![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест второй. Как вы ищете работу?
Есть люди, которые ищут работу, а есть те, которых работа ищет сама. Целеустремленные и решительные люди имеют много вариантов использования своих сил и знаний. Другие же часто не могут найти то, что им нужно. Ответьте на вопросы двумя способами «ДА», если Вы отвечаете утвердительно и «НЕТ», если ваш ответ отрицательный. А затем подсчитайте количество положительных ответов.
Вопросы:
1. Все Ваши друзья и знакомые знают, что Вы ищите работу и помогают вам в этом? 2. Вы регулярно просматриваете издания, в которых есть объявления о вакансиях? 3. Каждый день Вы бываете в двух-трех организациях и ведете переговоры по поводу работы? 4. Вы составили квалифицированное резюме о себе и разослали его во многие организации? 5. Вы зарегистрированы в центре занятости и регулярно получаете информацию о вакансиях? 6. Вы хорошо осведомлены о том, в каких организациях Вы можете найти работу? 7. Вы располагаете информацией о том, где могут быть вакансии для Вас? 8. Вы обучаетесь на курсах, приобретая профессию, которая требуется на рынке труда? 9. Вы устроились на временную работу, считая, что в будущем Вы найдете то, что вам нужно? 10. Бывая в организациях, Вы стремитесь оставить наиболее благоприятное впечатление о себе? 11. Вы поддерживаете связи с руководителями кадровых служб организаций, в которых Вам могут предоставить работу? 12. Вы хорошо осведомлены о том, где могут быть вакантные должности, соответствующие Вашей квалификации и где Вы хотели бы работать? 13. Знаете ли Вы официальные названия, адреса и телефоны, фамилии руководителей организаций, где хотели бы работать? 14. Публикуете ли вы свое объявление о том, что Вы ищете работу? 15. Вы убеждены, что непременно найдете для себя работу? 16. Вы имеете горячее желание найти работу? 17. Каждый день вы звоните в новые организации, предлагающие вакантные места? 18. Вы тщательно анализируете все переговоры, которые проводите относительно работы, делая для себя важные выводы? 19. Вы выбрали несколько организаций, в которых хотели бы работать, и постоянно поддерживаете с ними связь? 20. Вы ищете партнеров, с которыми хотели бы начать свое дело?
Обработка результатов. За каждый ответ «ДА» начисляйте себе по 5 очков. Полученная сумма является показателем того, насколько процентов вы выполнили свою задачу, чтобы найти работу. Если вы набрали от 70 до 100%, то мы поздравляем Вас, потому что ваши усилия обязательно будут вознаграждены. Любая развивающаяся организация несомненно будет рада иметь такого сотрудника. Вы никогда не останетесь без работы и сможете сделать успешную карьеру. Ваша увлеченность и энтузиазм позволит вам добиться успехов в любом деле. Если вы набрали от 30 до 70%, то вам теперь известно, что необходимо сделать, чтобы еще можно сделать, чтобы найти работу по душе. Проанализируйте внимательно каждый вопрос и составьте новый план поиска работы. Поработайте над своим имиджем. Измените свою внешность. Займитесь спортом, станьте энергичнее. Смените прическу, но главное, обратите внимание на выражение своего лица. Чаще улыбайтесь и смелее расширяйте круг вашего делового общения. Если вы набрали менее 30%, то вам нужно еще многое сделать, чтобы иметь работу. Возможно, что ваше настроение не располагает к освоению новых горизонтов. Вам необходимо научиться радоваться жизни и не ждать перемен к лучшему, а начать действовать. Как только вы примите для себя решение действовать, депрессия начнет уступать место состоянию уверенности, а дальше многое изменится.
Найти свое место в жизни – это большое искусство. Иногда требуется всего несколько шагов, чтобы добиться нужного результата, а иногда работа, о которой вы мечтаете, ждет вас долго. Независимо от результатов тестирования, воспользуйтесь советами специалистов, чтобы справляться с трудностями поиска наилучшего места применения ваших сил.
