР. Многопартийность в России.../ Под ред. А.А.Данилова. - М: На боевом посту, 1992. - С. 79 - 95.

5. История России: Новейшее время, 1945-1999. Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Б.Безбородова. - М.: АСТ. Апрель, 1999. - С. 255 - 323.

6. История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1997. - С. 311 - 326.

7. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для студентов вузов: в 2-х т./ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Щагина. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2002. - Т. 2. - С. 352 - 390.

8. Пятецкий Л.М. История России XX века. Для старшеклассников и аби­туриентов. — М.: Московский лицей. 1999. - С. 307 - 370.

9. Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991 - 2001:
Практ. пособие для учителей. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-С. 5-32.

10. Хрестоматия по отечественной истории (1946- 1995 гг.) — М.: ВЛА­ДОС, 1996.-С. 103-118, 217-247, 307-384, 513-519, 570-595.

 

 

Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)

 

ВОПРОСЫ:

 

  1. Развитие политической системы России в 1992- нач. XXI в.
  2. Изменения в социально-экономической сфере российского общества в 1992- нач. XXI в.
  3. Российская Федерация в системе международных связей.
  4. Культура современной России.

 

 

Вопрос первый. С января 1992 г. начинается новая веха в истории Рос­сии. К власти в стране приходят силы, стремящиеся осуществить реформы, направленные на улучшение положения и связанные со сменой политическо­го и экономического курса. Их содержание связано с использованием опыта развитых капиталистических государств. Проследите процесс развития этих преобразований и их основные итоги (отстранение КПСС от власти, распре деление имущества КПСС, перевод экономики на рыночную основу и т д) (6, С. 390 - 395).

Рассмотрите причины, приведшие к возникновению противостояния за­конодательной (представительной) власти в лице Верховного Совета РФ (Председатель Верховного Совета Р.Хасбулатов, вице-президент А.В.Руцкой) и исполнительной (Б. Ельцин, Е. Гайдар). (6, С. 408-413)

Как развивались события, каковы были их последствия? (попытки рос­пуска Верховного Совета, работа VI, VII (отставка Е. Гайдара и утверждение главой правительства В.С.Черномырдина), VIII съезды ВС РФ, IX съезд -попытка отрешения президента от власти (импичмент), столкновения во вре­мя майской демонстрации, блокада и штурм здания Верховного Совета 3-4 октября 1993 г. (9, С. 33 - 52).

Следствием этого государственного переворота становится реформиро­вание политической системы нашей страны, выразившееся в разработке и принятии новой Конституции. Охарактеризуйте особенности этого процесса, остановитесь на кардинальных изменениях, зафиксированных в этом доку­менте: новой системе управления государством, системе разделения властей, правах граждан, полномочиях президента и различных звеньев государст­венной машины, экономических основах и др. Завершением этого процесса становятся выборы в Государственную Думу в декабре 1993 г. Охарактери­зуйте их итоги и расстановку основных политических сил. Остановитесь на попытках руководства страны и различных общественно-политических дви­жений и партий стабилизировать обстановку путем достижения обществен­ного согласия. (6, С. 418-420; 7, С. 307-315). Охарактеризуйте социально-экономическую и поли­тическую ситуацию в стране в середине 1990-х годов. Как она повлияла на вы­боры в Государственную Думу в ноябре 1995 года (КПРФ - 20%, ЛДПР - 11%, НДР -10%, спикером думы избран коммунист Г.Селезнев.)? Чем было вызвано новое усиление противостояния между законодательной и исполни тельной властью? Чем можно объяснить кадровые перестановки в правитель­стве, отставки многих сподвижников Б.Н. Ельцина А. Козырева, А.Чубайса, выход из президентского Совета О. Лациса, С.Ковалева, Е. Гайдара?

Как отражались на политической обстановке в стране отставки прави­тельства В.С.Черномырдина (март 1998 г.), С.В. Кириенко (август 1998 г., «черный понедельник 17 августа», дефолт), Е.М. Примакова (ноябрь 1999 г.), С. Степашина(август 1999 г.), сращивание власти и олигархов, распростране­ние «пиаровских технологий» в политической борьбе? (9, С. 74 - 91, 117).

Рассмотрите попытки власти решить проблемы через создание новых политических объединений, таких как «Наш дом - Россия» (лидер В.С. Черномырдин), которое прозвали партией власти, и очередные отставки из окружения Б.Н. Ельцина (П. Грачева, М. Барсукова, А. Коржакова, О. Сос­ковца).

