![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи производственной практики
Производственная практика является важнейшей частью профессиональной подготовки психологов, специализирующихся в области психологии и направлена на достижение следующей цели: Цель организации производственной практики в рамках курса обучения будущих психологов института — закрепление и углубление знаний, умений и навыков по профилирующим дисциплинам, формирование профессиональной позиции психолога, развитие личностных и профессиональных качеств, творческого потенциала будущего специалиста-психолога. Задачи: · овладение умениями по постановке целей и задач в профессиональной деятельности, выполняемой индивидуально и совместно с коллегами по работе; · закрепление научно-теоретических знаний с практическими задачами, решаемыми психологом в профессиональной деятельности; · освоение навыков решения практических профессиональных задач; · формирование профессиональной позиции психолога, развитие творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретение навыков анализа собственного труда, формирование установки на самосовершенствование и личностный рост; · закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин психолого-педагогического профиля, освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности психолога в учреждении, взаимодействовать с коллегами по работе · изучение и практическое использование различных методик, методов и приемов работы психолога, приобретение умений и отработка навыков их практического применения в различных видах психологической деятельности (психологическое просвещение, профилактика, психокоррекция и психотерапия, психодиагностика); · развитие и совершенствование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, отвечающего современным требованиям психологической работы; · обретение навыков конкретных видов профессиональной деятельности, закрепление и развитие профессиональных навыков в самостоятельной практической деятельности, контролируемой наставником (руководителем практики (психологом-методистом) в принимающей организации); · получение опыта взаимодействия с должностными лицами, коллегами и потребителями консультационных психологических услуг.
2.4. Компетенции формируемые у обучаемого в результате прохождения производственной практики: 1. Общекультурные компетенции (ОК): способность и готовность к: - использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); - применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); - владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); - нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8); - проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9). 2. Профессиональные компетенции (ПК) (общепрофессиональные в практической деятельности): способность и готовность к: - реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); - отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); - описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); - осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); - выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); - психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); - ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, групп, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). 3. Профессиональные компетенции (ПК) (общепрофессиональные в научно-исследовательской деятельности): способность и готовность к: - пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); - реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13). 4. Профессиональные компетенции (ПК) (общепрофессиональные в педагогической деятельности): способность и готовность к: - использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18); - просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). 5. Профессиональные компетенции (ПК) (общепрофессиональные в организационно-практической деятельности): способность и готовность к: - проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22); - реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты: Знать: – разделы теории и методики оказания психологической помощи населению; – формы организации работы по психологическому сопровождению клиентов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека. Уметь: – организовывать консультативное взаимодействие с клиентом, планировать и проводить диагностическое исследование; – осуществлять работу по психологическому просвещению населения, вести социально-психологическое просвещение; – осуществлять текущее и перспективное планирование психологического сопровождения в учебных и дошкольных учреждениях; – грамотно ставить задачи и цель изучаемой темы. Владеть: – терминами и определениями в области психологии личности, психологического консультирования, психологического сопровождения; – разнообразной деятельностью психологической природы (просвещение, сопровождение, консультирование, диагностика).
Содержание производственной практики В ходе производственной практики студенты, специализирующиеся в области психологии, знакомятся с методами работы практических психологов, специализирующихся по различным психолого-педагогическим, психолого-социальным и психологическим консультативно-терапевтическим направлениям. Основными видами работ, выполняемыми студентами в период практики, являются: ● организационная работа; ● анализ организационно-методических и содержательных аспектов деятельности психолога-консультанта, психотерапевта; ● внутренняя психологическая работа самопознания и самоисследования (опыт клиенствования в условиях психотерапевтической группы). Организационная работа включает в себя участие в установочной и заключительной конференции по производственной практике, подготовку отчетной документации по итогам практики, сдачу зачета по производственной практике. Установочная конференция проводится, как правило, в первый день первой недели практики. Студенты получают Программу практики и другие методические материалы, проходят необходимый инструктаж, распределяются по базам прохождения практики, знакомятся с психологами-методистами, устанавливают с ними точные сроки и режим работы. Заключительная конференция проводится в последний день практики. В ее ходе на основе представленных каждым студентом отчетных документов и письменного отзыва руководителя практики от организации проводится дифференцированный зачет. Анализ организационно-методических и содержательных аспектов деятельности психолога-консультанта, психотерапевта подразумевает знакомство с профилем деятельности организации, изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога-консультанта и психотерапевта, знакомство с содержанием деятельности психолога-консультанта и психотерапевта, ее основными направлениями, применяемыми методами и практическими приемами, решаемыми задачами и критериями оценки ее эффективности. В результате этого содержание деятельности студента, осваивающего профессиональные умения и навыки в качестве помощника, ассистента или клиента психолога-консультанта, психотерапевта, организуется в следующих направлениях: 1. Ознакомление со структурой деятельности психологической службы учреждения. 2. Психологическая профилактика и социально-психологическая поддержка. 3. Психологическая диагностика личности (группы, определение проблематики детско-родительских отношений). 4. Психологическая коррекция и развитие через систему консультаций. 5. Психологическое консультирование, индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками (от трех до восемнадцати лет), психологическая коррекция; отработка элементов консультационных (психотерапевтических) техник в тройках («клиент»-«консультант»-«наблюдатель»). 6. Более углубленное изучение специальных дисциплин на основе приобретенного практического опыта: знакомство с основными направлениями психотерапевтической и психологической работы психологических центров и служб (психоаналитическая психотерапия, когнитивно-ориентированная психотерапия, гештальт-терапия, клиентоцентрированная психотерапия, индивидуальное, семейное, супружеское, детско-родительское, групповое, организационное и интернет-консультирование и т.п.). 7. Изучение правил и способов ведения консультационной (психотерапевтической) беседы: пассивное и активное слушание, отзеркаливание и вербализация чувств, резюмирование. 8. Психологическое просвещение как неотъемлемая часть социальной работы с несовершеннолетними, группами риска и их семьями. 9. Сбор материалов по научно-исследовательской деятельности в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР).
Основные виды деятельности студента:
|