Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цены и ценообразование в рыночной экономике
Цена – денежное выражение стоимости товара. Она является объективной экономической категорией, которая осуществляет функционирование всех сфер производства, распределения, обмена и потребления. Объясняя природу и значение цены некоторые американские учённые считают, что она представляет собой количество денег, которое уплачивается за определённое количество товаров или услуг определённого качества, включая посреднические. С точки зрения маркетинга как науки, цена является определённой суммой денег или других видов вознаграждения, которые обмениваются на какую-то собственность в виде товаров или услуг. Цена – величина не постоянная. В её основе лежат общественно необходимые затраты труда. Сами общественно необходимые затраты труда определяются среднеотраслевыми издержками, т. е. затратами на производство товара на предприятиях с общественно нормальными условиями труда и производства, при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Соотношение между ценой и стоимостью может быть равно, больше или меньше стоимости. Следовательно, на величину стоимости влияют факторы производства: - структура производства; - уровень оснащённости труда; - уровень организации производства, труда и управления; - квалификация работников; - природные и географические условия. На рынке стоимость товара не изменяется, изменяется только его цена, на которую воздействуют рыночные факторы: - спрос и предложение; - качество товаров; - мода; - престижность товара и фирмы, которая его производит; - сезонность; - экономическая чистота; - реклама, дизайн товара и упаковка; - уровень развития торговли; - уровень гарантийного обслуживания; - средства доставки; - психология потребителя (дешёвые или престижные покупки). Таким образом, основные стоимостные элементы структуры цены: - прибыль, - себестоимость, - налог на добавленную стоимость (НДС), - наценка (скидка). При этом наибольший удельный вес в структуре цены принадлежит себестоимости (более 50%). Функции цены: 1. Учётная – она выступает средством учёта общественно полезного труда, учитывает общественную потребность в этом товаре. 2. Стимулирующая – стимулирует развитие НТП, экономию ресурсов, повышение качества продукции. 3. Распределительная, связана с отклонением цены от стоимости, в соответствии с определённой социальной политикой. 4. Сбалансирование спроса и предложения: устанавливаются повышенные цены на дефицитные товары, пользующиеся повышенным спросом. Высокие цены стимулируют производство таких товаров. Если цена не выполняет свои функции, то она теряет своё экономическое назначение и перестаёт быть таковой, т. е. превращается в средство фиксации затрат. В таких условиях прибыль можно получить независимо от результатов хозяйствования. В Украине в соответствии с Законом «О ценах и ценообразовании» с 1991 г. введены три вида цен: · государственные фиксированные цены, · регулируемые цены, · свободные цены. Государственные фиксированные цены – устанавливаются на базовую продукцию, которая влияет на развитие народного хозяйства и уровень розничных цен (нефть, газ, уголь, чёрные металлы, электроэнергию, тарифы на перевозки железнодорожным транспортом, услуги связи). Регулируемые цены и тарифы (товары и услуги, которые определяют жизненный уровень населения, на виды продукции, которые определяют производство товаров широкого употребления), т. е. цены могут изменяться в установленных границах в стране, регионе. Свободные цены устанавливаются на те виды продукции, на которые не устанавливаются государственные и регулируемые цены. Они определяются на договорной основе. При этом государственное регулирование цен может осуществляться как при помощи прямых методов воздействия, так и косвенных. В первом случае речь идёт о «замораживании» цен, контроле над ними, установление границ изменения цены. Во втором случае – путём воздействия на издержки производства и прибыль путём предоставления льгот, субсидий, кредитов, с помощью налогов, таможенного и валютного регулирования. В условиях развитой рыночной экономики используются и другие виды цен: - трансфертные (передаточные) – в пределах больших монополистических объединений, корпораций; - прейскурантные цены – цены, которые вносятся в справочники фирм; - коммерческие цены – цены, по которым реализуются импортные товары, а также товары комиссионной продажи. В зависимости от объёма продаж различают оптовую и розничную цену.
Разнообразие цен зависит во многих случаях не от конкретного вида товара, а от характера купли-продажи, от отношений, которые возникают на рынке.
|