![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамические моментые нагрузки, возникающие в процессе бурения и их определение.
Динамические нагрузки на долото, вал забойного двигателя и низ колонны обусловлены, главным образом, непосредственным динамическим взаимодействием долота с забоем. Удаленные участки колонны испытывают динамические нагрузки, обусловленные большей частью колебательными процессами, возникающими при работе долота, забойного двигателя, пульсацией давления промывочной жидкости и т.д. Указанные причины порождают одновременно продольные, крутильные, поперечные колебания и в ряде случаев – автоколебания различных частот и амплитуд. Низкочастотные продольные колебания большой амплитуды (до 5-10 мм) возникают из-за ухабистости забоя, колебаний давления в нагнетательной системе при работе поршневых буровых насосов, разновысокости шарошек и др., а высокочастотные колебания малой амплитуды (0, 1-2 мм) обусловливаются скачкообразным хрупким разрушением забоя, перекатыванием шарошек долота по забою и т.д. Продольные колебания, особенно колебания большой амплитуды, приводят к резкому изменению осевой нагрузки на долото и связанного с ней крутящего момента, что в свою очередь, вызывает крутильные колебания. Последние возникают также при заклиниваниях долота, из-за биений шарошек, переменного по радиусу и углу поворота шарошек сопротивления вращению долота, а также при подклиниваниях опор шарошек и т.д. Неодинаковые сопротивления породы разрушению различными зубьями, шарошками, различное их проскальзывание по забою приводит к появлению поперечных сил, уводящих долото в сторону. Возникает косой удар, вызывающий поперечные колебания. Причиной возникновения поперечных колебаний при роторном бурении является также динамическая неуравновешанность элементов вращающейся колонны (из-за разностенности труб, эксцентричности замковых деталей, переводников и д.т.), вызывающая возникновение центробежных сил. Переменный момент сопротивления вращению долота обусловливает неравномерное вращение бурильной колонны (вала забойного двигателя, что приводит при нелинейном (зависящем от частоты вращения, контактного давления) коэффициенте трения труб о стенки скважины (в опорах забойного двигателя) возникновению крутильных автоколебаний. Дополнительным источником колебаний колонны при бурении с плавучих средств являются вертикальные перемещения, бортовая и килевая качка судна, вызывающие соответственно продольные и поперечные колебания.
|