Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные фармакокинетические параметры.
Актуальность темы. Общая фармакология - основа для понимания и правильной оценки фармакокинетики, фармакодинамики и токсичности лекарственных веществ с целью проведения рациональной и безопасной фармакотерапии. Изучение будущими врачами общих вопросов и закономерностей действия и применения лекарственных веществ необходимо для научно обоснованной оценки препаратов, изучаемых в курсе частной фармакологии. Цель занятия. Изучить основные вопросы общей фармакологии. Задачи: - изучить основные пути введения лекарственных средств; - освоить особенности всасывания лекарственных средств; - изучить распределение лекарственных веществ в организме, их депонирование; - биотрансформация (метаболизм) и пути выведения лекарственных веществ; - основные фармакокинетические параметры.
Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций: ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать основные понятия общей фармакологии; - знать общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; общие представления о путях введения, всасывания, распределения и выведения лекарственных средств; - уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики лекарственных средств; оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении; - владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма для рациональной фармакотерапии. ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства с учетом их путей введения, всасывания, распределения и выведения из организма: - знать основные пути введения лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; - уметь анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; - владеть навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом основных фармакодинамических параметров.
План изучения темы (уяснить и запомнить). 1. Пути введения лекарственных средств: · особенности энтерального способа введения (время развития эффекта, значение рН среды желудочно-кишечного тракта, характера пищи, интенсивности моторики желудочно-кишечного тракта); характеристика ректального способа применения; · особенности внутривенного способа введения (время развития эффекта, длительность сохранения активной концентрации в крови); · особенности внутримышечного и подкожного введения (скорость всасывания и развития эффекта, преимущества и недостатки). 2. Всасывание (абсорбция) лекарственных (химических) веществ: - виды и механизмы транспорта лекарственных веществ через биологические мембраны; - типы клеточных мембран и их характеристика; - особенности всасывания в различных отделах ЖКТ (ротовая полость, желудок, кишечник); - всасывание из ЖКТ в зависимости от различных факторов (физико-химические свойства препарата, лекарственная форма, анатомо-физиологические особенности, рН и состав желудочного сока, моторика, состояние нормофлоры, заболевания ЖКТ, состав и характер пищи, совместный прием других ЛС и др.); - особенности всасывания ЛС при внутримышечном, подкожном и ингаляционном способе введения ЛС, факторы, влияющие на всасывание; - особенности всасывания и транспорта ЛС через мембраны почечных канальцев, кожи, ГЭБ, эпителия молочных желез, плацентарного барьера; - понятие биодоступности и эквивалентности ЛС (биологическая, химическая, терапевтическая). 3. Распределение лекарственных веществ в организме: - влияние на распределение ЛС различных гистогематических барьеров; - степень связывания ЛС с белками плазмы и форменными элементами крови (влияние на распределение, практическое значение); - влияние на распределение химических, фармацевтических и физиологических факторов; - понятие объема распределения и депонирования ЛС. 4. Биотрансформация (метаболизм) лекарственных веществ: - органы и ткани, в которых происходит биотрансформация; - возможные изменения активности ЛС в результате биотрансформации; - фазы печеночной биотрансформации ЛС (химические реакции и ферменты, обеспечивающие микросомальный и немикросомальный метаболизм); - факторы, влияющие на биотрансформацию ЛС в печени; - понятие о пресистемном метаболизме, печеночном клиренсе; - индукторы и ингибиторы метаболизма ЛС в печени (практическое значение для комбинированной лекарственной терапии); - понятие о пролекарствах (pro drugs). 5. Экскреция и элиминация лекарственных веществ из организма: - определение терминов «экскреция» и «элиминация»; - пути экскреции; - основные процессы в почках, определяющие уровень экскреции (почечный клиренс); - факторы, влияющие на уровень почечной экскреции (патологические состояния, гипотония, гипоксия, гипоальбуминемия и др.); - особенности экскреции ЛС с желчью через легкие и молочные железы. 6. Понятие «фармакогенетика»; значение некоторых энзимопатий в изменении фармакологической активности лекарственных средств (идиосинкразия): изменение активности глюкозо-6-дегидрогеназы; изменение активности каталазы; изменение активности бутирилхолинэстеразы; изменение активности N-ацетилазы. Источники информации: а) Основная литература: 1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО 2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО б) Дополнительная литература 3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО 4. Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО 5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008. 6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО 7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ
|