Совет 1. Для поиска работы используйте телефон. Это наиболее эффективный способ обращения в поисках работы. Он оперативен, позволяет в короткий срок связаться с большим числом предприятий и учреждений. Его преимуществом является и то, что общение по телефону допускает больше гибкости в обмене информацией, чем письменный запрос или объявление о себе как специалисте, ищущем работу, через газету, но и не заменяет их. В ходе телефонного разговора есть возможность почувствовать реакцию собеседника и при необходимости перестроиться, дать дополнительные сведения о себе, обсудить другие варианты трудоустройства, попросить совета на дальнейшие действия. Общение по телефону требует тщательной подготовки, связанной как с планированием его содержания, общей направленности, подбора конкретных вопросов, которые предстоит выяснить, так и с отработкой формы его ведения. Поэтому, прежде чем позвонить, не мешает прорепетировать такой разговор наедине с собой или со своими родственниками, друзьями. Начинайте его с представления и краткого рассказа о себе. Представляясь, называйте полностью фамилию, имя и отчество. Выражайте свои мысли точно и ясно. Не произносите много вводных слов, избегайте тем, не связанных прямо с вашим возможным трудоустройством. Говорите непосредственно о специальности, рабочем месте, которые вас интересуют. Как только почувствуете даже минимальную вероятность положительного решения вашего вопроса, постарайтесь договориться о личной встрече. Если собеседник в раздумье, предложите что-нибудь сами, например: «В среду в 10.00 Вам будет удобно?» Нередко в этом случае удается получить согласие на встречу в указанное или другое время. Не исключено, человек, к которому вы позвонили, может быть раздражен тем, что его оторвали от дела, или даже не подойдет к телефону. Не следует особенно расстраиваться и по этому поводу. Продолжайте действовать согласно своему плану и спустя некоторое время позвоните вновь. Спросите, когда будет удобно позвонить. Будьте настойчивы, но не назойливы. Совет 2. Письменный запрос. Установить контакт с работодателем можно обратившись к нему письменно. Рассылка писем также позволяет связаться с большим числом предприятий, фирм в сравнительно короткие сроки. Письмо должно быть предельно кратким - не более одной страницы текста, но в то же время достаточно полной справкой о том, кто вы есть как специалист и в некоторой степени как человек, личность, на какое рабочее место вы претендуете или какого профиля деятельность ищете. В письме необходимо указать ваш профессиональный опыт, знания, умения, уровень подготовки, некоторые индивидуальные качества. Вся эта информация должна быть подобрана таким образом, чтобы из нее было видно ваше соответствие той должности, на которую вы претендуете. Если вы ищете работу в разных профессиональных областях и обращаетесь в этой связи в разнопрофильные учреждения, то необходимо подготовить несколько писем-запросов по числу этих областей, выделяя каждый раз те из ваших профессиональных качеств, которые больше всего отвечают их требованиям. Письмо должно привлечь внимание руководителя или сотрудника отдела кадров, создать благоприятное впечатление о вас и желание пригласить на личную беседу. Для этого важно не только содержание письма, убедительность помещенной в нем информации, но и его форма, внешний вид. Письмо - это ваша визитная карточка, ваше лицо, и небрежность, неряшливость здесь недопустимы. Свое письмо всегда адресуйте конкретному человеку и начинайте его с личного обращения, например: «Уважаемый? Николай Николаевич!» Если вы не знаете имени, обращайтесь по должности. В конце не забудьте указать ваш адрес и номер телефона. Совет 3. Личное общение. В данном случае речь идет о предварительном посещении вами предприятия, фирмы, в ходе которого вы еще не планируете окончательно оформиться на ту или иную конкретную должность. Его основная цель - путем личного общения с руководителем, сотрудниками отдела кадров получить информацию о вакантных рабочих местах или уточнить какие-то сведения, касающиеся перспектив вашего трудоустройства, если перед этим вы уже либо связывались с ними по телефону, либо получили ответ на ваш письменный запрос, либо нашли интересное вам объявление этого предприятия в газете, на стенде и т. д. Хорошо подготовьтесь к такого рода общению. Ваша информация о себе и все вопросы к работодателю должны быть тщательно продуманными, конкретными. Постарайтесь предварительно узнать о продукции и услугах, которые данное предприятие производит, обоснуйте, какие виды деятельности и почему вас интересуют на нем. Если вы договорились о встрече заранее (например, потелефону), будьте пунктуальны. Хорошо оденьтесь. В ходе разговора ведите себя сдержанно, приветливо. Постарайтесь на конкретных фактах показать ваши знания и опыт. Будьте точны в сведениях о себе. Не отзывайтесь плохо о своей прежней службе, профессии и руководителях. Не жалуйтесь и не обсуждайте своих личных проблем. Работодателя интересуют не они, а ваши профессиональные возможности. Не спешите задавать вопросы о зарплате, льготах и условиях труда, пока вам не предложат конкретное рабочее место. Очевидно, что в некоторых случаях вы можете получить немедленный отказ. Иногда ваш собеседник может быть даже невежлив из-за того, что вы оторвали его от работы. По опыту подобных контактов на рынке труда в США, рекомендуют для снятия конфликтной ситуации несколько изменить тактику и просить не саму работу, а совет о том, как ее найти. Это тем более удобно бывшему кадровому военнослужащему, плохо знакомому со спецификой профессиональной жизни в народном хозяйстве. Ваши трудности в этом отношении понятны любому руководителю, сотруднику отдела кадров. Скажите собеседнику, в какой сфере и на какой должности вы хотели бы работать, и попросите его как опытного специалиста по найму рабочей силы дать совет: какие качества нужны для этой деятельности, куда лучше обращаться по вопросу трудоустройства и т. п. Такой прием может принести успех. Не исключено, что вы узнаете много полезного для себя и даже получите предложение работать сразу же или в ближайшем будущем. Могут вас порекомендовать и другому предприятию. Личные беседы помогают лучше узнать, чего ждут от вас потенциальные работодатели, дают возможность установить и поддерживать отношения с предприятиями, повышают ваш кругозор в вопросах профессиональной переориентации и, следовательно, вероятность подбора наиболее подходящего для вас варианта трудоустройства. Ведите учет всех ваших обращений (по телефону, письменных, личных) на предприятия, в учреждения, фирмы. С получением результата по каждому из них круг поиска будет сужаться. На некоторые предприятия возможно повторное обращение на основе сведений, полученных в ходе первого. В любом случае должна быть налажена продуманная система учета и поддержания связей с потенциальными работодателями. Совет 4. Общение с бывшими сослуживцами, друзьями, соседями, знакомыми. Часто то, что вам нужно, находится довольно близко от вас. Поэтому смело рассказывайте о своих проблемах. Чем больше людей, которые вас окружают, знают о том, что вы ищете работу, тем быстрее вы сможете получить то, что хотите. По мнению американских специалистов этот путь сбора информации о вакантных профессиях и реального трудоустройства является одним из а наиболее эффективных. В отечественной литературе также признается, что более половины информации о свободных рабочих местах в городе не доходит до бирж труда, государственных и коммерческих центров занятости. Но о них, как правило, знает кто-то из ваших друзей, родственников, знакомых, бывших сослуживцев. Старайтесь, как можно более активно использовать все возможности при сборе информации о вакансиях и при установлении непосредственных связей с предприятиями, практическом оформлении на работу. Внимательно просмотрите свои записные книжки и составьте список людей, которые могли бы вам помочь. Не ориентируйтесь лишь на тех, кто прямо связан с вашими профессиональными интересами. Круг информаторов о вакантных местах должен быть как можно более широким. Свяжитесь с каждым из них, объясните, какую работу ищете, терпеливо выслушайте любые советы независимо or того, подходят они вам или нет, договоритесь о дальнейших связях. Не стесняйтесь периодически напоминать о себе и своей просьбе. Попросите друзей сообщать о всех, подходящих вам объявлениях по вопросам трудоустройства в газетах и на стендах. Постарайтесь сразу после того, как это произошло, обзвонить их. Они лучше других понимают ваше положение и, теперь освоившись в новых условиях, как правило, готовы оказать, посильную помощь или хотя бы дать совет, поддержать. Немалую ценность для Вас представляет любая информация бывшего сослуживца, но наиболее желателен вариант, когда он не только подскажет, где найти работу, но и представит вас с лучшей стороны соответствующему руководителю, договорится о встрече с ним, поможет подготовиться к предстоящему разговору.