Свидетельством очередного политического кризиса в стране стали Пре­зидентские выборы в (16 июня-3 июля) 1996 года.

В условиях лихорадочной смены правительства (с марта до сентября 1998 г. 4 раза), ухудшения социально-экономической обстановки отмечен рост оппозиционного движения, проявившийся в массовых забастовках (7 октября до 1 млн.человек во Всероссийской акции протеста), манифестациях. Представители партий коммунистической и социалисти­ческой ориентации предлагают внести изменения в конституцию РФ, огра­ничить полномочия президента в пользу парламента. Начинается подготовка процедуры отстранения президента от власти (импичмент). Какие обвинения выдвинула оппозиция, каковы были итоги этой акции? (9, С. 92-97).

Проследите дальнейшее развитие многопартийности, ее особенности и характерные черты (Отечество - вся Россия, Единство (Межрегиональное движение Медведь), Союз правых сил), результаты выборов в Государст­венную думу в 1999 году (коммунисты -88 мест, Единство - 83, ОВР - 47, СПС - 32, яблоко - 21), изменение расстановки политических сил и укрепле­ние позиций Кремля.

Чем была вызвана и какой эффект произвела отставка Президента Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 года?

Проанализируйте причины победы В.В. Путина на президентских выбо­рах 2000 года и попытки вывода страны из обостряющегося политического и социально-экономического кризиса. Приведите примеры укрепления верти­кали государственной власти (создание Федеральных округов, Государст­венного Совета, принятие Земельного, Трудового, Гражданского и Уголовно-процессуального кодексов, реформы в армии, образовании, правовой области и т.д.), улучшения экономической и социально-политической обстановки в стране в начале нового тысячелетия. (7, С. 342 - 370; 9, с. 92 - 116

Вопрос второй. Разработка и осуществление основных направлений экономической и социальной политики при президенте Российской Федера­ции Б.Н. Ельцине осуществлялась под руководством правительства Е.Т.Гайдара. Основные составляющие были следующие: «монетаристская политика», «либерализация цен», «шоковая терапия», «ваучерная приватиза­ция» (инициатор А.Б. Чубайс). Также создаются основы рыночной экономи­ки, банковской системы.

Непосредственным результатом этих преобразований становится обост­рение социально-экономической ситуации, рост социальной дифференциа­ции населения, развитие и углубление негативных процессов: безработицы, спада производства, невыплаты заработной платы, инфляции, криминализа­ции власти и общества, финансовые махинации и «финансовые пирамиды», нарастание волны террора (убийства журналистов (А. Мень, Д. Холодов, В. Листьев), бизнесменов и политиков, взрывы жилых домов и др.), а также снижение жизненного уровня населения и усиление социальной напряженно­сти в различных слоях общества, активизация забастовочного процесса. При­ведите примеры их проявления и дайте оценку влияния на ситуацию в стране (обвал рубля («чёрный вторник 11 октября 1994г., отстранение от занимае­мых должностей министра финансов С.Дубинина и председателя Центробанка В.Геращенко, через некоторое время их повторное назначение на руково­дящие посты (6, С, 390 - 400; 9, с. 53 - 73).

После распада СССР начался новый этап в развитии рос­сийского федерализма. Его основными направлениями стала активность ме­стных этнических элит в борьбе за суверенитет. Остановитесь на особенностях этого процесса, его результатах. В чем были основные причины противоречий ме­жду федеральной властью и регионами? Как менялась ситуация в Татарстане, Чечено-Ингушетии, Башкортостане, Туве, Алтае, Бурятии, Калмыкии и др.? Многие субъекты РФ оговорили для себя особые права в установлении меж­дународных связей, налогообложении, организации законодательной и су­дебной систем, верховенство республиканских конституций над российской, вплоть до выхода, введение военного положения; и это в то время, как центр помогал всем решать бюджетные проблемы (Федеративный договор 31 марта 1992 года). Решительнее стали возражать против ущемления прав края и об­ласти (Вятка, Тула, попытка объединения Иркутской области и Красноярско­го края), в некоторых местах прокатились выступления национал-сепаратистов. (6, С. 400 - 408)

Татарстан принял декларацию о суверенитете. 15 февраля 1994 г. Рос­сия и Татарстан подписали «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной вла­сти РФ и органами гос. власти Республики Татарстан». Аналогичные шаги предприняли другие субъекты РФ.

