Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Глава 1. Занятость и трудоустройствоСтр 1 из 6Следующая ⇒
Оглавление Введение Глава 1. Занятость и трудоустройство 1.1 Понятие занятости в сфере труда 1. 2 Правовой статус безработного 1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 1.4 Гарантии государства в области занятости 1.5 Примеры анкет приёма на работу Выводы Литература Введение Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурная перестройка экономики Украины привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.), в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 года около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной так и непроизводственной сферы. Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по Украины в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Однако даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные (практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений. Поэтому тема курсовой работы на нынешнем этапе является актуальной. В связи со сложившейся проблемой ситуация на рынке труда становится критической. Чтобы как можно глубже разобраться в этой важной проблеме, необходимо раскрыть ее сущность в данной работе. Это и стало целью работы. Задачи: - дать определение понятию «занятость населения» с точки зрения правоведения; - - охарактеризовать статус безработного и особенности трудоустройства граждан; - рассмотреть государственную политику в области занятости и трудоустройства граждан.
Глава 1. Занятость и трудоустройство 1.1 Понятие занятости в сфере труда Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая заработок. Вопросы занятости регулируются Конституцией, КЗоТ и «Законом о занятости». Обеспечение занятости – это комплекс мер, по сокращению безработицы. Сама политика государства в области занятости является гарантией реализации права граждан на труд. Состояние занятости и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории. На состояние трудозанятости нередко оказывают воздействие местные условия регионального хозяйствования. В пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается дефицит рабочей силы. В одном из курортных сезонов в Сочи появилось более пяти тысяч вакансий, поскольку многим санаториям и пансионатам потребовалось большое число обслуживающего персонала. Более того, на состоянии занятости позитивно отразилась активизация строительных работ в частном секторе, вызвавшая необходимость открытия двух тысяч рабочих мест[7, 34]. Товарный характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов становления рыночной экономики. Если спрос на рабочую силу падает и ее предложение испытывает избыток, то это соотношение вызывает серьезные социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение проблем занятости и трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и работодателями. Наиболее часто встречаются ситуации, когда число не имеющих работы граждан пополняют увольняемые из предприятий, организаций, учреждений работники. Наиболее остро эта проблема проявилась в условиях разгосударствления, приватизации предприятий, появления рынка труда. Согласно Трудового кодекса Украины работники могут быть высвобождены в связи с ликвидацией предприятий, сокращением штатной численности работающих. Под высвобождением работников понимают освобождение работников от участия в трудовом процессе и увольнения, порожденные нестабильностью производственной деятельности, неблагоприятной конъюнктурой рынка товаров, работ.[7, 63] Термин «высвобождение», не являющийся юридическим, в трудовом праве применяется в отношении работников, освобождаемых от основной работы по ранее заключенным с ними трудовым договорам. Причинами этого являются структурные изменения на предприятиях, в организациях и учреждениях, внедрение новых, более передовых методов управления производством и трудовым коллективом, применение прогрессивных технологических решений и проведение иных организационных, технических, экономических, правовых мер, способствующих выполнению производственных, хозяйственных и иных задач и повышению производительности труда с наименьшей численностью рабочих и служащих. В этой связи часть работников оказываются лишними и высвобождаются[7, 62]. Допуская этот процесс законодатель устанавливает определенные правовые гарантии, минимизирующие негативные последствия высвобождения работников. Так, работодатель должен заблаговременно (не менее чем за 2 месяца) письменно предупредить работника о предстоящем увольнении, а при массовом высвобождении кроме самих работников информируется профсоюзный орган не менее чем за три месяца до даты увольнения. Данные нормы нацеливают работников на поиск работы и трудоустройство. Если нет возможности сохранить работника на прежнем рабочем месте, работодатель предлагает работнику другую работу в пределах того же предприятия, организации или учреждения. При этом работнику предоставлено право выбора возможных вариантов трудоустройства. Он вправе обратиться по поводу трудоустройства к другим работодателям или в службу занятости для бесплатного подбора новой работы. А для того чтобы максимально облегчить и сократить поиск новых рабочих мест, работодатель обязан сообщить органу службы занятости не позднее чем за два месяца о предстоящем высвобождении работника. Данное уведомление должно содержать сведения о профессии, квалификации, специальности лица и размере оплаты его труда. Однако перечисленными мерами не ограничиваются реабилитационные мероприятия в условиях потери работы не по вине работника. Законом установлены льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Согласно Трудового кодекса Украины таким работникам при сокращении численности штата выплачивается выходное пособие в объеме средней месячной оплаты труда; сохраняется тот же размер зарплаты на период трудоустройства, но не более чем за два месяца со дня увольнения работника. Если работник в двухнедельный после увольнения период обратился в орган но трудоустройству и не был им трудоустроен, то по решению этого органа в порядке исключения уволенному лицу может быть выплачена зарплата и за третий месяц незанятости. Все указанные выплаты осуществляются за счет средств работодателя, уволившего работника. При этом за уволенным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если период со дня увольнения и нового трудоустройства не превышает трех месяцев. Если работник высвобождается не в связи с сокращением численности или штата, а по причинам реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, то за ним на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев, сохраняется среднемесячная зарплата с учетом выходного пособия. Сохраняется и непрерывный трудовой стаж, а также предоставляются и иные предусмотренные законодательством льготы и компенсации.
|