Совет 5. Как оформиться на работу. Итак, вы определились на рынке труда, выявили вакантные рабочие места, изучили их особенности, требования кспециалистам, выбрали то, что наиболее подходит для вас. Кроме основного варианта в трудоустройстве вы наметили два-три запасных, резервных, на случай неудач. На очереди - оформление на работу. В условиях свободного рынка труда и безработицы это далеко не простой, этап вашего трудоустройства. Ведь сегодня предприниматель, как правило, имеет возможность выбирать одного кандидата из нескольких, того, кто, по его мнению, наиболее качественно справится с выполнением соответствующих обязанностей. Поэтому не исключено, что на стадии найма вам еще предстоит выдержать конкурентную борьбу за рабочее место, доказать работодателю, что самым подходящим специалистом для него являетесь именно вы. Подобная ситуация далеко не всегда приятна. Но это - рынок труда, с его законами приходится считаться. Нужно лишь знать, что вас ждет на этапе оформления на работу, и быть готовым ко всем неожиданностям. Наиболее распространенной формой оценки профессиональной пригодности кандидатов при отборе их на вакантную должность применяется индивидуальное собеседование. Как правило, параллельно осуществляется анализ документов, характеризующих вашу профессиональную квалификацию. Дополнительно могут использоваться тестирование, письменные характеристики и т.д. Совет 6. Как пройти собеседование при приеме на работу. Собеседование при некотором внешнем сходстве с личным обращением к руководству предприятия на этапе поиска работы, имеющего главной целью сбор информации о вакантных местах, носит принципиально иной, более ответственный и конкретный характер. Теперь вы уже претендуете на строго определенную должность и вас пригласили на беседу, чтобы в ходе ее оценить ваши профессиональные знания, опыт, личностные качества, особенности поведения и сделать вывод о пригодности к успешному выполнению соответствующих должностных обязанностей. В свою очередь собеседование вам предоставляет возможность в личном контакте с работодателем доказать свои способности и обосновать претензии на эту должность. Одновременно, получив в ходе беседы дополнительную информацию об особенностях и условиях работы, лучше узнав будущего руководителя, вы можете еще раз перепроверить свой профессиональный выбор, убедиться, в какой мере он отвечает вашим интересам и устремлениям. Таким образом, собеседование является одним из важнейших этапов процесса трудоустройства и требует самой тщательной подготовки. Прежде чем отправиться на собеседование: — подготовьте и возьмите с собой все документы, имеющие отношение к вашей профессионально-служебной деятельности и характеризующие ее эффективность (резюме, дипломы и свидетельства об образовании и т.д.); — запомните все сведения о себе, которые могут понадобиться в ходе собеседования (учебные заведения, где учились, занимаемые должности, основные навыки и умения, хобби и увлечения и др.); — проведите предварительные репетиции (несколько раз расскажите вслух о себе, своем образовании и профессиональном опыте, о том, что вас привлекает в данной работе и что, со своей стороны, вы можете предложить предприятию). Такие тренировки позволят вам чувствовать себя более уверенно и спокойно в ходе беседы, лучше выделить свои сильные стороны, устранить возможные слабые места в рассказе о себе; — соберите как можно больше сведений об учреждении, куда вы приглашены на беседу (сфере его деятельности и продукции, репутации в деловом мире, руководителях, условиях и режиме труда, зарплате, возможностях профессионального роста, отношениях в коллективе и т. д.); — составьте список вопросов, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе собеседования; — позаботьтесь о своем внешнем виде. Именно он создает о вас первое впечатление. Не следует одеваться как подчеркнуто официально, так и слишком вольно. Присмотритесь к тому, как одеты сотрудники организации, в которой вам предстоит работать. Запомните: на собеседование вы должны прийти подготовленным во всех отношениях. Это позволит вам успешно преодолеть «подводные камни» беседы, лучше ответить на трудные и неожиданные вопросы. Небрежность в подготовке недопустима, она может свести на нет многое из того, что объективно свидетельствует в вашу пользу. Совет 7. Как отвечать на вопросы в ходе собеседования. Одним из аспектов подготовки к собеседованию является анализ вопросов, которые потенциально могут быть заданный работодателем. Конечно, в ходе беседы вы должны показать умение воспринимать и быстро решать самые неожиданные проблемы. Нередко такое умение - часть вашей характеристики как будущего работника. Однако опыт показывает, что содержание разговора при приеме на работу достаточна стандартно. Сегодня в отечественной и зарубежной литературе хорошо проанализированы перечни вопросов, которые чаще всего звучат в отделах кадров. Готовясь к собеседованию, человек должен ожидать и продумать ответы примерно на следующие вопросы: Какова ваша профессиональная подготовка? Почему вы считаете, что будете соответствовать именно этой должности? Каковы ваши основные сильные стороны? Есть ли у вас как специалиста и человека слабости? Что является для вас главным в работе - деньги, возможность выразить себя, стремление руководить людьми, желание сделать карьеру, стремление работать с современной техникой и т. д.? Каковы ваши интересы вне производства? Почему вы хотите трудиться именно на нашем предприятии? Что вы ожидаете от работы у нас? Какую пользу вы можете принести предприятию? Каковы ваши профессиональные планы на ближайшие 3 года, 5 лет, 10 лет? Как вы ладите с людьми? На какое жалование вы рассчитываете? Способны ли работать самостоятельно, без постоянного контроля? Способны ли руководить большой группой людей? Почему, на ваш взгляд, мы должны взять на эту должность именно вас? Надо быть готовым, в частности, к таким вопросам: По какой причине Вы уволились с предыдущей работы? Получаете ли пенсию? Как решены ваши жилищные и бытовые проблемы? Видите ли вы необходимость в дополнительной профессиональной переподготовке? Не будет ли у вас трудностей с вхождением в новый коллектив? На какой период вы намерены связать свою профессиональную судьбу с нашим предприятием? Какие перспективы для своей профессиональной карьеры вы видите у нас? Совет 8. Как вести себя во время собеседования. Собеседование имеет целью проверить многие профессиональные и чисто человеческие качества кандидата. Многие качества личности по-настоящему можно оценить лишь при личном контакте. Поэтому во время встречи вы должны тщательно контролировать свое поведение и стиль общения с собеседником. В поведении прежде всего необходимо продемонстрировать четкость, собранность, выдержку. Работодатель должен его сразу заметить и постоянно чувствовать в течение разговора. Прибудьте на место встречи за 10 -15 минут до ее начала. Имейте при себе необходимые документы, блокнот и ручку для записей. Точно в назначенное время войдите в кабинет и четко представьтесь. Внимательно выслушивайте все вопросы. Даже если вопрос совершенно понятен, подумайте, прежде чем ответить. Отвечайте коротко и четко, без длинных отклонений и сленга. Избегайте упоминания о личных, семейных и финансовых проблемах. Не браните своих бывших сослуживцев, начальников. Будьте уверенным в себе, но не самоуверенным. Не перебивайте собеседника, когда он говорит. В разговоре должен лидировать работодатель. Представьте ему эту возможность. Не старайтесь «подавить» его своими знаниями, способностями, опытом. Сохраняйте контакт глазами собеседником. В ходе разговора сконцентрируйтесь на самой работе, на ваших возможностях справиться с ней, на том, что, прежде всего, вы дадите предприятию, а уже затем - на том, что оно даст вам. Будьте искренни. Говорите о своих профессиональных навыках без преувеличения. Не пытайтесь создать видимость, что вы все знаете и умеете. Специалисты считают, что самая большая ошибка людей, ищущих работу, состоит в том, что они хотят казаться не такими, какими являются. Вместо того, чтобы держаться непринужденно и быть совершенно откровенными, они часто стараются давать такие ответы, которые, по их мнению, вы хотите услышать. Но это не срабатывает, потому что обманщики никому не нужны. Как и фальшивые монеты». Возможно вам придется отвечать в ходе беседы на вопросы «личного» характера. Если вы считаете, что тот или иной вопрос невежлив, нетактичен или даже унизителен, спросите собеседника, имеет ли он отношение к работе. И подумайте, стоит ли работать с людьми, которые ведут себя таким образом. Не спешите задавать свои вопросы, пока работодатель сам не предложит вам этого. Однако и не бойтесь спросить о том, что вам необходимо знать о предприятии, должности, на которую вы претендуете, будущих обязанностях и т. д. Точное понимание уже на этом этапе специфики предстоящей деятельности и требований к вам поможет избежать многих недоразумений в дальнейшем. Будьте готовы к обсуждению уровня заработной платы, но начинайте его лучше после того, как сам работодатель коснется этого вопроса. Сохраняйте реалистичность в разговоре на эту тему. В случае отказа в приеме на работу спросите совета, куда еще имеет смысл обратиться и где могут заинтересоваться вашими профессиональными возможностями. Но никогда не унижайтесь уговорами. В заключение поблагодарите человека за встречу. При неудачном результате собеседования, анализируя его ход и содержание, прежде всего, скажите себе, что оно не было последним в вашей жизни, впереди еще будут лучшие варианты трудоустройства. Но для этого постарайтесь извлечь максимум полезной информации из происшедшего, определить, что именно явилось причиной неудачи. Восстановите в памяти весь ход собеседования, вспомните: Как вы держали себя? Что спрашивали у вас? Что и как вы отвечали? Как вел себя работодатель в начале, середине и конце беседы? С какого момента изменилось его отношение к вам? Какие из ваших ответов и вопросов ему не понравились? Подобный анализ необходим. Ведь даже такому делу как поиск работы, надо учиться. Только сделав правильные выводы из поражения, вы сумеете подтвердить старую истину, согласно которой «за одного битого двух небитых дают». Если самостоятельный анализ не приведет к конкретным выводам, постарайтесь обсудить ход собеседования с кем-нибудь из ваших более опытных товарищей. Совет 9. Как пройти тестирование. В некоторых фирмах перед собеседованием или принятием окончательного решения о зачислении на работу проводится тестирование кандидатов. Его задача - с помощью коротких формализованных заданий (тестов) оценить вашу профессиональную пригодность к избранной деятельности. При этом могут использоваться тесты разных видов - для оценки: 1) общих (интеллектуальных) способностей; 2) уровня развития тех или иных специальных качеств, необходимых для успешного выполнения данной деятельности (например, организаторских); 3) соответствующих знаний и умений. Такого рода экзамен (а тестирование - экзамен) для большинства из вас является делом непривычным. Но не следует пугаться. Если вы избрали новую специальность в соответствии с профессиональными интересами, способностями и опытом работы, то ваш уровень - как свидетельствует практика тестирования кадровых военнослужащих - вполне достаточен, чтобы успешно выполнить все задания. Ну а если случится неудача, необходимо еще раз тщательно проанализировать все факторы, которые вы учитывали, делая выбор новой профессии. Кроме того, помните, что количество набранных в ходе тестирования баллов - только один из многих показателей, позволяющих работодателю судить о вашей пригодности. Для зрелого человека и подготовленного в своей области специалиста куда более важно сохранение общей логики профессионального развития, обеспечение тесной связи между уже имеющимся опытом и содержанием новой деятель нести. Ни один из общепринятых тестов не требует специальной подготовки. Поэтому не следует беспокоиться об окончанием каких-либо курсов перед таким экзаменом. В то же время, если имеется возможность потренироваться в выполнении различных тестов (например, в центре занятости), то ее на до использовать. Это позволит прочувствовать обстановка тестирования, снять ощущение его непривычности. Успех тестирования во многом зависит от вашей собранности непосредственно в ходе испытаний. Прежде всего, очень внимательно выслушайте (или прочитайте) инструкцию к каждому тесту, учитывая, что любой пункт в ней имеет определенное значение. В дальнейшем действуйте строго по инструкции. Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью, отвлекать других от работы, разговаривать. Как правило, на обдумывание каждого вопроса дается несколько минут, поэтому лучше ответить сразу на те из них которые не вызывают затруднений, а в оставшееся время подумать над более сложными. По окончании тестирования не надо расстраиваться, что вам не удалось показать все, на что способны. Еще раз подчеркиваем: количество набранных баллов - только один из показателей, по которым будут судить о ваших способностях. Совет 10. Как оформить трудовой договор. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и гражданином, устраивающимся на работу. Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и соглашением сторон. Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляются работнику под расписку. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Для вас, бывшего кадрового военнослужащего, не имевшего ранее дела с процедурой оформления трудовых отношений, этот завершающий этап трудоустройства может также таить в себе много подводных камней. Поэтому не торопитесь в первом порыве подписывать различные бумаги» отдавать свои документы и справки. Если есть хоть малейшее сомнение, попросите время, для того, чтобы обдумать и тщательно изучить условия вашего приема на работу. Посоветуйтесь с более опытными друзьями, бывшими сослуживцами, уже прошедшими такой этап, специалистами службы занятости, обратитесь в юридическую консультацию. При устройстве на государственные предприятия существует уже устоявшийся порядок оформления трудовых отношений, и неожиданности здесь могут вас подстерегать лишь в том случае, если работодатель сознательно умолчал о каких-то отрицательных особенностях вашего будущего труда. Поэтому постарайтесь собрать дополнительную информацию о должности, на которую вас приглашают через сотрудников данного предприятия. Если вы нашли работу самостоятельно, прежде чем устраиваться, не поленитесь узнать мнение о ней у специалистов биржи труда. Чаще всего проблемы с оформлением трудовых отношений возникают при найме в частную фирму, кооператив и т. п. Существует несколько обязательных правил, которые смогут защитить вас от возможных в дальнейшем недоразумений и проблем: — устраиваясь в фирму, организацию и т. д., получите от администрации документ о вашем найме, заверенный подписью ответственного лица и печатью учреждения (это может быть второй экземпляр приказа о зачислении на работу или трудового договора); — устраиваясь на работу по трудовому договору, оговорите все условия вашего найма: предоставление вам очередного отпуска, оплату больничных листов, выплату пособий и компенсаций; — если работодатель отказывается выполнять условия. договора, требуйте от него письменного отказа; с этим документом вы можете потом обратиться в комиссию по трудовым спорам профсоюзной организации, а если ее нет в этом учреждении, то - в суд. Начав требовать от администрации гарантий и письменный обязательств, вы можете оказаться в непростом положении. Однако в этом лучше определиться сразу. Почувствовав нежелание пойти вам навстречу, подумайте еще раз, стоит ли связывать свои надежды с сомнительным учреждением. Вы начинаете трудовую жизнь, в которой уже не действуют хорошо изученные вами приказы министра обороны, общевоинские уставы, директивы ваших прямых начальниц ков по службе. Но здесь столь же необходимо детальное знание соответствующих законов и нормативных актов, определяющих порядок работы на основании трудового договора, по совместительству, договору подряда, договору о членстве в хозяйственном товариществе и т. д., регламентирующих ваши права по разрешению трудовых споров. Тщательно разберитесь в этих документах. Необходимые л консультации по определению их перечня и анализу содержания вы всегда можете получить у юристов биржи труда. В заключение напомним еще раз: с не вовремя и плохо оформленными документами ваши трудовые соглашения несут в себе потенциальную опасность. Со временем они могут не только стать запутанными, но и несправедливыми. А отстоять свои права в любой инстанции при документально неоформленных или неправильно оформленных отношениях вам будет очень трудно.
|