Чаще стали проявляться территориальные притязания друг к другу (1992 г. осетино-ингушский конфликт, в Пригородном районе Северной Осетии и др.)

Попытайтесь вскрыть причины этих процессов и их пагубные последст­вия.

Подробнее остановитесь на этапах чеченской кампании, борьбе с режи­мом Д.Дудаева, событиями в г. Будённовске, Кизляре, Первомайском. Как повлияли на ситуацию комплексная программа по урегулированию чечен­ского кризиса (1996 г. март), подписание А. Лебедем и А. Масхадовым в Ха­савюрте мирных соглашений 16 августа 1996 г.), вывод российских войск из Чечни, действия Совета безопасности под руководством И. Рыбкина и Б. Березовского, формирование правительства республики во главе с Д. Завгаевым, А. Кадыровым, вторжение боевиков в Дагестан в августе 1999 г.

Рассмотрите проявившиеся проблемы Российской армии, вопрос о бе­женцах и международный резонанс на эти события. Как изменилась ситуация в Чечне после избрания Президентом РФ В.В. Путина?

Вопрос третий. В основе внешнеполитической доктрины России в по­стконфронтационном мире лежат принципы, направленные на утверждение конструктивного характера международных отношений, на укрепление дове-

рия, взаимопонимания и партнерства. Рассмотрите основные шаги, предпри­нимаемые российским руководством на этом пути (поездка Ельцина в янва­ре 1992 г. в Нью-Йорк, Кэмп-Девидская декларация о принципах новых от­ношений с США, получение кредитов МВФ в размере 24 млн.долл., новый визит в США в июне 1992 г., 8 июля в Мюнхене встреча с «большой семер­кой», визит Б. Клинтона в Москву в 1994 г., вывод войск из европейских стран к 1994 г. и торжественная церемония проводов в Берлине, на которой присутствовали канцлер Г. Коль, Б. Ельцин; присутствие 10 мая 1995 г. Б. Клин­тона в Москве на 50-летии Победы, участие России весной 1995 г. в совеща­нии на Совете НАТО 16+1, семерки ведущих держав в Галифаксе в июне 1995 г.). Подтверждением изменения отношения к России стало её принятие в Совет Европы в январе 1996 г. и подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом в ноябре 1996 г. На новый уровень вышли отношения с НАТО через участие в программе «Партнерство во имя мира».

Балканский кризис (1995 г.) вызвал охлаждение отношений с США. Рос­сия решительно выступила на защиту интересов сербов и осудила бомбарди­ровки Югославии, стремилась добиться мирного урегулирования Косовской проблемы.

Дальнейшие позитивные сдвиги в отношениях с Западом были отмече­ны принятием России в Парижский клуб кредиторов (сентябрь 1997 г.), встречей уже восьмерки ведущих держав в Бирмингеме 1998 г. и подписа­нием новых соглашений с НАТО, встреча В.В. Путина с более чем 30 руково­дителями разных стран (сентябрь 2000 г.) и участие в Саммите тысячелетия с участием глав государств более 180 стран. (6, С. 413 - 418)

Рассмотрите основные проблемы взаимоотношений со странами ближ­него зарубежья (Украина, Прибалтика, Средняя Азия): границы, вооружен­ные силы, энергоносители, таможенные барьеры, положение русскоязычного населения, обострение национализма и т.д.

Основные направления на перспективное развитие международных от­ношений можно определить как следующие: Россия будет добиваться фор­мирования многополярной системы международных отношений, реально от­ражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; интеграции нашей страны в мировое сообщество, вступление в ВТО.

Вопрос четвертый. В 1990-е годы XX в. – начале XXI в. культура России переживает серьезные изменения. Перечислите факторы, влияющие на трансформацию общественных ценностей в настоящее время (11, С.498-499). Охарактеризуйте современную систему образования РФ. Как вы оцениваете перемены в ней? Считаете ли вы, что переход к двухуровневой системе обучения «бакалавр-магистр» позволит повысить качество высшего профессионального образования. Что такое «массовая культура», каковы ее составляющие. Какие идей выражает современная живопись, архитектура, театр и кинематограф. Оцените степень влияния религии на развитие российской культуры. Обозначьте основные тенденции в развитии музейного дела в современной России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал